Виктор Муравленко – человек планеты
2012 год в Тюменской области объявлен Годом Виктора Муравленко
25 декабря 2012 года исполнится сто лет со дня рождения Виктора Ивановича Муравленко. Тюменские ветераны-нефтяники, которых объединил общественный фонд имени Виктора Муравленко, готовятся к знаменательной дате. В рамках подготовки празднования они встретились с самарскими ветеранами-нефтяниками и совершили увлекательное путешествие по Волге на теплоходе «Семен Буденный» до города-героя Волгограда.
В Самаре ветераны Тюменской и Самарской областей, где долгие годы работал Виктор Муравленко, провели конференцию, посвященную юбилею генерала нефтяной промышленности. Открывая торжественную встречу, Владимир Вырыпаев, председатель правления совета ветеранов ОАО «Самаранефтегаз», отметил, что Виктор Муравленко сродни Королеву в космосе, Курчатову в ядерной физике. Сергей Великопольский, председатель Тюменского общественного фонда имени Виктора Муравленко, сформулировал главную задачу, стоящую перед ветеранами и молодыми специалистами нефтяной промышленности: сохранить память об этом легендарном человеке.
О Викторе Муравленко в Тюмени и Самаре написаны и изданы книги, опубликованы многочисленные очерки. Все материалы переданы в музеи. Среди подарков к столетнему юбилею легендарного нефтяника созданы новые документальные фильмы, в их основу легли уникальные фотографии, кинохроника и документы тех лет.
Самарский период
Виктор Иванович Муравленко родился в декабре 1912 года в песенной станице на Кубани, в семье сельского фельдшера. В 1928 году, после окончания десятилетки, между отцом и сыном состоялся памятный разговор.
«Если ты еще не выбрал дело жизни, – сказал отец, – то недалеко, на Стерч-керчи, разведчики ищут нефть, бурят. Работа настоящая, для мужчин. Мой совет: иди к ним, не пожалеешь». С детства воображение паренька тревожили рассказы станичников о первом в России нефтепромысле на станции Ильской Закубанского края в 1864 году.
Вчерашний выпускник поступил на работу помощником моториста на буровую в контору «Грознефтеразведка» треста «Грознефть», а спустя три года он уже студент Грозненского нефтяного института. Девятнадцатилетнему Виктору пришлось совмещать обучение и работу – семью постигло большое горе: умер отец.
После окончания института Муравленко получил специальность инженера по бурению нефтяных и газовых скважин. По путевке наркомата нефтяной промышленности его направили на работу в Сызранскую контору бурения «Сызраньнефть». Первая его должность – начальник буровой, по-нынешнему буровой мастер. Спустя два года молодой специалист возглавил эту контору.
Под руководством Муравленко контора наращивала объемы буровых работ, увеличивала количество одновременно действующих станков и скорость проходки скважин. Независимость молодого руководителя и его принципиальность устраивали далеко не всех. В августе 1940 года в адрес Куйбышевского обкома ВКП(б) поступила докладная записка, где Муравленко обвинили в «преступной деятельности». Надо напомнить, что в те времена из-за такой формулировки людей снимали с работы и отдавали под суд. Избежать репрессий помогло новое предложение главка – уехать на работу на остров Сахалин в поселок Армудан.
Большая нефть Среднего Поволжья
В 1941 году Виктор Муравленко просился на фронт, но получил отказ – стране нужна нефть. В годы Великой Отечественной войны разработка неф-тяных месторождений на Сахалине приобрела исключительно важное значение. Так лейтенант Муравленко, несмотря на глубокий тыл, оказался на «передовой»: южная часть острова с административным центром Тоехара, ныне Южно-Сахалинск, отторгнутая от России в результате русско-японской войны 1904-1905 годов, до 1945 года находилась в составе Японии. Японцы постоянно устраивали вооруженные провокации, и работа на севере острова, где базировалась нефтеразведка, стала далеко не безопасной.
Молодой нефтяник не боялся экспериментировать, ратовал за освоение новых технологий. Поэтому на сопках и болотистых низинах в холодную зимнюю стужу и в летний зной разведчики недр работали не покладая рук. В 1944 году Виктора Ивановича назначили главным инженером треста «Дальнефтеразведка», в том же году он получил первую правительственную награду – медаль «За трудовую доблесть».
В 1946 году легендарный нефтяник возглавил контору бурения треста «Ставропольнефть» (г. Жигулевск), затем и сам трест. Промыслы называли «вторым Баку» – нефть была упрятана в Жигулевских горах, под панцирем древних пород; чтоб добраться до девонского песчаника, надо было проникнуть вглубь на два-три километра. Глубина нефтяных месторождений многих пугала, но старые геологи хорошо помнили слова академика Ивана Губкина, сказанные им еще до войны: «Здесь, в Среднем Поволжье, мы найдем большую нефть».
Вспоминая о той поре, Виктор Муравленко прибегал к военной терминологии: «Мы вели битву за нефть девона». В Жигулевске развернулось нефтяное строительство. На пути турбобуров нередко возникали трещины, пустоты, но аварий почти не было.
«В 1949 году трест «Ставропольнефть» празднует первую победу – досрочное завершение первой послевоенной пятилетки, – записал Виктор Иванович в своем дневнике. – Многие бурильщики отмечены правительственными наградами. Мастер Сабирзянов удостоен звания Героя Социалистического Труда. Это наш первый Герой!» Орденом Ленина был награжден и сам Виктор Муравленко.
Важнейшей вехой в жизни Виктора Ивановича становится 1950 год – его назначают начальником объединения «Куйбышевнефть», и все пятидесятые годы он работает в этой должности. Именно здесь в полной мере проявились его лучшие качества: стратегическое мышление, умение определить главные направления нефтяной промышленности сначала Поволжья, а затем и Западной Сибири.
Муравленковская выучка
Под руководством Виктора Муравленко началось освоение знаменитого Мухановского месторождения. Деревушка в сорок дворов, открытая всем волжским ветрам, впоследствии стала нефтяной столицей – городом Отрадным. Позже в Поволжье появились и другие новые города – Нефтегорск, Жигулевск, Похвистово. Облик Куйбышевской области преобразился, из аграрной провинции она превратилась в экономически развитый промышленный регион России.
По воспоминаниям соратников Виктора Муравленко, главным для него было создание необходимых жизненных условий для людей. Во многом благодаря ему в Куйбышеве был сооружен мост через реку Самарку, построена первая очередь набережной Волги, областная глазная больница имени Ерошевского и многое другое.
В Куйбышеве Виктор Муравленко создал всесоюзную школу нефтяников, стал инициатором образования научно-исследовательских институтов нефтяного и геологического профиля, регионального отделения научно-технического общества, нефтяного факультета Куйбышевского индустриального института, ныне Самарского государственного технического университета, где он был первым председателем государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных проектов.
Ученые института «Гипровостокнефть» вместе с инженерами-практиками «Куйбышевнефти» при непосредственном участии Муравленко создали новый, прогрессивный блоковый метод разработки месторождений, позволивший снизить себестоимость добычи нефти в полтора-два раза. В 1966 году академик Мстислав Келдыш, президент Академии наук СССР, дал высокую оценку куйбышевским нефтяникам. Виктору Муравленко с группой нефтяников и ученых была присуждена Ленинская премия.
Здесь, в Куйбышевской области, пройдут пятнадцать лет его жизни. Полюбились они Виктору Ивановичу и заполнились волжскими просторами, неоглядными речными далями, крутоярами Жигулей, березовыми лесами и перелескими. Сам он говорил: «Я породнился с Поволжьем. Работа здесь и на Сахалине стала своего рода репетицией перед штурмом главной вершины – Тюменского Севера».
Продолжение следует.
из воспоминаний
Сергей МУРАВЛЕНКО,
сын Виктора Муравленко, депутат Государственной Думы:
– Главное, что осталось в памяти об отце, – его необыкновенная доброта. Наша квартира была похожа на проходной двор. Но доброту он сочетал с умением строить деловые отношения. Там, где надо было требовать, он делал это жестко.
Сергей ВЕЛИКОПОЛЬСКИЙ,
председатель Тюменского общественного фонда имени Виктора Муравленко:
– Виктор Муравленко всегда внимательно относился к молодежи, следил за ее профессиональным ростом. Многие его ученики стали руководителями крупных предприятий. Кое-кто переехал из Самары в Западную Сибирь, когда ее объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Владимир ВЫРЫПАЕВ,
председатель правления совета ветеранов ОАО «Самаранефтегаз»:
– Виктор Иванович был необыкновенно деятельным человеком. Он говорил, что спит три-четыре часа в сутки, но нам, его соратникам, казалось, что он вообще не спит. мог приехать на объект в любое время суток, даже ночью, чтобы посмотреть, как идут дела, и пообщаться с людьми.
Нина ДОРОХИНА,
юрист Сызранской конторы бурения треста «Сызраньнефть», ныне ветеран «Самаранефтегаза»:
Виктор Иванович был человеком отзывчивым. Если у кого-то что-то случалось или детей нефтяников надо было устроить на работу, он всегда помогал. Кстати, благодаря ему многие из них пошли учиться на нефтяной факультет.