Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Пробудить тягу к знаниям

Общество, 01:07, 26 сентября 2012, Вероника БЕЛОУСОВА
Слушать новость
Пробудить тягу к знаниям. .

В 2012 году исполняется 55 лет системе известного российского педагога Льва Занкова


Всероссийский форум педагогов развивающего обучения «Реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы» собрал учителей различных регионов РФ  в стенах гимназии № 1 г. Тюмени, где успешно внедряются идеи системы Занкова.

Обучение без принуждения


Форум был посвящен 55-летию системы известного российского педагога, академика Льва Занкова и проводился при поддержке департамента образования и науки Тюменской области, департамента образования администрации г. Тюмени и при непосредственном участии Тюменского областного государственного института развития регионального образования.

Обменяться опытом, повысить научный и профессиональный уровень, привлечь внимание педагогической общественности к идеям системы развивающего обучения Занкова и ее реализации в Тюменской области – педагоги в течение двух дней обсуждали на  семинарах, круглых столах, презентациях, мастер-классах, стендовых докладах преимущества известной системы.

В работе форума приняли участие авторы учебно-методических комплектов системы Занкова, методисты и заведующие кафедрами начального и дошкольного образования, учителя начальной и основной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продленного дня  и другие работники образования, реализующие идеи развивающего обучения Занкова.

Что же такое система Занкова и почему она так крепко и основательно закрепилась в российских школах? По словам методистов, эта дидактическая система была разработана еще  в  60-х годах. В ее основе лежит идея слияния обучения, воспитания и развития в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. В основу системы легли разработки известного психолога Льва Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Развитие предполагает сотрудничество, организацию совместного поиска решения между педагогом и ребенком.

По словам методиста Федерального научно-методического центра им. Льва Занкова Натальи Киричек, принципы
концепции – обучение детей на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, работа над развитием всех учащихся – и самых слабых, и самых сильных. «Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил», – считает она.

В основе – развитие личности ребенка


Как заметила Наталья Викторовна, разговоры о сложности программы преувеличены. Основная трудность заключается в том, что непросто бывает самому педагогу отойти от традиционных приемов и способов обучения, а содержательная часть не сложнее других программ. В 1995–1996 годах система Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения.

В этом году не случайно в Тюменской области проходит форум, посвященный 55-летию системы Занкова. Двадцать лет эта программа работает в регионе. Причем не просто работает, но  и развивается. «Вначале  в реализации системы развития были задействованы три муниципальные территории. Сейчас их семнадцать, – рассказывает Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития  регионального образования, кандидат педагогических наук, народный учитель РФ. – Это самая нужная грамотная программа, потому что  в ее основе – развитие индивидуальной личности каждого ребенка. Сейчас в России внедряются, и Тюменская область не исключение, новые образовательные стандарты. С прошлого года вся начальная школа, все первые классы начали работать по ним. Сейчас можно абсолютно ответственно сказать, что программа развивающего обучения – основа новых стандартов. Слышать ребенка, развивать его природный потенциал, психологически сопровождать – очень важные и правильные направления обучения».

Интерес учителей к системе Занкова в Тюменской области очень ярко прослеживается по сравнению с другими субъектами, считает кандидат педагогических наук, заместитель директора Федерального научно-методического центра им. Занкова Ольга Федоскина. Ольга Владимировна немало лет отдала развитию системы развивающего обучения в Тюменской области.

Началось все  в 1996 году, когда она приехала в Москву на первые для себя курсы повышения квалификации в Федеральный центр им. Льва Занкова. Познакомившись с идеями авторов системы, полностью их приняв, переняв опыт коллег – педагогов-практиков, Ольга Владимировна вернулась в родную среднюю школу № 1 п. Боровского, где успешно проучила два набора «занковцев». После областного конкурса «Учитель года – 2001» ее пригласили работать на кафедру начального образования ИРРО и доверили курировать занковскую систему. С этого периода в области началась кропотливая работа по развитию системы, которая не прекращается и по сей день.

Заседания творческих групп учителей, курсы повышения квалификации, семинары, встречи с авторами, многочисленные конкурсы для учащихся и педагогов – жизнь «занковского пространства» кипит. «Главный результат обучения по системе Занкова – дети, уверенные в себе, радостные и счастливые. Наверное, их заинтересованность, отношение к учебе – это  и есть тот показатель, который говорит о том, что детям в этой системе комфортно. Деления на городские и сельские школы нет. Успешно обучаться могут дети как из сельских школ, так  и городских, даже ребята коррекционных классов. Конечно, большая нагрузка ложится на учителя, чтобы он смог создать эту неповторимую образовательную и воспитательную среду в коллективе», – считает Ольга Владимировна.
Встреча «занковцев» на Тюменской земле продолжится в начале ноября международной конференцией с участием педагогов ближнего и дальнего зарубежья, что говорит о том, что систему Занкова по достоинству оценили и за пределами РФ.

В 2012 году исполняется 55 лет системе известного российского педагога Льва Занкова


Всероссийский форум педагогов развивающего обучения «Реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы» собрал учителей различных регионов РФ  в стенах гимназии № 1 г. Тюмени, где успешно внедряются идеи системы Занкова.

Обучение без принуждения


Форум был посвящен 55-летию системы известного российского педагога, академика Льва Занкова и проводился при поддержке департамента образования и науки Тюменской области, департамента образования администрации г. Тюмени и при непосредственном участии Тюменского областного государственного института развития регионального образования.

Обменяться опытом, повысить научный и профессиональный уровень, привлечь внимание педагогической общественности к идеям системы развивающего обучения Занкова и ее реализации в Тюменской области – педагоги в течение двух дней обсуждали на  семинарах, круглых столах, презентациях, мастер-классах, стендовых докладах преимущества известной системы.

В работе форума приняли участие авторы учебно-методических комплектов системы Занкова, методисты и заведующие кафедрами начального и дошкольного образования, учителя начальной и основной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продленного дня  и другие работники образования, реализующие идеи развивающего обучения Занкова.

Что же такое система Занкова и почему она так крепко и основательно закрепилась в российских школах? По словам методистов, эта дидактическая система была разработана еще  в  60-х годах. В ее основе лежит идея слияния обучения, воспитания и развития в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. В основу системы легли разработки известного психолога Льва Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Развитие предполагает сотрудничество, организацию совместного поиска решения между педагогом и ребенком.

По словам методиста Федерального научно-методического центра им. Льва Занкова Натальи Киричек, принципы
концепции – обучение детей на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, работа над развитием всех учащихся – и самых слабых, и самых сильных. «Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил», – считает она.

В основе – развитие личности ребенка


Как заметила Наталья Викторовна, разговоры о сложности программы преувеличены. Основная трудность заключается в том, что непросто бывает самому педагогу отойти от традиционных приемов и способов обучения, а содержательная часть не сложнее других программ. В 1995–1996 годах система Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения.

В этом году не случайно в Тюменской области проходит форум, посвященный 55-летию системы Занкова. Двадцать лет эта программа работает в регионе. Причем не просто работает, но  и развивается. «Вначале  в реализации системы развития были задействованы три муниципальные территории. Сейчас их семнадцать, – рассказывает Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития  регионального образования, кандидат педагогических наук, народный учитель РФ. – Это самая нужная грамотная программа, потому что  в ее основе – развитие индивидуальной личности каждого ребенка. Сейчас в России внедряются, и Тюменская область не исключение, новые образовательные стандарты. С прошлого года вся начальная школа, все первые классы начали работать по ним. Сейчас можно абсолютно ответственно сказать, что программа развивающего обучения – основа новых стандартов. Слышать ребенка, развивать его природный потенциал, психологически сопровождать – очень важные и правильные направления обучения».

Интерес учителей к системе Занкова в Тюменской области очень ярко прослеживается по сравнению с другими субъектами, считает кандидат педагогических наук, заместитель директора Федерального научно-методического центра им. Занкова Ольга Федоскина. Ольга Владимировна немало лет отдала развитию системы развивающего обучения в Тюменской области.

Началось все  в 1996 году, когда она приехала в Москву на первые для себя курсы повышения квалификации в Федеральный центр им. Льва Занкова. Познакомившись с идеями авторов системы, полностью их приняв, переняв опыт коллег – педагогов-практиков, Ольга Владимировна вернулась в родную среднюю школу № 1 п. Боровского, где успешно проучила два набора «занковцев». После областного конкурса «Учитель года – 2001» ее пригласили работать на кафедру начального образования ИРРО и доверили курировать занковскую систему. С этого периода в области началась кропотливая работа по развитию системы, которая не прекращается и по сей день.

Заседания творческих групп учителей, курсы повышения квалификации, семинары, встречи с авторами, многочисленные конкурсы для учащихся и педагогов – жизнь «занковского пространства» кипит. «Главный результат обучения по системе Занкова – дети, уверенные в себе, радостные и счастливые. Наверное, их заинтересованность, отношение к учебе – это  и есть тот показатель, который говорит о том, что детям в этой системе комфортно. Деления на городские и сельские школы нет. Успешно обучаться могут дети как из сельских школ, так  и городских, даже ребята коррекционных классов. Конечно, большая нагрузка ложится на учителя, чтобы он смог создать эту неповторимую образовательную и воспитательную среду в коллективе», – считает Ольга Владимировна.
Встреча «занковцев» на Тюменской земле продолжится в начале ноября международной конференцией с участием педагогов ближнего и дальнего зарубежья, что говорит о том, что систему Занкова по достоинству оценили и за пределами РФ.



В Абатском и Ишимском районах проводят дезинфекцию территорий после паводка

19 мая

Агроном дала тюменцам рекомендации, как защитить растения от заморозков

19 мая