Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Интернет-покупки: правила безопасности

Общество, 12:24, 25 августа 2012,
Слушать новость
Интернет-покупки: правила безопасности. .

Приобретение товаров через Интернет в настоящее время становится все более популярным. Этот способ относится к дистанционным видам продажи товаров, который имеет свои особенности.
Приобретая товар дистанционным способом, потребитель не имеет возможности осмотреть, примерить товар. Выбор происходит путем ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром.
Комментирует начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда Анатольевна Соколова (тел. (3452) 20-31-11).
Информация о продавце и предлагаемом товаре
Предоставление информации о товаре при продаже дистанционным способом имеет свои особенности, о которых нужно помнить и учитывать их при приобретении товара таким способом.
В первую очередь необходимо убедиться, что на сайте либо в ином источнике, посредством которого приобретается товар, имеется информация о продавце и/или изготовителе (импортере) товара:
– о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
– об адресе (месте нахождения) продавца.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация:
– об основных потребительских свойствах товара;
– о месте его изготовления;
– о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
– о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В момент доставки до потребителя должна быть доведена также информация о порядке и сроках возврата товара. Эта информация должна предоставляться в письменной форме.
Помните, что приобретать товар дистанционным способом нужно только у того продавца, который представляет информацию о себе (название организации, организационно-правовая форма (ООО, ЗАО  и т.д.), адрес продавца).
Не приобретайте товар у продавца, который не предоставляет таких данных!
В каких случаях можно отказаться от приобретенного товара?
– По общему правилу, ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до момента передачи товара. В случае если товар потребителю был передан, потребитель вправе отказаться от него в течение семи дней с момента передачи.
Помимо этого существуют и другие случаи, когда потребитель вправе отказаться от приобретенного товара. Можно выделить две ситуации:
– желание обменять товар, в котором нет недостатков, т.е. товар надлежащего качества;
– в товаре были обнаружены недостатки, т.е. был передан товар ненадлежащего качества.
В случае если продавцом в момент доставки товара не была предоставлена информация в письменной форме
о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества (общий срок семь дней), то потребитель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Процесс возврата товара в данных случаях будет отличаться.
Отказ от товара надлежащего качества
Потребитель вправе отказаться от товара, в котором не было обнаружено недостатков в течение семи дней с момента получения товара. При этом причины возврата законом не устанавливаются, то есть они могут быть любыми.
Важно запомнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случаях если:
– сохранены его товарный вид  и потребительские свойства;
– сохранен документ, подтверждающий факт и условия покупки товара у продавца.
В случае если по каким-либо причинам документ, подтверждающий факт покупки товара у потребителя отсутствует, это не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара (свидетельские показания, распечатки с сайтов и иные).
Также необходимо помнить, что не все товары можно вернуть как товар надлежащего качества. Ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей» в том числе устанавливается, что нельзя отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства. Это означает, что товар сделан индивидуально для потребителя, и только он может его использовать. Например, изготовление обуви по меркам, которые предоставлены индивидуально, конкретным потребителем.
Также помните, что продавец возвращает вам только денежную сумму, фактически уплаченную за вещь, расходы продавца на доставку возвращенной от потребителя вещи не возвращаются. Возврат денежных средств осуществляется в течение десяти дней с момента предъявления такого требования.
Отказ от товара ненадлежащего качества
В случае если потребителю был передан товар ненадлежащего качества, т.е. в нем имеются какие-либо недостатки, то необходимо пользоваться правилами, установленными ст. 18-24 закона РФ «О защите прав потребителей».
Потребитель имеет право на предъявление следующих требований:
– безвозмездное устранение недостатков;
– соразмерное уменьшение покупной цены;
– замена на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– отказ от исполнения договора и возврат денежных средств, уплаченный за товар.
Эти требования могут быть предъявлены, если недостатки не были оговорены продавцом.
В отношении технически сложных товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
Все вышеперечисленные права потребителей могут быть реализованы по договорам купли-продажи, заключаемым с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в качестве таковых в установленном законом порядке.
Однако следует отметить, что имеются случаи, когда товар приобретается через Интернет непосредственно у физических лиц, то есть граждан, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя и не зарегистрированы в налоговых органах.
При таких обстоятельствах спорные ситуации в отношении приобретенных товаров не подлежат регулированию законодательством в сфере защиты прав потребителей. Соответственно, покупатель лишен возможности защиты своих прав, гарантированных ему как потребителю. Они, как правило, подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии общими положениями Гражданского кодекса РФ.
В связи с этим перед принятием решения о приобретении товара дистанционным способом в обязательном порядке необходимо удостовериться, что его продавцом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Если такой информации на сайтах нет либо продавцами названы граждане, управление  Роспотребнадзора по Тюменской области рекомендует воздержаться от приобретения товаров.

Далее в сюжете: Ситуационная помощь инвалидам

Приобретение товаров через Интернет в настоящее время становится все более популярным. Этот способ относится к дистанционным видам продажи товаров, который имеет свои особенности.
Приобретая товар дистанционным способом, потребитель не имеет возможности осмотреть, примерить товар. Выбор происходит путем ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром.
Комментирует начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда Анатольевна Соколова (тел. (3452) 20-31-11).
Информация о продавце и предлагаемом товаре
Предоставление информации о товаре при продаже дистанционным способом имеет свои особенности, о которых нужно помнить и учитывать их при приобретении товара таким способом.
В первую очередь необходимо убедиться, что на сайте либо в ином источнике, посредством которого приобретается товар, имеется информация о продавце и/или изготовителе (импортере) товара:
– о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
– об адресе (месте нахождения) продавца.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация:
– об основных потребительских свойствах товара;
– о месте его изготовления;
– о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
– о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В момент доставки до потребителя должна быть доведена также информация о порядке и сроках возврата товара. Эта информация должна предоставляться в письменной форме.
Помните, что приобретать товар дистанционным способом нужно только у того продавца, который представляет информацию о себе (название организации, организационно-правовая форма (ООО, ЗАО  и т.д.), адрес продавца).
Не приобретайте товар у продавца, который не предоставляет таких данных!
В каких случаях можно отказаться от приобретенного товара?
– По общему правилу, ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до момента передачи товара. В случае если товар потребителю был передан, потребитель вправе отказаться от него в течение семи дней с момента передачи.
Помимо этого существуют и другие случаи, когда потребитель вправе отказаться от приобретенного товара. Можно выделить две ситуации:
– желание обменять товар, в котором нет недостатков, т.е. товар надлежащего качества;
– в товаре были обнаружены недостатки, т.е. был передан товар ненадлежащего качества.
В случае если продавцом в момент доставки товара не была предоставлена информация в письменной форме
о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества (общий срок семь дней), то потребитель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Процесс возврата товара в данных случаях будет отличаться.
Отказ от товара надлежащего качества
Потребитель вправе отказаться от товара, в котором не было обнаружено недостатков в течение семи дней с момента получения товара. При этом причины возврата законом не устанавливаются, то есть они могут быть любыми.
Важно запомнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случаях если:
– сохранены его товарный вид  и потребительские свойства;
– сохранен документ, подтверждающий факт и условия покупки товара у продавца.
В случае если по каким-либо причинам документ, подтверждающий факт покупки товара у потребителя отсутствует, это не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара (свидетельские показания, распечатки с сайтов и иные).
Также необходимо помнить, что не все товары можно вернуть как товар надлежащего качества. Ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей» в том числе устанавливается, что нельзя отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства. Это означает, что товар сделан индивидуально для потребителя, и только он может его использовать. Например, изготовление обуви по меркам, которые предоставлены индивидуально, конкретным потребителем.
Также помните, что продавец возвращает вам только денежную сумму, фактически уплаченную за вещь, расходы продавца на доставку возвращенной от потребителя вещи не возвращаются. Возврат денежных средств осуществляется в течение десяти дней с момента предъявления такого требования.
Отказ от товара ненадлежащего качества
В случае если потребителю был передан товар ненадлежащего качества, т.е. в нем имеются какие-либо недостатки, то необходимо пользоваться правилами, установленными ст. 18-24 закона РФ «О защите прав потребителей».
Потребитель имеет право на предъявление следующих требований:
– безвозмездное устранение недостатков;
– соразмерное уменьшение покупной цены;
– замена на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– отказ от исполнения договора и возврат денежных средств, уплаченный за товар.
Эти требования могут быть предъявлены, если недостатки не были оговорены продавцом.
В отношении технически сложных товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
Все вышеперечисленные права потребителей могут быть реализованы по договорам купли-продажи, заключаемым с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в качестве таковых в установленном законом порядке.
Однако следует отметить, что имеются случаи, когда товар приобретается через Интернет непосредственно у физических лиц, то есть граждан, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя и не зарегистрированы в налоговых органах.
При таких обстоятельствах спорные ситуации в отношении приобретенных товаров не подлежат регулированию законодательством в сфере защиты прав потребителей. Соответственно, покупатель лишен возможности защиты своих прав, гарантированных ему как потребителю. Они, как правило, подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии общими положениями Гражданского кодекса РФ.
В связи с этим перед принятием решения о приобретении товара дистанционным способом в обязательном порядке необходимо удостовериться, что его продавцом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Если такой информации на сайтах нет либо продавцами названы граждане, управление  Роспотребнадзора по Тюменской области рекомендует воздержаться от приобретения товаров.



Ранее в сюжете

Закон един для всех

25

Деликатес. Самый диетический

25

Ситуацию, связанную с подготовкой к паводку в Тюменской области, контролирует прокурор региона Владислав Московских

16 апреля

В Тобольске разместили детей из ишимского социально-реабилитационного центра

16 апреля