Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Принципы городской архитектуры

Слушать новость
Принципы городской архитектуры. .

На вопросы читателей о перспективах развития городской среды Тюмени ответил заслуженный архитектор России Виктор Станкевский


В редакции состоялась встреча с заслуженным архитектором России Виктором Станкевским. Темой беседы стала городская среда Тюмени и перспективы ее развития. Виктор Дмитриевич ответил на многочисленные вопросы, поступившие в редакцию.
– В чем смысл сохранения, восстановления исторических построек?
Данила Фатин, район Лесобаза

– Есть ли  в вашей семье альбом старых фотографий бабушки с дедушкой, которые стоят перед фотообъективом в стандартных позах? Зачем вы его храните? Видимо, чтобы передать потомкам... То же с архитектурой – если мы все снесем, то станем Иванами, не помнящими родства.

Истоки сегодняшней культуры базируются на прошлом, и мне кажется, что архитектура – одно из важнейших искусств, ведь оно наиболее социально. В отношении к традиционной архитектуре есть разные подходы: например, в Чехии ничего нельзя изменить, даже покрасить здание в другой цвет или заменить деревянные двери пластмассовыми. Там считают, что если памятник пропал, то его не стоит восстанавливать или переносить.

В Польше наоборот – после Второй мировой войны практически не осталось архитектуры, и они все восстановили, сохранив историческое пространство.

Англичане же полностью оставляют внешний вид сооружения, заменяя в нем всю начинку, в том числе перекрытия. Венгры модернизируют памятники архитектуры, пристраивая к ним новые объекты так профессионально, что пристройки нисколько не умаляют сами памятники. Как мы будем относиться к историческим постройкам – решать нам...

– Ваше отношение к строительству в Тюмени металлургического завода?
Елена Маслова, Пятый микрорайон

– Промышленные предприятия в черте города – это нормально, если они соответствуют всем критериям. Они должны быть построены в промышленной зоне с соблюдением санитарных разрывов до жилой застройки и с учетом розы ветров. В Тюмени катастрофически не хватает производства, ведь у нас развиваются прежде всего торговля и услуги. Городу не хватает мужчин, и если создавать новое производство, оно должно быть с мужскими профессиями. С этой точки зрения приветствую появление такого завода и думаю, что те, кто принимает решение по его строительству, учитывают санитарные нормы.

– Когда у нас прекратится точечная застройка?
Александр Главацкий, район Дома обороны

– Точечная застройка – это ярлык, так называют коммерческое строительство на свободном месте. Застройщики обычно не интересуются, как  к этому относятся жильцы соседних зданий, какие нагрузки испытывают коммунальные сети, детские дошкольные учреждения, транспорт и прочее.

Между тем точечная застройка – это градостроительный инструмент. В Тюмени по существу нет законченных архитектурных ансамблей. Если не заниматься точечным строительством, исправить картину не удастся. Сказав такой застройке категорическое нет, мы застрянем на полупостроенном городе.

Если бы наш город был как Прага или Варшава, в нем ничего не надо было бы достраивать. Но даже в Лондоне находят точки, где ухитряются построить  совершенно потрясающие новейшие здания среди исторической застройки, на маленьком клочке земли. Сохраняется общий строй, масштаб и принципы, новые постройки вливаются в архитектурный ансамбль и сливаются с ним. Но это должны делать профессионалы.

– Почему в городе разрешают строить дома так близко друг к другу?
Анна Кудряшова, Центральный район

– Новый генеральный план, в котором были заложены основные положения градо­строительной политики, начинал тюменский коллектив архитекторов, потом работу поручили специалистам из Петербурга и Омска.

Градостроители, которые остались здесь, занимаются площадками под конкретные дома, так называемой «привязкой». Вопросы фасадов, достаточного освещения, детских площадок, парковок должны решаться на уровне генерального плана, а если этого нет, их решают инвесторы. Они получают участок земли, затем заказывают проект, который зачастую бывает оторван от того, что уже построено вокруг.

– Когда начнут строить мост по  улице Монтажников и когда планируют закончить?
Александр Круговых,  Восточный микрорайон

– С этим вопросом нужно обращаться в городскую администрацию. Транспортный коллапс, который уже присутствует в городе, обусловлен тем, что как бы ни расширяли улицу Рес­публики, после двух километ­ров свободной дороги упираемся в «бутылочное горлышко» путепроводов, где  и образуются пробки. Конечно, мостов через Транссибирскую магистраль и Туру должно быть значительно больше, а вот узкие улицы в старом центре можно расширить не везде. Необходимо разводить потоки транспорта по маленьким улочкам, ведь кровеносная система человека устроена так, что мелких капилляров во много раз больше, чем магистральных вен  и артерий. В старых европейских городах разветвленная сеть узких улочек используется широким фронтом.

– Как вы относитесь к наружной рекламе в городе?
Нина Генне,  Заречный микрорайон

– В городе так много зданий на главных магистралях, которые полностью закрыты вывесками, что просто убивает архитектуру. Многие европейские города запрещают рекламу выше первого этажа, ограничиваясь названием магазина.

Поняв, что от остальной рек­ламы эффективность нулевая, они приняли решение, сохранив архитектуру, прекратить бессмысленное выкачивание денег из воздуха. Грандиозные светящиеся установки стоят на ключевых градостроительных позициях, но это не место для рек­ламы – там должны быть памятники, фонтаны, элементы городского благоустройства...

Задайте себе вопрос, купили ли вы что-нибудь из рекламы с этих установок? Между прочим, мигающие экраны отвлекают водителей, много транспортных недоразумений происходит из-за них.

– В чем, по-вашему, смысл жизни?
Даниил Бакинин, г. Урай

– Мне кажется, что смысл жизни в любви – человеческой, чтобы остались дети, которые тоже будут любить и продолжать род. В любви к своему делу, ведь если бы ее не было, ничего бы не сдвинулось с места, и была бы сплошная бессмыслица.

На вопросы читателей о перспективах развития городской среды Тюмени ответил заслуженный архитектор России Виктор Станкевский


В редакции состоялась встреча с заслуженным архитектором России Виктором Станкевским. Темой беседы стала городская среда Тюмени и перспективы ее развития. Виктор Дмитриевич ответил на многочисленные вопросы, поступившие в редакцию.
– В чем смысл сохранения, восстановления исторических построек?
Данила Фатин, район Лесобаза

– Есть ли  в вашей семье альбом старых фотографий бабушки с дедушкой, которые стоят перед фотообъективом в стандартных позах? Зачем вы его храните? Видимо, чтобы передать потомкам... То же с архитектурой – если мы все снесем, то станем Иванами, не помнящими родства.

Истоки сегодняшней культуры базируются на прошлом, и мне кажется, что архитектура – одно из важнейших искусств, ведь оно наиболее социально. В отношении к традиционной архитектуре есть разные подходы: например, в Чехии ничего нельзя изменить, даже покрасить здание в другой цвет или заменить деревянные двери пластмассовыми. Там считают, что если памятник пропал, то его не стоит восстанавливать или переносить.

В Польше наоборот – после Второй мировой войны практически не осталось архитектуры, и они все восстановили, сохранив историческое пространство.

Англичане же полностью оставляют внешний вид сооружения, заменяя в нем всю начинку, в том числе перекрытия. Венгры модернизируют памятники архитектуры, пристраивая к ним новые объекты так профессионально, что пристройки нисколько не умаляют сами памятники. Как мы будем относиться к историческим постройкам – решать нам...

– Ваше отношение к строительству в Тюмени металлургического завода?
Елена Маслова, Пятый микрорайон

– Промышленные предприятия в черте города – это нормально, если они соответствуют всем критериям. Они должны быть построены в промышленной зоне с соблюдением санитарных разрывов до жилой застройки и с учетом розы ветров. В Тюмени катастрофически не хватает производства, ведь у нас развиваются прежде всего торговля и услуги. Городу не хватает мужчин, и если создавать новое производство, оно должно быть с мужскими профессиями. С этой точки зрения приветствую появление такого завода и думаю, что те, кто принимает решение по его строительству, учитывают санитарные нормы.

– Когда у нас прекратится точечная застройка?
Александр Главацкий, район Дома обороны

– Точечная застройка – это ярлык, так называют коммерческое строительство на свободном месте. Застройщики обычно не интересуются, как  к этому относятся жильцы соседних зданий, какие нагрузки испытывают коммунальные сети, детские дошкольные учреждения, транспорт и прочее.

Между тем точечная застройка – это градостроительный инструмент. В Тюмени по существу нет законченных архитектурных ансамблей. Если не заниматься точечным строительством, исправить картину не удастся. Сказав такой застройке категорическое нет, мы застрянем на полупостроенном городе.

Если бы наш город был как Прага или Варшава, в нем ничего не надо было бы достраивать. Но даже в Лондоне находят точки, где ухитряются построить  совершенно потрясающие новейшие здания среди исторической застройки, на маленьком клочке земли. Сохраняется общий строй, масштаб и принципы, новые постройки вливаются в архитектурный ансамбль и сливаются с ним. Но это должны делать профессионалы.

– Почему в городе разрешают строить дома так близко друг к другу?
Анна Кудряшова, Центральный район

– Новый генеральный план, в котором были заложены основные положения градо­строительной политики, начинал тюменский коллектив архитекторов, потом работу поручили специалистам из Петербурга и Омска.

Градостроители, которые остались здесь, занимаются площадками под конкретные дома, так называемой «привязкой». Вопросы фасадов, достаточного освещения, детских площадок, парковок должны решаться на уровне генерального плана, а если этого нет, их решают инвесторы. Они получают участок земли, затем заказывают проект, который зачастую бывает оторван от того, что уже построено вокруг.

– Когда начнут строить мост по  улице Монтажников и когда планируют закончить?
Александр Круговых,  Восточный микрорайон

– С этим вопросом нужно обращаться в городскую администрацию. Транспортный коллапс, который уже присутствует в городе, обусловлен тем, что как бы ни расширяли улицу Рес­публики, после двух километ­ров свободной дороги упираемся в «бутылочное горлышко» путепроводов, где  и образуются пробки. Конечно, мостов через Транссибирскую магистраль и Туру должно быть значительно больше, а вот узкие улицы в старом центре можно расширить не везде. Необходимо разводить потоки транспорта по маленьким улочкам, ведь кровеносная система человека устроена так, что мелких капилляров во много раз больше, чем магистральных вен  и артерий. В старых европейских городах разветвленная сеть узких улочек используется широким фронтом.

– Как вы относитесь к наружной рекламе в городе?
Нина Генне,  Заречный микрорайон

– В городе так много зданий на главных магистралях, которые полностью закрыты вывесками, что просто убивает архитектуру. Многие европейские города запрещают рекламу выше первого этажа, ограничиваясь названием магазина.

Поняв, что от остальной рек­ламы эффективность нулевая, они приняли решение, сохранив архитектуру, прекратить бессмысленное выкачивание денег из воздуха. Грандиозные светящиеся установки стоят на ключевых градостроительных позициях, но это не место для рек­ламы – там должны быть памятники, фонтаны, элементы городского благоустройства...

Задайте себе вопрос, купили ли вы что-нибудь из рекламы с этих установок? Между прочим, мигающие экраны отвлекают водителей, много транспортных недоразумений происходит из-за них.

– В чем, по-вашему, смысл жизни?
Даниил Бакинин, г. Урай

– Мне кажется, что смысл жизни в любви – человеческой, чтобы остались дети, которые тоже будут любить и продолжать род. В любви к своему делу, ведь если бы ее не было, ничего бы не сдвинулось с места, и была бы сплошная бессмыслица.