Строители ООО «ТНК-Уват»: с надежными партнерами и автономия не страшна
День строителя, который традиционно отмечается в России во второе воскресенье августа, – профессиональный праздник значительной части сотрудников нефтяного предприятия «ТНК-Уват», причем значительной и по количеству, и по роли в производстве. Число строек на развивающемся Уватском проекте растет год от года. В чем особенности работы нефтяных строителей и над какими проектами сейчас ведется работа, корреспондентам рассказал заместитель генерального директора по капитальному строительству ООО «ТНК-Уват» Сергей Картавый.
– Сергей Васильевич, в чем особенность строительства объектов нефтедобывающей промышленности на Уватской земле? Месторождения имеют свой «характер»?
– Главной особенностью Уватского проекта является то, что на данный момент месторождения находятся в автономии. Это обстоятельство определяет и нашу работу, и работу наших подрядчиков: необходимо позаботиться об обустройстве жилых городков, обеспечить завоз материалов, запчастей, дизельного топлива, персонала к объектам строительства. Доставку всех необходимых для строительства грузов приходится осуществлять зимой, по зимним дорогам. В летний период подрядчики не могут перемещать технику между месторождениями. Кроме того, в связи с автономией и большой удаленностью месторождений в компании очень высокие требования в области охраны труда, промышленной безопасности
и охраны окружающей среды (ОТ, ПБ и ООС).
Вторая отличительная черта Уватского проекта – очень заболоченная местность. Это значит, что строительство линейных сооружений можно вести только зимой. Тем не менее, идем на определенные эксперименты по строительству летом. В этом году в теплый период удалось успешно построить порядка двух километров трубопровода, но нужно признать, что летнее строительство увеличивает затраты, риски и ответственность в области организации безопасного производства работ.
Отсыпка площадок на заболоченных территориях в условиях автономии вызывает большие трудности. Существует острый дефицит сыпучих материалов на Усть-Тегусском и Урненском месторождениях в связи с тем, что карьеры отрезаны от объектов строительства и имеют только зимние условия проезда. Новые месторождения, такие как Южно-Петьегское и Протазановское, к разработке которых ТНК-Уват только приступает, находятся в еще более жестких условиях с точки зрения заболоченности и труднопроходимости местности, чем месторождения Восточного центра освоения.
– С развитием Уватского проекта с автономией получается справляться?
– Работаем над строительством круглогодичных дорог в направлениях, где это больше всего необходимо. В первой половине текущего года сделали очень большой задел по строительству дороги от Усть-Тегусского до Тайлаковского месторождения, по которой можно будет добраться на Урненское и Усть-Тегусское месторождения из Нижневартовска в любое время года. К октябрю 2012 года планируем закончить первый этап строительства дороги и обеспечить проезд по ней. Прежде чем провести второй этап строительства и получить полноценную дорогу, нужно выждать примерно полтора года. За это время земляное полотно консолидируется, что может повлечь за собой значительное смещение плиты. После этого строители обеспечат перекладку плиты, и дорога будет запущена в эксплуатацию.
– Как выстроены отношения между предприятием и подрядными организациями, непосредственно осуществляющими строительную
деятельность? Работаете с проверенными партнерами или постоянно находитесь в поиске лучшего подрядчика?
– Существует ряд подрядных организаций, отношения с которыми уже переросли в партнерские. Они принимают принципы ТНК-ВР в отношении промышленной и экологической безопасности, темпов, качества и культуры производства. К числу таких партнеров отношу «Нижневартовскдорстрой», «Вектор», «Промстрой». Есть и другие подрядчики, которые только подбираются к этому уровню, и помогаем им с этим: проводим совещания, на которых разъясняем важность процесса обеспечения качества, документального оформления и т.п. С организациями, которые серьезно нарушают наши принципы и требования, вынуждены разорвать отношения.
География строительства на Увате постоянно расширяется, поэтому всегда находимся в поиске новых партнеров и совместно с управлением системы снабжения проводим ряд мероприятий, направленных на расширение пула подрядчиков.
Эти два направления – работа с имеющимися подрядными организациями и поиск новых – залог успешной деятельности как службы капитального строительства, так и всего предприятия.
– Каких успехов добилась служба капитального строительства за последнее время?
– Хорошо справились почти со всеми задачами, которые стояли перед нами в первой половине 2012 года. В этом году было значительное количество подрядчиков по инженерной подготовке, большое число объектов, которые строили одновременно. На разные месторождения было завезено рекордное количество грунта (объем отсыпки производственных площадок в 2012 г.
– около 4 млн. куб. метров). Особо хотелось бы отметить инженерную подготовку трех кустовых площадок, что обеспечило фронт работ для бурового подрядчика. Подготовили кустовую инфраструктуру для добычи с новых кустов на Усть-Тегусском месторождении, отсыпав под них площадку, построив трубопровод и порядка 10 км подъездных дорог. В зимнюю программу построили почти 1000 км зимников отличного качества. Для «ТНК-Уват» это тоже своеобразный рекорд. В июне завершили строительство первого этапа дороги Урна – Усть-Тегус, обеспечили проезд между двумя месторождениями, чем значительно облегчили деятельность производственных служб.
– 2012 год называют годом больших строек для «ТНК-Уват». Расскажите, на каких объектах сегодня сосредоточено внимание строителей?
– В этом году начали строительство пяти больших инфраструктурных объектов на Центральном и Восточном центрах освоения Уватского проекта. Это газотурбинная и газопоршневая электростанции (ГТЭС и ГПЭС) на Усть-Тегусском месторождении, ГТЭС на Тямкинском месторождении, вторая очередь центрального пункта сбора нефти (ЦПС) на Тямкинском месторождении и расширение ЦПС на Усть-Тегусском. Именно на них будет сконцентрировано наше внимание следующие 12 месяцев.
Кроме того, заканчиваем расширение коммерческого узла учета нефти (КУУН) в районе села Демьянского, строительство мультифазной насосной станции (МФНС) на Урненском месторождении и первую очередь ЦПС на Тямкинском месторождении. Нацелены завершить их строительство в сентябре-ноябре этого года.
И, конечно же, один из самых главных объектов внимания на ближайшие месяцы – вахтовый жилой комплекс на Усть-Тегусском месторождении, который должен обеспечить комфортные условия проживания для сотрудников нефтепромысла.
Это лишь основные объекты, на которых сконцентрированы. Помимо них, есть много других, которые обеспечивают как добычу, так и вспомогательные процессы.
– Какими качествами должен обладать строитель, чтобы добиться успеха в деятельности?
– Учитывая динамику производства и амбициозные цели, которые стоят не только перед строителями ТНК-ВР, но и перед строителями как таковыми, потребность в специалистах этой отрасли огромна. Большой спрос на строителей (не только инженерного состава, «технарей», но и людей, которые обеспечивают строительный процесс: экономистов, плановиков, комплектовщиков, проектировщиков) формирует требования к качествам, которыми они должны обладать. Это однозначно очень высокая работоспособность, умение быстро мыслить, готовность ставить перед собой амбициозные цели и, самое главное, преданность делу и команде. Каждый, кто работает в коллективе, должен понимать, что его действия сказываются не только на нем лично, но и на деятельности всех, кто рядом, и если их подведешь, то и сам пострадаешь.
Я поздравляю всех своих коллег с Днем строителя! Мы представляем одну из уникальных профессий, итог труда которой легко заметен. Каждый может сказать: «Это я строил! Это моя стройка!» Пока есть возможность проявить себя, этим нужно пользоваться – работать и строить больше объектов. Желаю всем крепкого здоровья, амбициозных планов, достижения как личных целей, так и тех, которые стоят перед нами как перед командой.