Модернизация кадров: с чего начать?
Редакция совместно с департаментом труда и занятости населения Тюменской области продолжает публикацию материалов на тему профессионального образования, подготовки кадров для работы в новых экономических условиях
Начало
в № 128 от 24 июля 2012 г.
Свой взгляд на проблемы в этой области и перспективы их решения высказывает исполнительный директор регионального объединения работодателей Тюменской области Анатолий Лазаренко.
Сколько бы финансовых и материальных ресурсов ни направлялось на реализацию различных программ – опережающего развития не получим, если не подготовим производственный, инженерно-конструкторский, инженерно-технологический и административно-управленческий персонал, отвечающий реальным потребностям экономики и бизнеса. Поэтому тема модернизации общего образования в Тюменской области как никогда актуальна. Что уже сделано и предстоит сделать?
Государство давно и обоснованно беспокоила проблема кадрового обеспечения производства. В 2001 году принято постановление правительства РФ «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», во исполнение которого в Тюменской области разработаны областная целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тюменской области на 2002–2006 годы», областная целевая программа «Государственная поддержка улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской области до 2010 года».
В 2007 году президентом РФ Владимиром Путиным по итогам заседания Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был составлен перечень поручений, в том числе касающихся формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики.
В 2010 году президентом РФ Дмитрием Медведевым по итогам совместного заседания Государственного совета РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России даны ключевые поручения: обеспечить при участии работодателей разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирования взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития.
В октябре 2010 года губернатор Тюменской области Владимир Якушев в Послании Тюменской областной Думе «О положении дел в Тюменской области» отметил, что «главная ответственность за развитие будущих поколений лежит на системе образования. Мы приняли план действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011–2015 годы, направленный на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Вот, кстати, важный пример стратегического планирования в расширенном временном горизонте: все элементы плана работают на формирование нового человека, человека эпохи модернизации».
То же можно сказать и о другом важном документе – разработанной органами исполнительной власти и советом ректоров высших учебных заведений Тюменской области «Концепции инновационного развития профессионального образования до 2020 года».
Пришло время изжить остатки психологии «догоняющего развития» и «вечного второго» в общемировом измерении. Вместо непрекращающейся критики проекта нового закона «Об образовании» принять его и приступить к практическому воплощению.
Нормативно-правовая база
Производственные отношения воздействуют на производительные силы, ускоряя или тормозя их развитие. Производственные отношения обуславливают распределение средств производства и кадров в структуре общественного производства. Следовательно, работодатели должны быть в ответе за состояние важнейшего ресурса – кадров.
Известно и другое – производственные отношения всегда отстают от развития производительных сил, и дальнейший разрыв в развитии производительных сил и производственных отношений создает угрозу не только потере конкурентоспособности на мировом рынке, но и национальной безопасности.
В России созданы основы для развития национальной системы сертификации квалификаций, вся нормативная база имеется. Дело за осмыслением и исполнением. Все предпосылки для модернизации профессионального образования уже созданы. Правовая конструкция системы в целом выстроена. Нормативно-правовое обеспечение позволяет сторонам партнерства активно участвовать в непрерывной подготовке кадров.
Опыт ветеранов молодым
В Тюменской области созданы и применяются отдельные элементы такой системы, но они разрознены и не всегда взаимодействуют между собой.
Набирают обороты и становятся более организованными конкурсы профессионального мастерства.
В регионе имеются квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технического персонала, АУП и ученых. В ветеранских организациях много людей, обладающих высочайшей квалификацией, которые полны сил и готовы послужить Отечеству. Из их числа можно сформировать корпус экспертов и наставников. В этом вопросе меня поддерживает председатель совета ветеранов войны и труда Игорь Шаповалов.
Уникальная особенность интеллектуальных ресурсов заключается в том, что в отличие от материальных ресурсов, чем больше мы расходуем интеллект, тем его становится больше, он тиражируется. Надо только создать условия для этого, а народ у нас талантливый.