Чтобы зажечь в ребенке искру, нужно самому впитать море света
уверены участники традиционной августовской конференции работников образования Тюменской области
Уже много лет подряд на предпоследнюю неделю августа выпадает знаковое для отечественной системы образования мероприятие – областные педсоветы и педконференции. В Тюменском регионе таковая, взявшая под контроль тему «Обеспечение социального благополучия, развития и успешности каждого обучающегося – приоритеты модернизации», объединила 700 специалистов со всех территорий.
Благодаря видеотрансляции пленарного заседания на официальном портале органов государственной власти (http://admtyumen.ru) обсудить злободневные вопросы в отрасли смогли более десяти тысяч жителей региона.
Гостями тюменского педсовета стали представители Министерства образования и науки РФ: заместитель министра Александр Повалко и начальник отдела нормативного регулирования в общем образовании департамента государственной политики в сфере образования Олег
Роскин. Президиум конференции кроме Александра Борисовича составили первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик, заместитель председателя облдумы Виктор Рейн, директор департамента образования и науки Алексей Райдер, председатель межрегиональной организации профсоюза работников народного образования и науки Валентина Худякова и директор департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Ирина Лысакова.
Стоит сказать, что «пленарка» в Тюменском колледже искусств и вручение наград лучшим педагогам завершили педсовет. Начался же он с работы
12 секционных площадок «по интересам», открытых по всему городу. Нынче все заседания круглых столов превратились в практические лаборатории, где, например, презентовали опыт внедрения образовательной робототехники и предпрофессионального проекта «Молодой журналист», обсуждали преемственность дошкольного и начального образования в рамках новых стандартов, прописывали технологии и формы работы с детьми уязвимых категорий.
От здоровье-сбережения до здоровьесозидания
Корреспонденты «Тюменской области сегодня» присоединились к участникам «Лаборатории здоровьесбережения» в школе № 20. Ее ведущей
выступила Наталья Малярчук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
ТюмГУ, доктор педагогических наук и кандидат медицинских наук. По первому образованию Наталья Николаевна – врач-педиатр. В университет на кафедру валеологии психологического факультета пришла в 1997 году. Через десять лет защитила докторскую по культуре здоровья педагога. Последние три года сотрудничает с детскими садами области.
На встрече в так называемой лаборатории мы говорили о здоровье (телесном, душевном и духовно-конфессиональном) двух участников образовательного процесса – ребенка и педагога. Этот вопрос, обсужденный, казалось бы, со всех сторон, до сих пор остается открытым. Только сейчас специалисты начинают принимать к сведению, что единого алгоритма сохранения «здорового благополучия» не бывает. Но вот о том, что не стоит превращать школу в микробольничку со всеми этими тренажерами и ингаляторами, право слово, задумываются единицы. К ним как раз и относит себя Малярчук.
Об уникальном опыте работы по оздоравливающей программе «Звонок», лицензированной ТОГИРРО, рассказала директор заводоуковской школы № 2 Валентина Базелюк.
В храме знаний учится 1300 детей (38 – по коррекционному плану, более 20 – дистанционно, на дому). «Звонок» базируется на нескольких направлениях. Первое – совершенствование школьной инфраструктуры: ремонт классов, актового зала, столовой, строительство универсального уличного стадиона (все для того, чтобы учиться в одну смену). Второе – организация горячего питания (к нему подается полезный хлеб «Рябинушка» и молоко от местных производителей). Третье – учеба по федеральным стандартам, касающимся здоровьесберегающей, физкультурно-массовой
деятельности. Четвертое – просветительская работа среди учеников и родителей. Пятое – психологическое и логопедическое сопровождение школьников.
Все классы в школе № 2 имеют «паспорт здоровья». Каждый месяц из них выбирают тот, детки в котором ни разу не болели. Вместе они участвуют в «Дне прыгуна» и «Дне бегуна», фестивале «Стартуют все». Ну а интегрированные уроки физкультуры и, например, биологии – радость вселенского масштаба! По мнению Натальи Малярчук, эту схему бережного и продуманного здоровьесбережения и здоровьесозидания можно смело рекомендовать всем учебным заведениям страны.
Счастливый садик и успешный педагог Таковым в Тюмени называют дошкольное учреждение № 50. Его директор Екатерина Вешкурцева рассказала о том, что ребенку тогда интересно узнавать новое, когда он здоров и счастлив. Воспитательная и обучающая программа детского сада, ориентированная на эмоциональное благополучие, физическое, интеллектуальное и речевое развитие, состоит из авторских проектов педагогов: это и «Школа Айболита», и «Красивая осанка», и «Малые олимпийские игры». Настраивая малышей на получение в течение дня положительных эмоций, уже с утра воспитатели дают им так называемые психологические установки. Взявшись за руки в кругу, карапузы с важным видом произносят: «Я веселый! Я счастливый! Я всего добьюсь на свете!» Отличная практика.
Ее бы использовать и школьным учителям. Для самих себя в том числе. Ведь стресс, в котором они пребывают несколько десятилетий, подчас душит их личное здоровье. Сохранить его можно, создавая вокруг положительный фон. Информацию, как известно, школяры воспринимают через эмоцию педагога. Радостную, а не плаксивую. А чтобы поддерживать хороший тонус, нужно прежде уметь отдыхать после работы, что наши наставники-жертвователи обычно игнорируют. Таким учителям Наталья Малярчук показала несколько расслабляющих приемов. Простейший из них – закрыть глаза и представить место на земле, где вам особенно хорошо.
...В первую осеннюю парламентскую сессию состоится первое чтение многострадального закона об образовании. Его проект сейчас размещен на сайте Минобрнауки. Сразу и целиком, говорят знающие люди, новый документ начнет действовать с 2013 года. Пока есть время, хоть и минимальное, внести в него существенные дополнения. Например, пунктик о социальной ответственности родителей, на которых ребенок полностью остается во время каникул. Или о формировании профессиональной этики учительства. Сам же закон просто обязан провозгласить первостепенную задачу: перевести отечественное образование из разряда догоняющего в разряд опережающего.