К отопительному сезону – готовы
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства актуальны круглый год. Но в преддверии осенне-зимнего сезона жители региона особенно остро нуждаются в разъяснении спорных моментов: батареи холодные, когда же будет тепло?
Готовы ли отопительные системы выдержать зимнюю стужу? Чем обоснованы изменения в оплате коммунальных услуг с 1 сентября нынешнего года? На эти и другие вопросы жителей региона ответил заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин.
Что сулит зима?
– Вячеслав Михайлович, что сулит предстоящая зима с точки зрения жилищно-коммунальной политики?
– Трудно предсказывать. Наверное, это больше работа синоптиков. Они, кстати, говорят, что зима будет достаточно холодная с большим количеством температурных перепадов. Это плохо для коммунального хозяйства, потому что всегда ведет к росту числа коммунальных аварий, которые, к сожалению, неизбежны.
Но хочу сказать, что к зиме полностью подготовились: подписан паспорт готовности Тюменской области к предстоящему сезону.
В 22-х муниципальных образованиях начался отопительный сезон. Это первое свидетельство того, что все системы функционируют. Хочется напомнить, что отопительный сезон у нас начинается, как только среднесуточная температура не менее пяти суток подряд понижается до восьми градусов.
В Тюмени с понедельника начинается запуск тепла и к концу недели есть обязательство властей подключить тепло в каждом доме.
– Паспорт готовности сдали без особых усилий?
– Как раз-таки паспорт готовности – формализация процесса. Он весьма трудоемкий и финансовоемкий: более 600 миллионов рублей область потратила на подготовку к зиме. Полностью имеем запасы топлива, даже сверхнормативные, что дает возможность запуска резервных источников питания. Безусловно, готовы к реакции на любые аварийные ситуации, которые могут возникнуть на системах и, конечно, рассчитываем, что их будет как можно меньше. Но живем на земле, понимаем, что коммунальная система связана с железом, с техникой и не все зависит от человеческого фактора. Большую роль играет и степень ее изношенности.
– Отдаленные труднодоступные районы, такие как Заболотье, тоже готовы к холодам?
– У нас полная готовность в регионе к осенне-зимней эксплуатации системы ЖКХ.
«Красный день» календаря для коммунальщиков
– Наверное, большой объем работ провели коммунальщики, готовясь к зиме. Что сделали? Где было особенно «тонко»?
– Работа проходила плановая, системная, уже по отработанной схеме. Единственное, появились законодательные изменения, и в этом году работа регионального штаба строилась по новым правилам. Стало больше логоритмичности, системности, поэтому в этом году работа велась слаженнее, чем обычно. Институты власти работали координированно: и Ростехнадзор, и все службы жилищно-коммунального хозяйства, и служба пожарной инспекции.
– Грандиозные коммунальные стройки сегодня в области есть?
– Мы перманентно модернизируем коммунальную инфраструктуру. В этом году на программу модернизации выделено семь миллиардов рублей из областного бюджета. Во всех уголках Тюменской области такие процессы уже идут. Губернатор поставил задачу движения вперед и мы к концу года должны сформировать программу модернизации коммунальной инфраструктуры по всем 26 муниципальным образованиям области с учетом оптимизации современных методов и подходов в виде изменения модернизации котельных, сетей и так далее. Это очень большая кропотливая работа. В ней задействованы все муниципальные образования, ее координирует департамент жилищно-коммунального хозяйства области.
– 1 сентября – «красный день» календаря. Поступил вопрос от телезрительницы Магдалены Фроловой: с 1 сентября оказание коммунальных услуг идет по новым правилам. Придется платить больше или меньше, интересуется телезрительница.
– Все зависит от того, исполнил ли потребитель свой гражданский долг по установке прибора учета энергетического ресурса. Федеральный закон обязывает потребителей сделать это до 1 июля текущего года. К сожалению, многие из нас невнимательно отнеслись к этой обязанности и такого прибора учета не установили.
Для системы ЖКХ действительно, как вы сказали, 1 сентяб-ря – «красный день» календаря. «Красный» с точки зрения повышенного внимания и ответственности к происходящим процессам. С 1 сентября по решению правительства РФ перешли на новое правило по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Сейчас каждый житель области за сентябрь получит квитанцию по новой форме, с новыми цифрами, по новым принципам оплаты.
Чтобы не было никих удивлений, думаю, правильно было бы воспользоваться ситуацией и рассказать, что изменилось. Во-первых, если раньше люди платили за потребление коммунального ресурса по местам общего пользования пропорционально своему индивидуальному потреблению – то есть если меньше потратил электроэнергии, меньший вклад вносишь в оплату за освещение подъезда или работу лифта. Сейчас это не так.
Ныне каждый человек будет платить только свою долю в общем имуществе многоквартирного дома, проще говоря, пропорционально площади квартиры. Это предусматриваемый порядок. Кроме этого, и нормативы потребления стали другими.
Теперь отдельно учитываются нормативы потребления коммунальных ресурсов в жилых помещениях, отдельно в местах общего пользования и отдельно при использовании земельного участка и надворных построек, в том числе при приготовлении пищи и поении сельскохозяйственных животных.
– Вячеслав Михайлович, новый порядок оказания коммунальных услуг касается всех и каждого или только тех, кто проживает в многоквартирных домах?
– Касается тех, кто проживает в многоквартирных домах. То есть фактически всех потребителей.
Платить по нормативам или приобрести счетчик?
– Федор Уваров задает вопрос: «Показывали в новостях, что нужно установить счетчики, а у меня нет денег. Что будет тем, кто не установил? Быть может, штрафы? Кто поможет пенсионерам?»
– Начнем с подходов. Правительство области гарантировало, что не будет роста оплаты за коммунальные услуги свыше 12 процентов. Это предельный индекс, установленный из расчетов развития государства. Фактически тарифным регулированием этот вопрос обеспечен. Все граждане, которые исполнили свой долг и установили приборы учета, не имеют никакого платежа сверх заданного индекса. У них все хорошо, им волноваться не о чем. Единственное, что у них произойдет – внутреннее перераспределение между собой с точки зрения вклада.
– То есть вся проблема в учетных приборах?
– По сути это так. Потому что рост уплаты может привести к применению новых нормативов потребления. Тот, кто оплачивает по счетчику, не зависит от нормативов потребления, ему без разницы, какой теперь норматив. Сейчас правительство области приняло два принципиальных решения в связи со сложившейся ситуацией. Первое – все новые нормативы по отоплению, их применение и новый порядок перенесен еще на один год – до 1 июля 2013 года. То есть граждане сейчас не испытают трудностей из-за возможного роста платежей по отоплению в связи с неустановкой прибора учета еще на один год.
– Областная казна это компенсирует?
– Да. Областная казна является, так сказать, спасательным кругом. Губернатор принял решение о том, что превышение двенадцатипроцентного роста, который будет вызван новыми нормативами потребления, будет покрыто из казны, но действовать этот порядок будет до 1 июля 2013 года.
Те, кто не установит приборы учета до этого времени, больше не смогут воспользоваться такой помощью. Теперь каждый человек в квитанции увидит расчет по новому нормативу потребления, увидит ту сумму, которая, исходя из этого расчета, превышает двенадцатипроцентный индекс роста и эта сумма будет вычтена из квитанции.
Таким образом он увидит, насколько область субсидирует коммунальные предприятия. Но он должен понимать, что этот «подарок» ему дается на установку прибора учета. Мы исходим из того, что не из ка-кой-то злонамеренности люди не установили приборы учета, просто по не знанию, по недооценке ситуации, неожидая, что это так быстро с сентября ударит по их карманам.
Вопросы в студии телерадиокомпании «Регион-Тюмень» задавал Анатолий Омельчук.
Продолжение беседы читайте в следующем номере.