Некачественный товар можно вернуть?
Не каждый потребитель знает свои права. Зачастую при покупке товаров потребители сталкиваются с их нарушением, не зная об этом. Поэтому каждому гражданину важно не только знать, какими правами он наделен как потребитель, но и уметь ими пользоваться.
Нередко возникают случаи, когда приобретенный товар является некачественным. Какие требования, в какой срок и кому их можно предъявить для защиты своего права – этим вопросам посвящена настоящая памятка. Существует ряд несложных правил, соблюдая которые потребитель всегда окажется в выгодном положении.
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
– замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Важно помнить, что заявить можно только одно требование и только по выбору потребителя. Лишь в случае его неисполнения потребитель вправе его изменить.
Требования, связанные с недостатком товара, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Требования о замене товара или об устранении недостатков также можно предъявить изготовителю или импортеру товара. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
В отношении технически сложных товаров предусмотрен особый порядок предъявления требований, который необходимо соблюсти, чтобы защитить свое право. 10 ноября 2011 года постановлением правительства Российской Федерации № 924 был утвержден Перечень технически сложных товаров. К ним отнесены автомобили, телевизоры, компьютеры, оборудования беспроводной связи (мобильные телефоны, имеющие сенсорный экран) и т.п.
При предъявлении требований в отношении закрепленных данным перечнем товаров необходимо знать:
– если недостаток был выявлен в течение 15 дней с момента передачи товара, потребитель может заявить требование о возврате денежных средств либо его замене;
– если недостаток выявлен после истечения указанного 15-дневного срока, то потребитель вправе предъявить требование либо о его безвозмездном устранении, либо о соразмерном уменьшении покупной цены.
Требование о возврате либо замене технически сложного товара по истечении 15-дневного срока подлежит удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка либо нарушения продавцом срока его ремонта. Законом РФ «О защите прав потребителей» установлены сроки для удовлетворения требований потребителей (ст.ст. 20-22). В случае их нарушения потребитель вправе взыскать неустойку (пени) в размере одного процента за каждый день просрочки.
Если между потребителем и продавцом возник спор относительно причин возникновения недостатка, он разрешается путем проведения экспертизы. При этом в пределах гарантийного срока на товар экспертизу за свой счет и своими силами обязан провести продавец, в иных случаях (при отсутствии гарантийных обязательств либо по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента приобретения товара) экспертизу проводит потребитель.
Особенно необходимо обратить внимание потребителей на случаи, когда товар передается продавцу для проверки его качества. Необходимо внимательно ознакомиться с приемо-сдаточными документами, поскольку в них может содержаться указание на то, что товар передан в ремонт.
В действительности проверка качества товара и его ремонт – это два разных вида работ. В первом случае устанавливается только лишь факт наличия либо отсутствия дефекта, во втором – производятся работы по его устранению. Если потребителем не предъявлено требование о ремонте, но предлагаемые для подписания документы содержат в себе соответствующее указание, подписывать их не следует.
Требования, связанные с недостатками товара, рекомендуется предъявлять в письменном виде путем оформления заявлений (претензий). Один экземпляр претензии вручается продавцу. Второй остается у потребителя с отметкой о вручении (подпись представителя продавца, его Ф.И.О., должность, дата). Если по каким-либо причинам вручить претензию невозможно, она направляется в адрес продавца ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.