Приборы учета – подарок кошельку
Начало в № 173
Газета «Тюменская область сегодня» продолжает публикацию интервью с заместителем губернатора Тюменской области Вячеславом Вахриным, начатую в прошлом номере за 25 сентября 2012 года. В центре беседы – актуальные вопросы предстоящего отопительного сезона, новый порядок в оказании жилищно-коммунальных услуг.
– Вячеслав Михайлович, надо оттягивать счастье ставить счетчик на водоснабжение, электро- и газоснабжение до 1 июля 2013 года или лучше завтра это сделать?
– Оттягивать не надо. Потому что закон таков: до 1 июля 2013 года потребители обязаны это сделать. Впрочем, ничто не мешает завтра пойти и приобрести счетчики, найти тех, кто их установит, или сделать это самому. Но если потребитель дотянет до последнего, то исполнитель коммунальных услуг – управляющая организация – имеет право и обязанность принудить потребителя к установке приборов учета. Сами купят, приедут, установят, а на человека возложат расходы. Правда, есть и защитный механизм. Потребитель имеет право воспользоваться рассрочкой до пяти лет оплаты этого прибора с применением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка России. Но ведь нет уверенности, какова будет цена приобретения. Поэтому самый выгодный способ – самому о себе позаботиться, если речь идет об индивидуальном приборе учета, пойти на собрание и решить вопрос по установке общедомового прибора учета. Кстати, даже по старым правилам установка общедомового прибора учета по отоплению всегда ведет к экономии расходов как минимум на 16–18 процентов. Отказываться от такого подарка кошельку, не вкладывая денег в приобретение прибора учета, – нерачительный подход к деньгам.
– Как новый порядок касается владельцев частных домов, участков?
– В части объемов потреб-ления, если у них есть приборы учета, никак не касается, как платили по приборам учета за потребляемую воду, так и будут платить. Если же прибора учета нет, то будет три норматива: норматив потребления воды в жилом помещении, норматив на полив земельного участка и если есть сельскохозяйственные животные, то сосчитают потребление воды ими. Человек должен определиться: либо он будет платить три этих составляющих, либо поставит приборы учета и фактически снимет все вопросы по размеру оплаты. Новый порядок еще предусматривает некоторые другие вещи: если потребитель не передал показания прибора учета в отведенный для этого срок, к оплате не сразу будет применяться норматив потребления, а с него будут взыскивать платеж по среднемесячному тарифу за предыдущий платежный период.
Но если он три месяца не будет сдавать показания приборов учета, то после их истечения будет применен норматив потребления. Получается такая ситуация, что норматив потребления в современных условиях является неким механизмом стимулирования перехода на приборы учета. Потому что это наиболее разумная ситуация, когда человек платит только за то, что купил, потребил, потому что любой энергетический ресурс – тоже товар.
– Телезрительница Татьяна Осипенко задает непростой вопрос: «Повышение тарифов отдано на откуп местным властям, тем временем в регионе профицит бюджета. Нельзя ли оставить тарифы на уровне июля?»
– Тарифы меняются в соответствии с российским законодательством. Мы живем не на необитаемом острове. В стране есть инфляционные процессы, если не будем их учитывать при тарифообразовании, соответственно, разорим коммунальные предприятия. Нет никаких сомнений в необходимости внутри коммунальных предприятий наводить порядок.
Не секрет, что общественное мнение сложилось не в их пользу: деньги берут, а ничего не улучшают. Если сравнить ситуацию по стоимости отопления у нас и в Финляндии, можно увидеть, что тарифы одинаковые. Но если у нас коммунальные предприятия несут огромное количество потерь и от имеющегося уровня платежа мало что могут вложить в собственное развитие, то у финнов всюду стоят приборы учета. Строгий учет стимулирует к устранению потерь, и соответственно, система по-другому выстраивается. Внутреннее резервное развитие позволяет не только свести концы с концами, но и нормально функционировать без подъема тарифа, однако инфляционная составляющая в тарифе будет присутствовать всегда, пока есть инфляция. Но и законодательством не все проблемы перекладываются на потребителя.
Все то, что не включается в тариф для населения, регулируемого государством и государством же сдерживаемого, ложится на финансирование из бюджета. То есть инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса, недотарифицированные через оплату населением, финансируются бюджетом. Тюменская область это осуществляет. Более того, Тюменская область сегодня для многих субъектов РФ как кость в горле, на нас постоянно показывают пальцем: здесь самые низкие коммунальные тарифы. Не растерять конкурентные преимущества возможностей большого бюджета – это тоже задача.
– Два вопроса на одну тему: Нина Иосифовна: «Живем по ул. Сургутской, 11. Круглый год без горячей воды, перебои жуткие, а платим исправно». Тюменка Людмила Волганова: «14 мая в доме по ул. Радищева, 27 отключили горячую воду и до сих пор не включили. Когда же наконец мы сможем нормально принять горячий душ?»
– Эти ситуации – пример безалаберности. Когда говорим, что область подготовлена к зиме, это не означает, что в каждом доме все доделано. Ведь не об этом идет речь. Я бы хотел, чтобы потребитель понимал не так буквально, что наступил некий райский формат, и все стало идеально. Если посмотрим на улицы города, то увидим, что где-то идут раскопки, где-то коммунальщики выбились из графика, пытаются успеть что-то доделать – это присутствует, безусловно.
В других уголках области тоже происходят аналогичные процессы. Но ситуация такова, что если коммунальные услуги, которые должны оказываться непрерывно, не предоставляются, это нарушение. Со стороны государства созданы защитные механизмы. В рамках гражданско-правовых отношений есть возможность защитить права потребителя в суде. С другой стороны, есть Государственная жилищная инспекция. Туда во всех этих случаях следует обращаться. Она проверит соблюдение исполнителем коммунальных услуг всех требований законодательства. Там, где вина исполнителя установлена, выдается предписание об устранении нарушений, берется на контроль исполнение, не исключается и административная ответственность со всеми вытекающими последствиями.
Ответственность за такую ситуацию лежит на органах местного самоуправления. 3200 аварий на тепловых сетях в Тюмени по прошедшему отопительному сезону – это, согласитесь, очень много. Мы должны все усилия бросить на то, чтобы сократить число аварий, чтобы схема теплоснабжения г. Тюмени была наконец-то отрегулирована, налажена, и идем по этому пути.
Схема теплоснабжения как публичный документ – в разработке, инвестиционная программа УТСК принята, все вопросы, связанные с общей организацией процесса управления сетями, решаются, осталось серьезно заняться модернизацией сетей и инвестированием средств. Город потратил тоже немало – 300 миллионов рублей. Тем не менее очевидно, что большой эффект пока не достигнут, зиму ждем с опаской – сети могут подвести. Но это не значит, что мы не готовы устранять аварии и люди останутся в беде.
Вопросы в студии ВГТРК «Регион-Тюмень» задавал Анатолий Омельчук.