Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Николай Морозов: Сила слова

Слушать новость
Николай Морозов: Сила слова. .

С директором тобольского Дома журналистов Николаем Морозовым сложно говорить о нем самом: ответ на любой вопрос о собственной персоне он превращает в рассказ о любимом деле и коллегах. За ними прорисовываются штрихи и вехи эпохи, отраженные в газетной строке, и журналистика, ставшая судьбой.

Почему пришел в журналистику? Потому что больше всего ценил и ценит роскошь человеческого общения. Потому что газета – «место встречи» событий и явлений, свершений и планов, прошлого и будущего. Однажды он, восьмиклассник,
приехал с сестрой в Москву. Там дальновидные родственники подарили парнишке фотоаппарат, а в придачу стильный берет. Вернулся в провинциальный Тобольск и сразу прослыл «корреспондентом».

Николай Морозов родился в многодетной семье, о журналистике в детстве не мечтал, но пути-дороги привели в Тобольский пединститут на филфак, а со второго курса – в редакцию. Летние каникулы коренной тоболяк провел в районной газете «Советская Сибирь», после чего последовало приглашение заняться журналистикой на профессиональном уровне. В институте дали добро на свободное посещение лекций, так что на заочное отделение переходить не пришлось.

– Прошел в «Советской Сибири» хорошую школу. Не  в обиду будет сказано, но тогда в журналистике работало больше мужчин. Это Игорь Антропов, Дмитрий Ткалич, ветераны, участники Великой Отечественной войны Сергей Филиппов, Сергей Москвин, Павел Мартынов и другие. Они помогали, «натаскивали», знакомство с жанрами шло на практике, потому что вначале у меня не было журналистского образования. Общаться с ними было чрезвычайно интересно. С благодарностью вспоминаю Константина Кордюкова, Юрия Бакулина из «Тобольской правды», – рассказывает Николай Борисович.

Более четверти века Николай Морозов отдал газете «Тобольская правда». Начинал с ответственного секретаря.

Это значит, что через него проходили все материалы. Вместе с редактором (тогда выпускающих редакторов не было) компоновали номер, составляли планы освещения газетных кампаний... Дорос до заместителя редактора, а затем стал главным редактором.

– Прежде всего писали о людях, события подавали через человека-труженика, – вспоминает Николай Морозов. – Однажды отправили нас с фотокорреспондентом Валерием Тархановым на смотр художественной самодеятельности в деревню Овсянникова. Стояла поздняя осень. Машину из деревни за нами не прислали из-за распутицы. Что делать? Решили пойти пешком, хотя о маршруте имели слабое представление. На полпути нас все-таки встретили. Обогрели, накормили, нашлось и место, где переночевать – люди в районах гостеприимные, радушные, доброжелательные. Мы побывали на концерте, написали хороший материал. Насколько помню, заведующей клубом была тогда Мария Протопопова.

В то время к людям труда относились трепетно (хотя это тоже был крен – мы не замечали интеллигенцию). И к газетчикам в районах отношение было не такое, как сейчас: где-то побаивались, конечно, радовались, доверяли, делились наболевшим.

– Николай Борисович, когда вы ощутили силу печатного слова?

– Ее ощущаешь довольно быстро, особенно когда появляется критический материал или ошибка. Звонят, как правило, сразу. Надо сказать, что  с нас строго спрашивали за действенность газетных публикаций, их объективность.

Случалось, что газетные статьи выносили на заседание, например, бюро горкома партии и принимали по ним решения. Ответ на публикацию должен был появиться в течение месяца.

Мне, редактору «Тобольской правды», не раз приходилось готовить справки о том, сколько критических материалов опубликовано и сколько ответов получено. Вот такая сила слова. Конечно, она не исчезла со временем, но теперь из закона о печати убрали положение об обязательном ответе на газетную статью.

– В те годы в основном писали о съездах и решениях компартии...

– В этом плане повезло – занимался в основном производственной тематикой. Например, в 70-х годах вместе с Раисой Ковденко, которая является заместителем главного редактора вашего издания, ездили в Нижнекамск на уже действующий нефтехимический комбинат. В то время в Москве приняли решение о возведении по прототипу нижнекамского тобольского нефтехима и нас, журналистов, отправили в Татарию для ознакомления.

Время было насыщено событиями. Материалов накапливалось море, и мы делали специальные выпуски: «Тобольская правда» на строительстве нефтехима, «Тобольская правда» на строительстве трубопровода Самотлор – Альметьевск, на строительстве железной дороги, жилья и так далее. Журналисты, ведя летопись времени, обменивались творческими группами, да  и производства не чурались. Многие газетчики буквально получили прописку на стройплощадках. Например, тобольский писатель Юрий Надточий два месяца работал в бригаде плотником-бетонщиком и потому знал проблемы стройки изнутри. Мне довелось ездить со строительными бригадами «Тоболжилстроя», «Тоболпромстроя».

– Вы живете в городе, который называют жемчужиной Сибири, ее духовной столицей. Это обязывает?

– Тобольск – город специфический, со своими традициями. Земля здесь намолена, много талантов, и для журналиста спектр тем не ограничен: культура, промышленность, транспорт, театр, история, образование, медицина, архитектура, духовная жизнь. Да, после периода ударных строек наступило затишье, затем грянула перестройка... После визита Владимира Путина жизнь города резко изменилась: за последние годы Тобольск переживает второе рождение.

Ценю то, что город живет размеренной жизнью. У нас сильны позиции речников, не говоря о нефтехимиках. Трудно не согласиться со словами Геннадия Шмаля, в то время первого секретаря Тобольского горкома КПСС: «то, что сделано, до конца еще не оценено». Сколько рекордов установлено при строительстве нефте- и газопроводов, нефтехимического комбината! Обо всем этом рассказывали журналисты.

Газета немало сделала и для охраны памятников. С нами сотрудничали заслуженный работник культуры Владимир Мельников – настоящий кладезь знаний по истории Тобольска, Татьяна Рожкова – работник архива, писатель Юрий Надточий и другие. К слову, в 80-х годах тираж «Тобольской правды» достигал 25 тысяч экземпляров – один из самых больших тиражей среди районных и городских газет в стране.

– Николай Борисович, вы являетесь членом правления областной журналистской организации. В чем видите плюсы и минусы журналистики прошлого и нынешнего столетий?

– Тогда было меньше индивидуальных, авторских работ. Отдавалось предпочтение общим, программным, партийным, идеологическим материалам.

У нынешних – настоящих – журналистов больше размышлений, анализа, предложений. Хорошая журналистика стала более деятельной, более думающей.

Вместе с тем наблюдается утрата многих жанров: не стало фельетонов, редки очерки и развернутые интервью. Молодые корреспонденты порою теоретически лучше подготовлены, но вот желания посвятить себя профессии маловато. Не всегда устраивает заработная плата и потому многие таланты переходят в пресс-центры, глянцевые журналы, устраиваются менеджерами.
Добавлю, что масс-медиа сделали большой крен в информационную сторону, но газетам сложно соперничать с интернетом, радио и телевидением. Чтобы сохранить печатные СМИ, требуется больше аналитических материалов, размышлений, индивидуальности, предложений, оценок и выводов и, конечно же, объективности. Много вольностей стало с русским языком.

Будучи знакомым со многими журналистами из других регионов страны, скажу, что отношение к СМИ в нашем регионе несколько отличается. Большинство изданий твердо стоит на ногах. В области два Дома журналистов. Посмотрите, как живут районные и городские газеты: новые помещения, оборудование. Наша задача – готовить смену. Повторю слова председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, который сказал, что когда приезжает в Тюменский регион, будто получает глоток свежего воздуха. Являясь членом жюри конкурсов «Православие и СМИ» и фестивалей тюменской прессы не первый год, хочу сказать, что  в целом тюменская пресса заметно выросла в качественном плане. Журналисты стали более профессионально подходить к освещаемым темам, готовить интересные проекты и цик-лы публикаций.

Послесловие


У легенды тюменской прессы Николая Борисовича немало наград. Есть и иная награда – продолжение династии. Старший сын пошел по стопам отца – работал собкором, теперь трудится на телевидении. Внуки с выбором профессии пока не определились.

С директором тобольского Дома журналистов Николаем Морозовым сложно говорить о нем самом: ответ на любой вопрос о собственной персоне он превращает в рассказ о любимом деле и коллегах. За ними прорисовываются штрихи и вехи эпохи, отраженные в газетной строке, и журналистика, ставшая судьбой.

Почему пришел в журналистику? Потому что больше всего ценил и ценит роскошь человеческого общения. Потому что газета – «место встречи» событий и явлений, свершений и планов, прошлого и будущего. Однажды он, восьмиклассник,
приехал с сестрой в Москву. Там дальновидные родственники подарили парнишке фотоаппарат, а в придачу стильный берет. Вернулся в провинциальный Тобольск и сразу прослыл «корреспондентом».

Николай Морозов родился в многодетной семье, о журналистике в детстве не мечтал, но пути-дороги привели в Тобольский пединститут на филфак, а со второго курса – в редакцию. Летние каникулы коренной тоболяк провел в районной газете «Советская Сибирь», после чего последовало приглашение заняться журналистикой на профессиональном уровне. В институте дали добро на свободное посещение лекций, так что на заочное отделение переходить не пришлось.

– Прошел в «Советской Сибири» хорошую школу. Не  в обиду будет сказано, но тогда в журналистике работало больше мужчин. Это Игорь Антропов, Дмитрий Ткалич, ветераны, участники Великой Отечественной войны Сергей Филиппов, Сергей Москвин, Павел Мартынов и другие. Они помогали, «натаскивали», знакомство с жанрами шло на практике, потому что вначале у меня не было журналистского образования. Общаться с ними было чрезвычайно интересно. С благодарностью вспоминаю Константина Кордюкова, Юрия Бакулина из «Тобольской правды», – рассказывает Николай Борисович.

Более четверти века Николай Морозов отдал газете «Тобольская правда». Начинал с ответственного секретаря.

Это значит, что через него проходили все материалы. Вместе с редактором (тогда выпускающих редакторов не было) компоновали номер, составляли планы освещения газетных кампаний... Дорос до заместителя редактора, а затем стал главным редактором.

– Прежде всего писали о людях, события подавали через человека-труженика, – вспоминает Николай Морозов. – Однажды отправили нас с фотокорреспондентом Валерием Тархановым на смотр художественной самодеятельности в деревню Овсянникова. Стояла поздняя осень. Машину из деревни за нами не прислали из-за распутицы. Что делать? Решили пойти пешком, хотя о маршруте имели слабое представление. На полпути нас все-таки встретили. Обогрели, накормили, нашлось и место, где переночевать – люди в районах гостеприимные, радушные, доброжелательные. Мы побывали на концерте, написали хороший материал. Насколько помню, заведующей клубом была тогда Мария Протопопова.

В то время к людям труда относились трепетно (хотя это тоже был крен – мы не замечали интеллигенцию). И к газетчикам в районах отношение было не такое, как сейчас: где-то побаивались, конечно, радовались, доверяли, делились наболевшим.

– Николай Борисович, когда вы ощутили силу печатного слова?

– Ее ощущаешь довольно быстро, особенно когда появляется критический материал или ошибка. Звонят, как правило, сразу. Надо сказать, что  с нас строго спрашивали за действенность газетных публикаций, их объективность.

Случалось, что газетные статьи выносили на заседание, например, бюро горкома партии и принимали по ним решения. Ответ на публикацию должен был появиться в течение месяца.

Мне, редактору «Тобольской правды», не раз приходилось готовить справки о том, сколько критических материалов опубликовано и сколько ответов получено. Вот такая сила слова. Конечно, она не исчезла со временем, но теперь из закона о печати убрали положение об обязательном ответе на газетную статью.

– В те годы в основном писали о съездах и решениях компартии...

– В этом плане повезло – занимался в основном производственной тематикой. Например, в 70-х годах вместе с Раисой Ковденко, которая является заместителем главного редактора вашего издания, ездили в Нижнекамск на уже действующий нефтехимический комбинат. В то время в Москве приняли решение о возведении по прототипу нижнекамского тобольского нефтехима и нас, журналистов, отправили в Татарию для ознакомления.

Время было насыщено событиями. Материалов накапливалось море, и мы делали специальные выпуски: «Тобольская правда» на строительстве нефтехима, «Тобольская правда» на строительстве трубопровода Самотлор – Альметьевск, на строительстве железной дороги, жилья и так далее. Журналисты, ведя летопись времени, обменивались творческими группами, да  и производства не чурались. Многие газетчики буквально получили прописку на стройплощадках. Например, тобольский писатель Юрий Надточий два месяца работал в бригаде плотником-бетонщиком и потому знал проблемы стройки изнутри. Мне довелось ездить со строительными бригадами «Тоболжилстроя», «Тоболпромстроя».

– Вы живете в городе, который называют жемчужиной Сибири, ее духовной столицей. Это обязывает?

– Тобольск – город специфический, со своими традициями. Земля здесь намолена, много талантов, и для журналиста спектр тем не ограничен: культура, промышленность, транспорт, театр, история, образование, медицина, архитектура, духовная жизнь. Да, после периода ударных строек наступило затишье, затем грянула перестройка... После визита Владимира Путина жизнь города резко изменилась: за последние годы Тобольск переживает второе рождение.

Ценю то, что город живет размеренной жизнью. У нас сильны позиции речников, не говоря о нефтехимиках. Трудно не согласиться со словами Геннадия Шмаля, в то время первого секретаря Тобольского горкома КПСС: «то, что сделано, до конца еще не оценено». Сколько рекордов установлено при строительстве нефте- и газопроводов, нефтехимического комбината! Обо всем этом рассказывали журналисты.

Газета немало сделала и для охраны памятников. С нами сотрудничали заслуженный работник культуры Владимир Мельников – настоящий кладезь знаний по истории Тобольска, Татьяна Рожкова – работник архива, писатель Юрий Надточий и другие. К слову, в 80-х годах тираж «Тобольской правды» достигал 25 тысяч экземпляров – один из самых больших тиражей среди районных и городских газет в стране.

– Николай Борисович, вы являетесь членом правления областной журналистской организации. В чем видите плюсы и минусы журналистики прошлого и нынешнего столетий?

– Тогда было меньше индивидуальных, авторских работ. Отдавалось предпочтение общим, программным, партийным, идеологическим материалам.

У нынешних – настоящих – журналистов больше размышлений, анализа, предложений. Хорошая журналистика стала более деятельной, более думающей.

Вместе с тем наблюдается утрата многих жанров: не стало фельетонов, редки очерки и развернутые интервью. Молодые корреспонденты порою теоретически лучше подготовлены, но вот желания посвятить себя профессии маловато. Не всегда устраивает заработная плата и потому многие таланты переходят в пресс-центры, глянцевые журналы, устраиваются менеджерами.
Добавлю, что масс-медиа сделали большой крен в информационную сторону, но газетам сложно соперничать с интернетом, радио и телевидением. Чтобы сохранить печатные СМИ, требуется больше аналитических материалов, размышлений, индивидуальности, предложений, оценок и выводов и, конечно же, объективности. Много вольностей стало с русским языком.

Будучи знакомым со многими журналистами из других регионов страны, скажу, что отношение к СМИ в нашем регионе несколько отличается. Большинство изданий твердо стоит на ногах. В области два Дома журналистов. Посмотрите, как живут районные и городские газеты: новые помещения, оборудование. Наша задача – готовить смену. Повторю слова председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, который сказал, что когда приезжает в Тюменский регион, будто получает глоток свежего воздуха. Являясь членом жюри конкурсов «Православие и СМИ» и фестивалей тюменской прессы не первый год, хочу сказать, что  в целом тюменская пресса заметно выросла в качественном плане. Журналисты стали более профессионально подходить к освещаемым темам, готовить интересные проекты и цик-лы публикаций.

Послесловие


У легенды тюменской прессы Николая Борисовича немало наград. Есть и иная награда – продолжение династии. Старший сын пошел по стопам отца – работал собкором, теперь трудится на телевидении. Внуки с выбором профессии пока не определились.



Около 300 артистов приняли участие в фестивале-конкурсе «Играй, Гармонь тюменская»

17 сентября

Автоюрист назвал способы по защите себя при ДТП без ОСАГО

17 сентября