Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Виртуальная реальность,

Слушать новость
Виртуальная реальность, . .

или Как получить профессиональное образование вдали от дома


Приемная кампания в большинстве российских вузов в этом году закончилась, и не поступившим в образовательные учреждения страны на первый взгляд ничего другого не остается, как ждать года следующего. Но  в беседе с директором центра дистанционного образования Тюменского государственного нефтегазового университета Светланой Моор выяснилось, что стать студентом можно и сейчас, и через два месяца.

– Светлана Михайловна, перспективность дистанционного образования сейчас уже не подвергается сомнению, но при всем том далеко не каждый абитуриент готов получать образовательные услуги на расстоянии. Мешает консервативность мышления?

– Я бы не сказала, что россияне настолько консервативны, здесь скорее комплекс проблем сказывается. Одни сомневаются в качестве образовательных услуг, предоставляемых виртуально, другим просто-напросто Интернет не доступен. Но самое главное – люди зачастую не готовы к самостоятельной работе, их не научили добывать знания самостоятельно, не научили брать ответственность на себя за свое будущее.

Система образования страны была выстроена так, что студентами все время кто-то руководил: преподаватель, научный руководитель, декан и так далее. Заочники, к примеру, всегда ориентировались на сроки сдачи контрольных работ, на экзаменационную сессию, в конце концов, хотя уже на установочной сессии им всегда объясняют, что большую часть знаний придется получать самостоятельно. Кто-то, безусловно, занимается систематически, большинство же до сих пор полагается на авось. При использовании дистанционных технологий ни  о каком жестком контроле и речи быть не может: студент может освоить предмет за любой промежуток времени. У нас были случаи, когда молодые люди и в три дня укладывались, причем по результатам итогового тестирования было ясно, что работали не ради успешного теста, а взяли для себя максимум полезной информации. Но для таких высоких результатов должна быть серьезная мотивация к удаленному обучению.

– Мотивированы на получение высшего образования чаще всего люди с солидным производственым стажем?

– Профильное высшее образование, безусловно, востребовано многими россиянами. Как показывает практика, именно эта категория студентов учится ответственно, порой, я бы сказала, даже самоотверженно.

Возвращаясь с вахты или из длительных командировок, производственники максимально эффективно используют свободное время, успевая и курс лекций освоить, и виртуальные лабораторные работы выполнить сразу по нескольким дисциплинам. Но я убеждена, что дистанционные образовательные технологии актуальны не только для производственников. Во всем мире образование по Интернету востребовано молодыми мамами, находящимися в декретном отпуске, людьми с ограниченными возможностями. Но россияне не одно столетие идут своим путем и возможность получить диплом не выходя из дома тоже, видимо, оценят не сразу.

– Насколько сложно поступить на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий и как часто придется приезжать в базовый вуз?

– Сложностей абсолютно никаких, разве что компьютер потребуется с выходом в Интернет. Необходимо связаться с нами по телефону или электронной почте, получить логин и пароль и сдать вступительные испытания в форме тестирования. Результаты ЕГЭ, полученные в 2011-2012 годах, также могут быть засчитаны в качестве вступительных испытаний. Все. Дальше начинается самостоятельная работа студента. Используемая нами программа Educon позволяет в любой момент из любой точки мира просмотреть необходимые для изучения дисциплины, выполнить задания и пройти итоговые тестирования.

Студенту не придется приезжать к нам ни для оформления документов, ни для экзаменов. Привычных сессий тоже нет – весь учебный процесс проходит виртуально, реальны только знания. Не исключено, что при массовом выпуске студентов им не придется приезжать в базовый вуз и для защиты дипломного проекта. Для этой цели создаем территориальные пункты доступа, принимающие на себя ответственность за индентификацию личности студента, за трансляцию процедуры защиты в базовый вуз.

– Смышленые молодые люди, обучаясь дистанционно, наверняка найдут способ не раз обмануть преподавателя?

– Вот что не рекомендую, так это обманывать. Во-первых, обманут себя, не усвоив знания по тому или иному предмету. Пробел в знаниях обязательно скажется при изучении следующих дисциплин и в результате проигравшим окажется студент, а не преподаватель. Во-вторых, в вузе достаточно серьезно продумана система общения и желающего слукавить сразу возьмем на заметку.

Стоит, видимо, пояснить, что обучение с использованием дистанционных технологий начинается с вполне реального общения со студентами. В начале года проводим видеоконференцию, на которой подробно объясняем нюансы учебы. Я акцентирую внимание на организационных вопросах, проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию ТюмГНГУ Владимир Викторович Майер знакомит студентов с университетом, а сотрудник центра Наталья Петровна Исакова дает подробную инструкцию по мультимедийным технологиям, по возможностям программы Educon.

В дальнейшем студенты могут получить любую консультацию у преподавателей-тьюторов как по электронной почте, так и по Скайпу. Должна сказать, что Скайп – крайне полезное изобретение для дистанционных технологий. Разговор глаза в глаза позволяет не только ощутить причастность к учебному процессу. Преподаватель видит, как идет погружение в образовательную среду, насколько интересны студентам его пояснения, готовы ли молодые люди воспринимать знания, в конце концов. Телефонное общение с дежурными «да», «нет», «понял – не понял» такой роскоши лишено по определению и вряд ли поможет в получении знаний.

– Но общение по Скайпу тоже наверняка лимитировано? Не может же преподаватель сутками сидеть в Интернете?

– Не знаю, как в других центрах дистанционного образования, а у нас формат взаимодействия обусловлен  инициативой студента. Необходимо ему общение по Скайпу каждый день – значит, будем ежедневно общаться. Круглосуточный караул для этого совершенно не обязателен – достаточно загодя определить время и уточнить, кто из преподавателей нужен для консультации. Никакого лимита в данном случае в принципе быть не может, иначе какие же это дистанционные технологии? Но стоит подчеркнуть и тот факт, что консультациями в режиме реального времени не ограничиваемся. По субботам, когда от работы свободно большинство студентов, проводим вебинары для всей группы или всего курса. Ребятам такой вариант общения, кстати, нравится не меньше, чем индивидуальные консультации по Скайпу.

– О таком комфортном обучении по программам бакалавриата можно только мечтать…

– Не мечтать надо, а уже сейчас подавать документы на выбранное направление и на деле убедиться, что учиться по Интернету действительно можно с полным комфортом. Тем более что плюсов образовательных дистанционных технологий в одной публикации никогда не раскрыть.

Мы, к примеру, не отметили, что «дистанционка» позволяет получать второе высшее образование параллельно с первым, не подчеркнули, что только сам студент определяет, в какое время суток ему учиться, сколько заниматься и так далее. Важно отметить, что предоставляем образовательные услуги не только по программам бакалавриата, но  и среднего профессионального образования на базе 11 классов. В прошлом году можно было подать документы на две специальности – «Банковское дело» и «Экономика и бухгалтерский учет», в этом году доступна еще одна – «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

– Россияне привыкли, что за повышенный комфорт надо и платить соответственно. Один год обучения и у в ТюмГНГУ наверняка недешево обойдется?

– Смотря с чем сравнивать. Если студент поступает на бакалавриат с полным сроком обучения (5 лет), то его расходы за один учебный год будут от  34100 до 35500 рублей в зависимости от направления. Сокращенный срок обучения (3 года) потребует чуть больше затрат – опять-таки в зависимости от направления от 39 тысяч до 44700 рублей. А среднее профессиональное образование можно получить и того дешевле – от 16000 до 19700 рублей в год. На фоне 200-250 тысяч очной формы обучения столичных вузов это не такие уж значительные расходы.

– Прием заявлений на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий продлен, но час «икс» в любом случае есть. Сколько еще времени для раздумий у потенциальных заочников-«дистанционщиков»?

– Заявления принимаются до 30 ноября. Сомневающихся в качестве и комфорте обучения приглашаю на сайт ТюмГНГУ в раздел «Центр дистанционного образования». Сотрудники центра готовы проконсультировать потенциальных абитуриентов и по телефону. А тем, кто достаточно много времени проводит в социальных сетях, наверняка полезным будет общение в нашей группе. Так что если есть желание учиться – виртуальная реальность всегда придет на помощь.

или Как получить профессиональное образование вдали от дома


Приемная кампания в большинстве российских вузов в этом году закончилась, и не поступившим в образовательные учреждения страны на первый взгляд ничего другого не остается, как ждать года следующего. Но  в беседе с директором центра дистанционного образования Тюменского государственного нефтегазового университета Светланой Моор выяснилось, что стать студентом можно и сейчас, и через два месяца.

– Светлана Михайловна, перспективность дистанционного образования сейчас уже не подвергается сомнению, но при всем том далеко не каждый абитуриент готов получать образовательные услуги на расстоянии. Мешает консервативность мышления?

– Я бы не сказала, что россияне настолько консервативны, здесь скорее комплекс проблем сказывается. Одни сомневаются в качестве образовательных услуг, предоставляемых виртуально, другим просто-напросто Интернет не доступен. Но самое главное – люди зачастую не готовы к самостоятельной работе, их не научили добывать знания самостоятельно, не научили брать ответственность на себя за свое будущее.

Система образования страны была выстроена так, что студентами все время кто-то руководил: преподаватель, научный руководитель, декан и так далее. Заочники, к примеру, всегда ориентировались на сроки сдачи контрольных работ, на экзаменационную сессию, в конце концов, хотя уже на установочной сессии им всегда объясняют, что большую часть знаний придется получать самостоятельно. Кто-то, безусловно, занимается систематически, большинство же до сих пор полагается на авось. При использовании дистанционных технологий ни  о каком жестком контроле и речи быть не может: студент может освоить предмет за любой промежуток времени. У нас были случаи, когда молодые люди и в три дня укладывались, причем по результатам итогового тестирования было ясно, что работали не ради успешного теста, а взяли для себя максимум полезной информации. Но для таких высоких результатов должна быть серьезная мотивация к удаленному обучению.

– Мотивированы на получение высшего образования чаще всего люди с солидным производственым стажем?

– Профильное высшее образование, безусловно, востребовано многими россиянами. Как показывает практика, именно эта категория студентов учится ответственно, порой, я бы сказала, даже самоотверженно.

Возвращаясь с вахты или из длительных командировок, производственники максимально эффективно используют свободное время, успевая и курс лекций освоить, и виртуальные лабораторные работы выполнить сразу по нескольким дисциплинам. Но я убеждена, что дистанционные образовательные технологии актуальны не только для производственников. Во всем мире образование по Интернету востребовано молодыми мамами, находящимися в декретном отпуске, людьми с ограниченными возможностями. Но россияне не одно столетие идут своим путем и возможность получить диплом не выходя из дома тоже, видимо, оценят не сразу.

– Насколько сложно поступить на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий и как часто придется приезжать в базовый вуз?

– Сложностей абсолютно никаких, разве что компьютер потребуется с выходом в Интернет. Необходимо связаться с нами по телефону или электронной почте, получить логин и пароль и сдать вступительные испытания в форме тестирования. Результаты ЕГЭ, полученные в 2011-2012 годах, также могут быть засчитаны в качестве вступительных испытаний. Все. Дальше начинается самостоятельная работа студента. Используемая нами программа Educon позволяет в любой момент из любой точки мира просмотреть необходимые для изучения дисциплины, выполнить задания и пройти итоговые тестирования.

Студенту не придется приезжать к нам ни для оформления документов, ни для экзаменов. Привычных сессий тоже нет – весь учебный процесс проходит виртуально, реальны только знания. Не исключено, что при массовом выпуске студентов им не придется приезжать в базовый вуз и для защиты дипломного проекта. Для этой цели создаем территориальные пункты доступа, принимающие на себя ответственность за индентификацию личности студента, за трансляцию процедуры защиты в базовый вуз.

– Смышленые молодые люди, обучаясь дистанционно, наверняка найдут способ не раз обмануть преподавателя?

– Вот что не рекомендую, так это обманывать. Во-первых, обманут себя, не усвоив знания по тому или иному предмету. Пробел в знаниях обязательно скажется при изучении следующих дисциплин и в результате проигравшим окажется студент, а не преподаватель. Во-вторых, в вузе достаточно серьезно продумана система общения и желающего слукавить сразу возьмем на заметку.

Стоит, видимо, пояснить, что обучение с использованием дистанционных технологий начинается с вполне реального общения со студентами. В начале года проводим видеоконференцию, на которой подробно объясняем нюансы учебы. Я акцентирую внимание на организационных вопросах, проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию ТюмГНГУ Владимир Викторович Майер знакомит студентов с университетом, а сотрудник центра Наталья Петровна Исакова дает подробную инструкцию по мультимедийным технологиям, по возможностям программы Educon.

В дальнейшем студенты могут получить любую консультацию у преподавателей-тьюторов как по электронной почте, так и по Скайпу. Должна сказать, что Скайп – крайне полезное изобретение для дистанционных технологий. Разговор глаза в глаза позволяет не только ощутить причастность к учебному процессу. Преподаватель видит, как идет погружение в образовательную среду, насколько интересны студентам его пояснения, готовы ли молодые люди воспринимать знания, в конце концов. Телефонное общение с дежурными «да», «нет», «понял – не понял» такой роскоши лишено по определению и вряд ли поможет в получении знаний.

– Но общение по Скайпу тоже наверняка лимитировано? Не может же преподаватель сутками сидеть в Интернете?

– Не знаю, как в других центрах дистанционного образования, а у нас формат взаимодействия обусловлен  инициативой студента. Необходимо ему общение по Скайпу каждый день – значит, будем ежедневно общаться. Круглосуточный караул для этого совершенно не обязателен – достаточно загодя определить время и уточнить, кто из преподавателей нужен для консультации. Никакого лимита в данном случае в принципе быть не может, иначе какие же это дистанционные технологии? Но стоит подчеркнуть и тот факт, что консультациями в режиме реального времени не ограничиваемся. По субботам, когда от работы свободно большинство студентов, проводим вебинары для всей группы или всего курса. Ребятам такой вариант общения, кстати, нравится не меньше, чем индивидуальные консультации по Скайпу.

– О таком комфортном обучении по программам бакалавриата можно только мечтать…

– Не мечтать надо, а уже сейчас подавать документы на выбранное направление и на деле убедиться, что учиться по Интернету действительно можно с полным комфортом. Тем более что плюсов образовательных дистанционных технологий в одной публикации никогда не раскрыть.

Мы, к примеру, не отметили, что «дистанционка» позволяет получать второе высшее образование параллельно с первым, не подчеркнули, что только сам студент определяет, в какое время суток ему учиться, сколько заниматься и так далее. Важно отметить, что предоставляем образовательные услуги не только по программам бакалавриата, но  и среднего профессионального образования на базе 11 классов. В прошлом году можно было подать документы на две специальности – «Банковское дело» и «Экономика и бухгалтерский учет», в этом году доступна еще одна – «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

– Россияне привыкли, что за повышенный комфорт надо и платить соответственно. Один год обучения и у в ТюмГНГУ наверняка недешево обойдется?

– Смотря с чем сравнивать. Если студент поступает на бакалавриат с полным сроком обучения (5 лет), то его расходы за один учебный год будут от  34100 до 35500 рублей в зависимости от направления. Сокращенный срок обучения (3 года) потребует чуть больше затрат – опять-таки в зависимости от направления от 39 тысяч до 44700 рублей. А среднее профессиональное образование можно получить и того дешевле – от 16000 до 19700 рублей в год. На фоне 200-250 тысяч очной формы обучения столичных вузов это не такие уж значительные расходы.

– Прием заявлений на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий продлен, но час «икс» в любом случае есть. Сколько еще времени для раздумий у потенциальных заочников-«дистанционщиков»?

– Заявления принимаются до 30 ноября. Сомневающихся в качестве и комфорте обучения приглашаю на сайт ТюмГНГУ в раздел «Центр дистанционного образования». Сотрудники центра готовы проконсультировать потенциальных абитуриентов и по телефону. А тем, кто достаточно много времени проводит в социальных сетях, наверняка полезным будет общение в нашей группе. Так что если есть желание учиться – виртуальная реальность всегда придет на помощь.



В Тюмени 20 апреля прогнозируют жару

20 апреля

Как в муниципалитетах Тюменской области борются с паводком

19 апреля