Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Где совершается прорыв в будущее

Экономика, 01:09, 01 сентября 2012, Сергей Кузнецов
Слушать новость
Где совершается прорыв в будущее. .

корреспондент газеты побывал на Усть-Тегусском месторождении Уватского проекта


Усть-Тегусское – крупнейшее нефтяное месторождение Уватского проекта: здесь добывается больше половины всей нефти юга Тюменской области. Журналисты смогли увидеть, где сейчас совершается прорыв в будущее – в промышленных городках, строящихся среди бескрайних болот.   Через три часа полета на вертолете Ми-8 тюменские и екатеринбургские журналисты вместе с руководителями «ТНК-Уват»преодолели почти 600 километров и приземлились на бетонной платформе рядом с комплексом сооружений, построенных среди болот Уватского района.

У контрольно-пропускного пункта нас встречал КамАЗ-вахтовка. Генеральный директор «ТНК-Уват» Юрий Масалкин рассказал о строгих правилах безопасности на производственных объектах месторождения. выдали спецодежду: жилеты оранжевого цвета, очки и каски. В машине всех попросили пристегнуться ремнями. По дороге была такая сильная тряска, что казалось – голова может удариться о крышу машины. Видимо, по-этому на окнах и стенах внутри – предупреждающие надписи: «Сел – пристегнись!!! Не хватило места – выйди!!!»

Первая остановка – у газотурбинной электростанции, работающей с октября 2010 года. Она была построена «НГ-Энерго» в короткие сроки – всего за год. На ней работает четыре турбины мощностью пять мегаватт каждая.

– Попутный газ, попадая сюда, очищается, – рассказал заместитель начальника «ГТЭС-20 Мвт» Василий Приходько, – его сжимают до рабочего давления в 18 атмосфер, подогревают, после чего он поступает в турбину, затем из тепловой энергии перерабатывается в механическую и в электрическую.

В 2011 году на газотурбинной электростанции было переработано 35,5 млн. кубометров попутного газа. Здесь в один узел связаны два месторождения – Усть-Тегусское и Урненское. Общая мощность потребления электроэнергии в Восточном центре освоения составляет 26 мегаватт. Электростанцию обслуживают 40 человек.

Сегодня мощности этой электростанции недостаточно, поэтому рядом строят вторую очередь ГТЭС на 60 мегаватт. На ней будет установлено 12 машин по 5 мегаватт каждая.

– Попутный газ – неотъемлемая часть добычи нефти, его надо использовать, поэтому мы и работаем, – говорит машинист газотурбинной установки Иван Украинцев. – Контролируем все узлы газотурбинной электростанции. Работаем вахтовым методом месяц через  месяц по 12 часов «день – ночь».  Рабочие перед мониторами  фиксируют изменения в работе турбин. На газотурбинной электростанции трудятся люди из Уфы, Новосибирска, Оренбурга и даже из Белгорода.

После осмотра электростанции журналисты поехали к буровой установке. Дорога до кустовой площадки № 5 Усть-Тегусского месторождения заняла 20 минут.

– На кустовой площадке  в данный момент производится бурение группы скважин, – рассказал инженер-супервайзер по бурению Руслан Ягофаров. – Сейчас вы стоите у четвертой. Ее глубина – 3,5 тысячи метров. Пласты на данный момент вскрыты. Причем по вертикали глубина 2,8, а по стволу – 3,5, так как эта скважина – наклонная. Особенность Усть-Тегусского месторождения в том, что здесь бурятся скважины с увеличенным отходом до 3,7 тысячи метров. Отходом буровики называют горизонтальные отклонения при бурении. На моей памяти максимальная глубина скважины была 4 940 метров, при том, что вертикальная глубина всегда от 2,8 до 2,9 тысячи метров. Пока на этой скважине добывается 270 тонн нефти в сутки.

Оборудование для бурения – немецкого производства. Станок, оснащенный по последнему слову техники, называется «Эчар-5000». Он передвигается по монорельсу. Бурение ускоряется за счет верхнего привода. Пробурив одну скважину, станок проезжает 5 метров и бурит следующую. Пробурив батарею – 4 скважины, проезжает 15 метров и бурит следующие 4 скважины. Так появляются суперкусты – группы до 48 скважин. На Урненском  месторождении есть суперкуст, включающий в себя 51 скважину. По проекту на кустовой площадке № 5 к концу этого года будет пробурено 15 скважин, а концу следующего года здесь будет уже 51 скважина.

После бурения скважины в нее спускается металлическая колонна, так называемая обсадная труба. ее назначение – удержать стенки скважины в первоначальном состоянии. Затем она цементируется, а потом производится перфорация стенок скважины напротив неф-тяного пласта. Это делается с помощью специального гео-физического прибора – перфоратора, который простреливает металлическую колонну, цементный камень и проникает в пласт на глубину 0,5 – 0,7 метра. Так нефть получает доступ в скважину. Затем в нее спускают специальный насос, который поднимает жидкость с глубины 2,5-3 тыс. метров на поверхность. И только после этого по системе трубопроводов продукция поступает на ЦПС – центральный пункт сбора нефти – где происходит разделение на нефть, газ (для выработки электроэнергии) и воду (для обратной закачки в пласт и поддержания пластового давления).

– На Усть-Тегусском месторождении сейчас работает шесть станков, – сообщил мастер по бурению Николай Додик. – Бурение одной скважины занимает в среднем 16–18 дней в зависмости от глубины ее отхода. Но на самые сложные – глубиной 4,9 тысячи метров – уходит 35 суток.

Главная проблема уватских нефтяников и строителей то, что месторождения находятся в режиме автономии и добраться до них можно только на вертолетах, а оборудование завезти только в зимний период.

– До Тайлаковского месторождения уже давно построена дорога, – рассказал заместитель начальника цеха добычи нефти и газа «УНП-1» Иван Кузьмич. – От Усть-Тегусского месторождения до Тайлаковского – всего 45 километров.  Сейчас здесь строится дорога жизни. Осталось проложить четыре километра. Когда она будет завершена, транспорт отправится от Нижневартовска наземным путем не только зимой, но и летом. Расстояние до города – 490 километров.

Зимой на месторождениях работает около пяти тысяч человек. Летом – около тысячи. Чтобы поддерживать идеальный порядок на таких объектах, обеспечить безопасность людей, введены чрезвычайно жесткие меры: например, штраф за невключенный свет фар автомобиля для подрядчиков составляет 30 тысяч рублей, штраф за факт обнаружения пьянства – 100 тысяч. Генеральный директор «ТНК-Уват» Юрий Масалкин рассказал, что подрядчики вынуждены привыкать к суровым условиям: если по каким-либо другим вопросам руководство пытается идти на уступки, то в вопросах безопасности компромиссов нет. На всех дорогах установлены контрольно-пропускные пункты: подрядчик без пропуска не попадет на объект. Порядок есть порядок.

По пути домой в город журналисты сквозь иллюминаторы смотрели вниз, на огромные безлюдные территории, над которыми пролетали – болота и леса Уватского района. И я думал: если бы все это не увидел своими глазами, возможно, даже и не поверил бы, что такие чудеса возможны: благодаря знаниям и огромному труду тысяч людей среди топких болот за несколько лет вырастают целые поселения. И как ни пафосно это звучит, работающие там люди обеспечивают не только свое и наше благополучие, но и будущее страны.

корреспондент газеты побывал на Усть-Тегусском месторождении Уватского проекта


Усть-Тегусское – крупнейшее нефтяное месторождение Уватского проекта: здесь добывается больше половины всей нефти юга Тюменской области. Журналисты смогли увидеть, где сейчас совершается прорыв в будущее – в промышленных городках, строящихся среди бескрайних болот.   Через три часа полета на вертолете Ми-8 тюменские и екатеринбургские журналисты вместе с руководителями «ТНК-Уват»преодолели почти 600 километров и приземлились на бетонной платформе рядом с комплексом сооружений, построенных среди болот Уватского района.

У контрольно-пропускного пункта нас встречал КамАЗ-вахтовка. Генеральный директор «ТНК-Уват» Юрий Масалкин рассказал о строгих правилах безопасности на производственных объектах месторождения. выдали спецодежду: жилеты оранжевого цвета, очки и каски. В машине всех попросили пристегнуться ремнями. По дороге была такая сильная тряска, что казалось – голова может удариться о крышу машины. Видимо, по-этому на окнах и стенах внутри – предупреждающие надписи: «Сел – пристегнись!!! Не хватило места – выйди!!!»

Первая остановка – у газотурбинной электростанции, работающей с октября 2010 года. Она была построена «НГ-Энерго» в короткие сроки – всего за год. На ней работает четыре турбины мощностью пять мегаватт каждая.

– Попутный газ, попадая сюда, очищается, – рассказал заместитель начальника «ГТЭС-20 Мвт» Василий Приходько, – его сжимают до рабочего давления в 18 атмосфер, подогревают, после чего он поступает в турбину, затем из тепловой энергии перерабатывается в механическую и в электрическую.

В 2011 году на газотурбинной электростанции было переработано 35,5 млн. кубометров попутного газа. Здесь в один узел связаны два месторождения – Усть-Тегусское и Урненское. Общая мощность потребления электроэнергии в Восточном центре освоения составляет 26 мегаватт. Электростанцию обслуживают 40 человек.

Сегодня мощности этой электростанции недостаточно, поэтому рядом строят вторую очередь ГТЭС на 60 мегаватт. На ней будет установлено 12 машин по 5 мегаватт каждая.

– Попутный газ – неотъемлемая часть добычи нефти, его надо использовать, поэтому мы и работаем, – говорит машинист газотурбинной установки Иван Украинцев. – Контролируем все узлы газотурбинной электростанции. Работаем вахтовым методом месяц через  месяц по 12 часов «день – ночь».  Рабочие перед мониторами  фиксируют изменения в работе турбин. На газотурбинной электростанции трудятся люди из Уфы, Новосибирска, Оренбурга и даже из Белгорода.

После осмотра электростанции журналисты поехали к буровой установке. Дорога до кустовой площадки № 5 Усть-Тегусского месторождения заняла 20 минут.

– На кустовой площадке  в данный момент производится бурение группы скважин, – рассказал инженер-супервайзер по бурению Руслан Ягофаров. – Сейчас вы стоите у четвертой. Ее глубина – 3,5 тысячи метров. Пласты на данный момент вскрыты. Причем по вертикали глубина 2,8, а по стволу – 3,5, так как эта скважина – наклонная. Особенность Усть-Тегусского месторождения в том, что здесь бурятся скважины с увеличенным отходом до 3,7 тысячи метров. Отходом буровики называют горизонтальные отклонения при бурении. На моей памяти максимальная глубина скважины была 4 940 метров, при том, что вертикальная глубина всегда от 2,8 до 2,9 тысячи метров. Пока на этой скважине добывается 270 тонн нефти в сутки.

Оборудование для бурения – немецкого производства. Станок, оснащенный по последнему слову техники, называется «Эчар-5000». Он передвигается по монорельсу. Бурение ускоряется за счет верхнего привода. Пробурив одну скважину, станок проезжает 5 метров и бурит следующую. Пробурив батарею – 4 скважины, проезжает 15 метров и бурит следующие 4 скважины. Так появляются суперкусты – группы до 48 скважин. На Урненском  месторождении есть суперкуст, включающий в себя 51 скважину. По проекту на кустовой площадке № 5 к концу этого года будет пробурено 15 скважин, а концу следующего года здесь будет уже 51 скважина.

После бурения скважины в нее спускается металлическая колонна, так называемая обсадная труба. ее назначение – удержать стенки скважины в первоначальном состоянии. Затем она цементируется, а потом производится перфорация стенок скважины напротив неф-тяного пласта. Это делается с помощью специального гео-физического прибора – перфоратора, который простреливает металлическую колонну, цементный камень и проникает в пласт на глубину 0,5 – 0,7 метра. Так нефть получает доступ в скважину. Затем в нее спускают специальный насос, который поднимает жидкость с глубины 2,5-3 тыс. метров на поверхность. И только после этого по системе трубопроводов продукция поступает на ЦПС – центральный пункт сбора нефти – где происходит разделение на нефть, газ (для выработки электроэнергии) и воду (для обратной закачки в пласт и поддержания пластового давления).

– На Усть-Тегусском месторождении сейчас работает шесть станков, – сообщил мастер по бурению Николай Додик. – Бурение одной скважины занимает в среднем 16–18 дней в зависмости от глубины ее отхода. Но на самые сложные – глубиной 4,9 тысячи метров – уходит 35 суток.

Главная проблема уватских нефтяников и строителей то, что месторождения находятся в режиме автономии и добраться до них можно только на вертолетах, а оборудование завезти только в зимний период.

– До Тайлаковского месторождения уже давно построена дорога, – рассказал заместитель начальника цеха добычи нефти и газа «УНП-1» Иван Кузьмич. – От Усть-Тегусского месторождения до Тайлаковского – всего 45 километров.  Сейчас здесь строится дорога жизни. Осталось проложить четыре километра. Когда она будет завершена, транспорт отправится от Нижневартовска наземным путем не только зимой, но и летом. Расстояние до города – 490 километров.

Зимой на месторождениях работает около пяти тысяч человек. Летом – около тысячи. Чтобы поддерживать идеальный порядок на таких объектах, обеспечить безопасность людей, введены чрезвычайно жесткие меры: например, штраф за невключенный свет фар автомобиля для подрядчиков составляет 30 тысяч рублей, штраф за факт обнаружения пьянства – 100 тысяч. Генеральный директор «ТНК-Уват» Юрий Масалкин рассказал, что подрядчики вынуждены привыкать к суровым условиям: если по каким-либо другим вопросам руководство пытается идти на уступки, то в вопросах безопасности компромиссов нет. На всех дорогах установлены контрольно-пропускные пункты: подрядчик без пропуска не попадет на объект. Порядок есть порядок.

По пути домой в город журналисты сквозь иллюминаторы смотрели вниз, на огромные безлюдные территории, над которыми пролетали – болота и леса Уватского района. И я думал: если бы все это не увидел своими глазами, возможно, даже и не поверил бы, что такие чудеса возможны: благодаря знаниям и огромному труду тысяч людей среди топких болот за несколько лет вырастают целые поселения. И как ни пафосно это звучит, работающие там люди обеспечивают не только свое и наше благополучие, но и будущее страны.



Общая протяженность зимних дорог на Ямале составит 1 280 километров

24 ноября

Водителей предупреждают об ухудшении погодных условий на тюменских трассах

24 ноября