Господдержка поможет малому бизнесу
Тема развития малого и среднего бизнеса в Тюменской области обсуждалась 10 сентября на заседании президиума регионального правительства. Вадим Шумков рассказал, что с начала 2012 года государственную поддержку получили 637 субъектов в сфере предпринимательства, в предыдущем году – 858 (это в семь раз больше, чем в 2005 году).
Господдержка оказывается для возмещения части затрат на оплату процентов по договорам кредита, связанным с приобретением оборудования и строительством объектов производственного назначения, а также по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках и ярмарках. Кроме того, на гранты и субсидии могут рассчитывать начинающие предприниматели, а также МП и СП, производящие или реализующие товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта. Предпринимателям могут быть субсидированы затраты на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства и приобретение оборудования через лизинг.
Так, только за два последних года по договорам лизинга с господдержкой приобретено 1159 единиц оборудования 451 субъектом предпринимательства. Большое число из них пошло в производственную сферу, ЖКХ, пассажирские и грузовые перевозки, на предприятия, связанные с выполнением заказов нефтегазовых компаний.
Вадим Шумков отметил, что в последнее время в сотрудничестве с Минэкономразвития пакет господдержки меняется, и она приобретает более адресный характер, ориентированный на индустриализацию малого и среднего предпринимательства, что служит оздоровлению экономики в целом.
Для того чтобы стимулировать предпринимателей на создание новых производств и модернизацию существующих малых производственных предприятий, решено со второго полугодия 2012 года предоставлять субсидии исключительно на развитие лизинга производственного оборудования, а также дорогостоящую спецтехнику (тракторы и самоходные машины).
Еще один вид поддержки касается предоставления налоговых льгот. В Тюменской области 10233 предпринимателей и микропредприятий попадают в льготную категорию налогоплательщиков по системе упрощенного налогообложения «доходы минус расходы». Напомним, что Тюменская область уже четвертый год держит максимально сниженную планку по этому виду налогов – пять процентов вместо возможных пятнадцати. Несмотря на то что в результате налоговых льгот из регионального бюджета ежегодно «выпадает» более 500 миллионов рублей, в конечном счете выигрывают и государство, и предприниматели.
«Рубль, оставленный у предпринимателя, то есть в экономике, и рубль, изъятый из нее, совершают разное количество оборотов и работают с разной степенью эффективности, – уточнил директор департамента инвестиционной политики и государственной
поддержки предпринимательства. – Если мы забираем этот рубль в качестве налога, он в лучшем случае успевает сделать лишь один оборот, зайдя в бюджет и выйдя оттуда, а рубль, оставленный у предпринимателя, за этот же год совершает гораздо большее количество оборотов и в итоге реинвестируется в сам бизнес – предпринимателю виднее, что и как нужно развивать в первую очередь». А это рост доходности и прибыльности бизнеса, иные возможности развития, и соответственно, иное качество взаимоотношений бизнеса и государства.
В рейтинге журнала Forbes «Лучшие для бизнеса города России – 2012» Тюмень занимает четвертое место, опередив многие крупные российские города. По данным общероссийского рейтинга предпринимательского сообщества, который составлен в сентябре 2011 года Евразийским институтом конкурентоспособности на основе анкетирования предпринимателей в 40 регионах, Тюменская область (включая автономные округа) занимает 14-е место по «благоприятному климату» для ведения малого и среднего бизнеса. Эксперты оценивали пять основных аспектов: недвижимость и инфраструктуру, человеческие и финансовые ресурсы, административный климат и безопасность, работу с поставщиками.
Несмотря на достигнутые результаты, в регионе еще существует много нерешенных вопросов и в части развития самого бизнеса, и имеющихся внешних ограничений его роста. Поэтому Тюменская область ставит перед собой задачи не только и не столько наращивания объемов субсидий, сколько постоянного и последовательного улучшения бизнес-климата. По словам Вадима Шумкова, это «самый малозатратный и самый действенный способ развития малого и среднего предпринимательства и экономики в целом, имеющий в себе колоссальный потенциал».