Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Гульнур Давлетшина: Мечты, стихи и картины

Общество, 01:02, 02 августа 2012, Елена МИХАЛЬКОВА
Слушать новость
Гульнур Давлетшина: Мечты, стихи и картины. .

Заболотье – край воды, исторически отрезанный от дорог болотами, озерами и реками, территория компактного проживания заболотных татар. В одном из сел Заболотья – Кускургуле, что  в Нижнетавдинском районе, в июле побывала экспедиция «Репортеры дорогами Заболотья». Журналисты продолжают рассказывать о жителях этих необычных мест. Сегодня речь пойдет о Гульнур Давлетшиной, местной художнице и краеведе.

Дом Давлетшиных нельзя не заметить: цветущий палисадник, ворота, расписанные национальными узорами, просторный двор, высокое крыльцо. И вот мы внутри: в каждом уголке чувствуется рука хозяйки, ценящей красоту и уют и создающей их буквально из ничего.

О жизни


В жизни Гульнур есть один решительный поступок. Она ушла из школы, где долгое время преподавала географию, изобразительное искусство и историю. Это серьезный шаг, ведь другой работы в Кускургуле просто нет, а до пенсии Гульнур еще далеко, ей чуть больше сорока. «Вовремя одумалась. Нервы дороже», – объясняет. Она очень любит своих учеников, они  и по сей день частенько наведываются к ней. Но работа педагога – это не только занятия с детьми, это  и отчеты, документы, компьютер и снова отчеты...

Хозяйство заброшено, мужу, дочерям (а их  у Давлетшиных три) никакого внимания. Гульнур, как истинная женщина,  выбрала семью. Теперь она спокойна и счастлива, только вот нет-нет да  и смахнет слезу украдкой, перебирая рисунки учеников, которые сохранила все до единого. Главный кормилец семьи муж Рамиль работает вахтами на металлургическом заводе в Тюмени, Гульнур ведет немаленькое хозяйство.

О селе


В толстой пачке рисунков находим герб Кускургуля. «Это дети придумали, а мы его утвердили», – поясняет Гульнур. На гербе обозначено богатство села: золотой карась, клюква, лебедь, утка – образы природного изобилия. Герб венчает полумесяц – мусульманский символ.

Когда-то, еще до революции, Кускургуль был силен крепкими мусульманскими традициями: действовала мечеть, соблюдались национальные праздники, всем селом ходили на пятничный намаз, перед любым серьезным начинанием, будь то охота, рыбалка или собирательство ягод, спрашивали благословения у муллы.

Большевики разрушили привычный уклад жизни: муллу расстреляли, зажиточных крестьян раскулачили,  в мечети сделали столовую, потом детский сад, а затем и ферму. Сегодня поруганная святыня стоит в развалинах, а Кускургуль остается единственным татарским поселением в регионе, где нет своей мечети.

Религиозную культуру нужно возрождать, решили супруги Давлетшины. Сейчас Рамиль исполняет обязанности муллы, если же он на вахте, для чтения молитв приглашают Гульнур – по мусульманским законам это допустимо.

О творчестве


Гульнур рисует, сколько себя помнит. В гостиной все стены в ее картинах: пейзажи с суровой природой кускургульских болот и... портреты индейцев. Гордый и свободолюбивый народ очаровал Гульнур еще  в юности в кинематографических образах Гойко Митича. Чингачгук, Виннету – идеальные герои. Отважные воины, бесстрашные, но не безрассудные, справедливые и добрые защитники своего народа, хранители традиций и веры.

Именно в сохранении традиций Гульнур видит спасение села, а в глобальном масштабе – и всего человечества. Предки передали мудрость, опыт, проверенный веками, а мы не можем сберечь и воспользоваться. Хотя, казалось бы, зачем изобретать велосипед, живи, как деды завещали. Сохраняй мир  в семье, не завидуй соседу, радуйся успехам других и поддерживай, если пришла беда, работай честно, будь доволен тем, что имеешь, не иссушай душу греховными мыслями и поступками, не губи тело алкоголем и табаком. Только каждое поколение ищет собственные грабли.  Философские размышления посещают Гульнур в минуты бессонницы. Тогда она пишет стихи: о селе, о любви, о дочерях, о прекрасных глазах подросшей племянницы, внезапно поразивших ее.

Мечтает Гульнур о признании заболотных татар самостоятельным этносом, ведь даже ученые находят различия в языке с казанскими и сибирскими татарами и признают, что коренное население этих мест сформировалось под влиянием монголов и алтайцев. Мечтает она, чтобы молодежь возвращалась в Кускургуль, чтобы дочери были рядом, ведь сама она не представляет жизни без красоты родной земли.

Бытовые трудности – отсутствие свежих продуктов большую часть года, оторванность от цивилизации из-за бездорожья, электричество по часам, печка вместо газового котла – ее не пугают. «Я патриот села, мне дорог здесь каждый кустик, каждая травинка, если в город перееду – умру раньше времени», – Гульнур говорит эмоционально и решительно. Ее идеал – Татьяна Ларина, молчаливая и романтичная, верная до жертвенности. Почему Гульнур осталась в Кускургуле, не уехала искать счастья на сухой берег, Большую землю? Ответы в ее стихах. Прочтите и сами все поймете.

лирика


Милый мой край, забытый мой край.
Край журавлей, глухариной зари,
Мягких извилин Лаймы-реки.
В поклоне кудрявых берез до земли,
В шепоте тихом осеннем листвы
Слышу и боль, и радость любви
К милому краю, родной стороне.
В чистой водице твоих родников
Вижу туманные тени кедров.
В зеркале, глади болотных озер
Плавают лебеди, радуя взор.
Богата природа, щедра земля –
Рыбой, зверьми, сенокосной страдой,
Грибными дождями осенней порой.
В тихих заводях Лаймы моей
Плещутся стаи золотых карасей.
Над мохом зеленым летят огари,
В брусничных болотах запах весны.
Над тундрой сырой клубится туман
В чащу выходит лесной великан:
В ветвистых рогах паутины сеть,
А в добрых глазах бесконечная грусть...
Родная сторонка, родная земля!
Добрые люди, родные сердца
Вдохновляют и будят во мне творца.
Рядом с вами я создаю
Милые сердцу пейзажи, стихи.
Рядом с вами душа полна
Поэзии, музыки и красоты.
Милый мой край, забытый мой край!
Здесь я живу, здесь я люблю
И здесь обрету я покой.
Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль

Далее в сюжете: «Репортеры дорогами Заболотья»: подводим итоги

Заболотье – край воды, исторически отрезанный от дорог болотами, озерами и реками, территория компактного проживания заболотных татар. В одном из сел Заболотья – Кускургуле, что  в Нижнетавдинском районе, в июле побывала экспедиция «Репортеры дорогами Заболотья». Журналисты продолжают рассказывать о жителях этих необычных мест. Сегодня речь пойдет о Гульнур Давлетшиной, местной художнице и краеведе.

Дом Давлетшиных нельзя не заметить: цветущий палисадник, ворота, расписанные национальными узорами, просторный двор, высокое крыльцо. И вот мы внутри: в каждом уголке чувствуется рука хозяйки, ценящей красоту и уют и создающей их буквально из ничего.

О жизни


В жизни Гульнур есть один решительный поступок. Она ушла из школы, где долгое время преподавала географию, изобразительное искусство и историю. Это серьезный шаг, ведь другой работы в Кускургуле просто нет, а до пенсии Гульнур еще далеко, ей чуть больше сорока. «Вовремя одумалась. Нервы дороже», – объясняет. Она очень любит своих учеников, они  и по сей день частенько наведываются к ней. Но работа педагога – это не только занятия с детьми, это  и отчеты, документы, компьютер и снова отчеты...

Хозяйство заброшено, мужу, дочерям (а их  у Давлетшиных три) никакого внимания. Гульнур, как истинная женщина,  выбрала семью. Теперь она спокойна и счастлива, только вот нет-нет да  и смахнет слезу украдкой, перебирая рисунки учеников, которые сохранила все до единого. Главный кормилец семьи муж Рамиль работает вахтами на металлургическом заводе в Тюмени, Гульнур ведет немаленькое хозяйство.

О селе


В толстой пачке рисунков находим герб Кускургуля. «Это дети придумали, а мы его утвердили», – поясняет Гульнур. На гербе обозначено богатство села: золотой карась, клюква, лебедь, утка – образы природного изобилия. Герб венчает полумесяц – мусульманский символ.

Когда-то, еще до революции, Кускургуль был силен крепкими мусульманскими традициями: действовала мечеть, соблюдались национальные праздники, всем селом ходили на пятничный намаз, перед любым серьезным начинанием, будь то охота, рыбалка или собирательство ягод, спрашивали благословения у муллы.

Большевики разрушили привычный уклад жизни: муллу расстреляли, зажиточных крестьян раскулачили,  в мечети сделали столовую, потом детский сад, а затем и ферму. Сегодня поруганная святыня стоит в развалинах, а Кускургуль остается единственным татарским поселением в регионе, где нет своей мечети.

Религиозную культуру нужно возрождать, решили супруги Давлетшины. Сейчас Рамиль исполняет обязанности муллы, если же он на вахте, для чтения молитв приглашают Гульнур – по мусульманским законам это допустимо.

О творчестве


Гульнур рисует, сколько себя помнит. В гостиной все стены в ее картинах: пейзажи с суровой природой кускургульских болот и... портреты индейцев. Гордый и свободолюбивый народ очаровал Гульнур еще  в юности в кинематографических образах Гойко Митича. Чингачгук, Виннету – идеальные герои. Отважные воины, бесстрашные, но не безрассудные, справедливые и добрые защитники своего народа, хранители традиций и веры.

Именно в сохранении традиций Гульнур видит спасение села, а в глобальном масштабе – и всего человечества. Предки передали мудрость, опыт, проверенный веками, а мы не можем сберечь и воспользоваться. Хотя, казалось бы, зачем изобретать велосипед, живи, как деды завещали. Сохраняй мир  в семье, не завидуй соседу, радуйся успехам других и поддерживай, если пришла беда, работай честно, будь доволен тем, что имеешь, не иссушай душу греховными мыслями и поступками, не губи тело алкоголем и табаком. Только каждое поколение ищет собственные грабли.  Философские размышления посещают Гульнур в минуты бессонницы. Тогда она пишет стихи: о селе, о любви, о дочерях, о прекрасных глазах подросшей племянницы, внезапно поразивших ее.

Мечтает Гульнур о признании заболотных татар самостоятельным этносом, ведь даже ученые находят различия в языке с казанскими и сибирскими татарами и признают, что коренное население этих мест сформировалось под влиянием монголов и алтайцев. Мечтает она, чтобы молодежь возвращалась в Кускургуль, чтобы дочери были рядом, ведь сама она не представляет жизни без красоты родной земли.

Бытовые трудности – отсутствие свежих продуктов большую часть года, оторванность от цивилизации из-за бездорожья, электричество по часам, печка вместо газового котла – ее не пугают. «Я патриот села, мне дорог здесь каждый кустик, каждая травинка, если в город перееду – умру раньше времени», – Гульнур говорит эмоционально и решительно. Ее идеал – Татьяна Ларина, молчаливая и романтичная, верная до жертвенности. Почему Гульнур осталась в Кускургуле, не уехала искать счастья на сухой берег, Большую землю? Ответы в ее стихах. Прочтите и сами все поймете.

лирика


Милый мой край, забытый мой край.
Край журавлей, глухариной зари,
Мягких извилин Лаймы-реки.
В поклоне кудрявых берез до земли,
В шепоте тихом осеннем листвы
Слышу и боль, и радость любви
К милому краю, родной стороне.
В чистой водице твоих родников
Вижу туманные тени кедров.
В зеркале, глади болотных озер
Плавают лебеди, радуя взор.
Богата природа, щедра земля –
Рыбой, зверьми, сенокосной страдой,
Грибными дождями осенней порой.
В тихих заводях Лаймы моей
Плещутся стаи золотых карасей.
Над мохом зеленым летят огари,
В брусничных болотах запах весны.
Над тундрой сырой клубится туман
В чащу выходит лесной великан:
В ветвистых рогах паутины сеть,
А в добрых глазах бесконечная грусть...
Родная сторонка, родная земля!
Добрые люди, родные сердца
Вдохновляют и будят во мне творца.
Рядом с вами я создаю
Милые сердцу пейзажи, стихи.
Рядом с вами душа полна
Поэзии, музыки и красоты.
Милый мой край, забытый мой край!
Здесь я живу, здесь я люблю
И здесь обрету я покой.
Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль



Ранее в сюжете

Хроники жизни на Лайме

01

Хроники жизни на Лайме

01

Как закаливаются тюменские дети, изучили столичные эксперты

23 ноября

В Тюменской области пройдет показ молодежных короткометражек

23 ноября