Служить делу – значит служить людям
Далее в сюжете: Забытая история о реке Тюменке
Недавно отпраздновали 68-летие Тюменской области. В связи с этим есть повод вспомнить отдельные события и факты, связанные с ее становлением. Обратимся к медицине.
В 2004 году вышла книжка, которая так и называется: «Тюменская область. Становление и развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы». На первых страницах помещены портреты тех, кто стоял у ее истоков в нашем крае и внес значительный вклад. Назовем лишь некоторые фамилии работников, имеющих высокие звания заслуженных врачей и отличников здравоохранения. Это Василий Горев, Нина Кухтерина, Екатерина Баржина, Николай Флеровских, Ирина Грушина, Афанасий Кузнецов, Сергей Палкин, Анна Николаева, Галина Лалаян, Мария Шелковникова, Лидия Черезова.
Уже в наше время – Анатолий Огурцов, Юрий Устюжанин. Сейчас руководителем управления Роспотребнадзора по Тюменской области является Галина Шарухо, а главным врачом центра гигиены и эпидемиологии по Тюменской области Александр Фольмер.
Становление этой важной службы имеет многовековую историю. Известно, что еще в ХVIII веке делались попытки установить контроль за эпидемиологическим состоянием в Тобольской губернии. Но как форма государственной медицинской деятельности в нашей стране она была создана девяносто лет назад, в 1922 году, с момента принятия Совнаркомом специального декрета. В последующие годы она претерпела многочисленные изменения.
В декабре 1944 года организовано комплексное учреждение – санэпидстанция. Именно с этого момента и ведется отсчет истории государственной санэпидслужбы Тюменской области.
Перед ее руководством стояли ответственные многоплановые задачи организационного характера, создания материальной и кадровой базы.
О том, как проходило становление и развитие санэпидслужбы на протяжении ряда десятилетий, я беседую с ветераном Великой Отечественной войны, отличником здравоохранения СССР Клавдии Зверевой. Несмотря на солидный возраст (а его выдают лишь серебряные пряди волос), Клавдия Александровна по-прежнему энергична, обладает феноменальной памятью, пользуется непререкаемым авторитетом и уважением.
Медицина стала ее призванием. Окончание фельдшерско-акушерской школы совпало с началом войны. Хотела поехать учиться в Омский мединститут, но в Богандинке случилась эпидемия туляремии, и ее бросают на этот очаг, где надо было организовывать стационар, проводить работу по лечению и профилактике заболевания. Выбор пал на нее. Почему? Да потому что еще во время учебы имела опыт лечения инфекционных больных. Кроме того, она обладала чувством долга: раз надо – значит надо!
В военные годы полыхали брюшной и сыпной тиф, корь, дифтерия, дизентерия, туляремия. И молодой специалист Зверева назначена помощником санврача межрайонной санэпидстанции, которую тогда возглавлял опытный руководитель, прекрасный человек – Василий Прохорович Черномырдин.
Затем Зверева возглавляет столь необходимый в ту пору санпропускник со штатом двадцать семь человек, впоследствии реорганизованный в дезстанцию. Кроме этой напряженнейшей работы было и другое. Из горздрава часто поступал приказ:
«Прибывает эшелон с ранеными, готовь людей и подводы!» Приходилось их не только выгружать, но размещать по госпиталям, а там и растаскивать по этажам. Встречали и ленинградцев, почерневших от холода и болезней. Все это было, было. Девчонки умудрялись еще и выступать в госпиталях. Создали ансамбль «Мандолина, гитара, балалайка». На гитаре солировала, конечно, Клава.
Позднее она работала заведующей райздравотделом Тюменского района, где 4 врачебных участка, 30 фельдшерско-акушерских пунктов, да еще и трахоматозных. И каким профессионалом надо быть, как любить свою работу, чтобы всем этим руководить!
В ее биографии была еще одна страница. Пройдя при Свердловском мединституте курсы по охране материнства и детства, несмотря на предложение заведующего облздравотделом Юрия Семовских перейти на работу в аппарат отдела, становится заведующей детскими яслями судостроительного завода и одновременно внештатным инспектором горздравотдела.
Пять раз Зверева избиралась депутатом Тюменского горсовета. В летнее время открывала и была руководителем санаторного лагеря для детей с пневмонией на Большом Тараскуле.
И вот наступил 1965 год. Она вновь на санитарной службе! В баклаборатории, которую много лет возглавляла опытнейший руководитель, отличник здравоохранения СССР Зоя Владимировна Офицерова, и стала трудиться Зверева. Это было большое предприятие, имеющее тринадцать спецкабинетов и более пятидесяти сотрудников. Оно работало на нужды области, хотя официально числилось как городское.
Клавдия Александровна до сих пор помнит, как на вертолете была «заброшена» в поселок Пионерский Ханты-Мансийского округа, где образовался очаг дизентерии, и прожила там более месяца. В подобной ситуации оказывались и другие работники лаборатории.
Она всегда с благодарностью вспоминает тех, кто шел рядом с ней, деля трудности и невзгоды. Дело жизни Зверевой продолжается. Дочь Вера – врач, отличник здравоохранения СССР, ее муж Геннадий – заслуженный врач РФ, врачи – их сын Игорь и невестка Марина. Но самое главное – дети и внуки унаследовали лучшие качества матери и бабушки: трудолюбие, принципиальность, любовь к профессии и людям.
Ранее в сюжете