Николай Кузнецов и Валентина Довгер: переплетение героических судеб
Писатель Сергей Шибанов приоткрыл завесу тайны над жизнью Валентины Довгер, соратницы легендарного разведчика Николая Кузнецова
На протяжении 2011 года редакция газеты «Тюменская область сегодня» и совет ветеранов ФСБ работали над совместным проектом «Герой. Разведчик. Легенда». Материалы, выходившие в его рамках, повествовали об отряде «Победители» и героических подвигах разведчика Николая Кузнецова. Публикации вызвали интерес широкой читательской аудитории не только на территории Тюменской области, но и за ее пределами.
В редакцию газеты «Тюменская область сегодня» пришло письмо из заполярного Мурманска. Историк-журналист Сергей Шибанов рассказал, что в Интернете следит за всеми публикациями газеты о легендарном разведчике, так как уже много лет интересуется деятельностью отряда «Победители». В этом году увидела свет его книга, посвященная судьбе Валентины Довгер, соратнице Кузнецова. Уникальность данного издания заключается в том, что до сих пор ни один автор в России не написал полную биографию этой удивительной, героической женщины. На днях писатель посетил наш регион и корреспонденты не могли не пригласить его в редакцию.
Александр Скорбенко:
– Сергей Александрович, мы рады, что вы у нас в гостях и готовы говорить о важной для газеты теме – проекте, в который вошли и элементы путешествия, и краеведческие открытия, и пропагандистские акции… Самое главное – редакция обрела друзей, в том числе в лице членов совета ветеранов ФСБ по Тюменской области. Совместно запущен сайт: Кузнецов.рф. Поскольку
ЮНЕСКО назвало Николая Кузнецова разведчиком столетия, то и интернет-ресурс о нем должен быть наполнен только полезными материалами. Вы из тех людей, кто может еще полнее осветить его образ...
– Хочу выразить огромную благодарность за вашу работу и инициативу. То, что Николай Иванович мог сделать для нас, он сделал – отдал свою жизнь. Мы не живем в рабстве. Задача потомков – защитить его имя, передать память о нем молодежи. Чтобы историческая пуповина, которой мы привязаны к родине, никогда не прерывалась.
Александр Скорбенко:
– Сергей Александрович, расскажите о себе: где родились и учились, как вышли на эту тему?
– Родился в Мурманске. В седьмом классе, прочитав книгу о Николае Кузнецове, долгое время пребывал в восторге. Высшее образование по иностранному языку получил в Кургане. Жил там восемь лет: пять лет учился и три года отрабатывал. Когда вернулся в Мурманск, сразу ушел в армию. Сейчас работаю переводчиком с испанского.
Нельзя остаться равнодушным
Александр Скорбенко:
– Вы прочли книгу о самом герое, но стали разбираться в судьбе его однокашницы Валентины Довгер. В итоге Шибанов – единственный из отечественных авторов, кто написал о ней художественное произведение?
– В книге приводится копия письма от 1950 года Дмитрия Медведева (командир отряда разведчиков) к Валентине Довгер в Воронеж. Он пишет, что есть договоренность с издательством «Молодая гвардия» и литератором Софьей Виноградской, требуется только согласие самой героини. Но книга так и не увидела свет.
19 декабря 2006 года на доме в Воронеже, где жила Довгер, открыли мемориальную доску в ее честь. Тогдашний начальник ФСБ по Воронежской области генерал-майор Андреев сказал: «Валентина Константиновна никогда не просила о помощи, меня всегда поражала ее скромность». Всему причина – скромность… Впервые я приехал в Воронеж в 2006 году к другу. От него и узнал о том, что Валентина Константиновна жила в этом городе с того момента, как вернулась из Германии, до своей кончины. Сразу пошел в местную библиотеку, мне выдали газетные вырезки, но только не книги – их не существовало. Так зародилась идея восполнить этот пробел. Познакомился с сыном героини, ее младшей сестрой. Стал собирать материалы и все больше восхищался уникальностью Довгер.
Денис Фатеев:
– Какие места, связанные с судьбой Валентины Довгер, вам удалось посетить? Или обошлись информацией, полученной от родных и друзей героини?
– К сожалению, в Ровно не был. Три года подряд ездил в Воронеж, где она прожила 40 лет. Бывал, конечно, в архивах ФСБ в этом городе. Там есть уникальная рукопись с исправлениями, корректурой, внесенными ее рукой. Три года я собирал материалы, а потом девять месяцев писал.
Раиса Ковденко:
– За давностью лет, пожалуй, практически невозможно восстановить полную картину событий. Есть ли в книге доля художественного
вымысла?
– Когда только задумывал писать книгу, был твердо убежден, что должно быть много биографии. Но с другой стороны, если подать только сухие сведения, то издание получится менее интересным. Поэтому, не отклоняясь от фактов, решил внести художественный оттенок.
Аркадий Кузнецов:
– Изменилось ли у вас мнение о Валентине Довгер в ходе работы над книгой?
– Изменилось, и только в лучшую сторону. Во второй главе написал, что если читатель, который перелистнул последнюю страницу этой книги, не проникся симпатией к главной героине, то работу можно считать неудачной. Думаю, только у очень равнодушного человека судьба Валентины Довгер не найдет отклика в душе.
В двадцать лет Валентина уже побывала в гестаповских застенках. Ее арестовали накануне двадцатилетия. Полтора года никто из родных о ней ничего не знал. Однако она выжила! Как пишет Медведев, благодаря своей стойкости.
По мере отступления фашистских войск на запад ее перевозили из Ровно в город Дубну, оттуда во Львов, дальше в Краков, затем из Польши в Мюнхен. Во время бомбардировки, когда армия подходила к Мюнхену, Валя сбежала из тюрьмы. Пробиралась более двух месяцев до советской инкубационной зоны.
Нужно учитывать, что она находилась на вражеской территории, а немцы были до самого конца враждебно настроены к врагам Третьего рейха. В двадцать лет посреди вражеской стороны она решилась сбежать. Правда, немецкий знала очень хорошо. Я был просто поражен, когда узнал от родных эти факты.
История знакомства
Денис Фатеев:
– Расскажите, как Валентина Довгер познакомилась с Николаем Кузнецовым?
– Их знакомство связано с печальным событием. 3 марта 1943 года трагически погиб ее отец Константин Ефимович. Разведка бандеровцев выяснила, что он разведчик-связной. Константина Довгера вместе с двумя товарищами схватили, пытали и после того, как ничего не добились, связали колючей проволокой руки за спиной и утопили.
Виктор Кочетков, заместитель Медведева по разведке и диверсиям на железных дорогах, который потом стал самым близким другом семьи Довгер, пришел после этого к ним в дом и посоветовал уходить из села, понимая, что бандеровцы их в покое не оставят.
Они в тот же день собрались, из ценного взяли корову и ушли в соседний райцентр, который находился в десяти километрах от села. Дядя Валентины Константиновны Леонид остался, сказав, что переночует одну ночь, а утром догонит. Бандеровцы в ту же ночь расправились с ним.
Ушли мама, бабушка и две младшие сестры, а Валя отправилась в отряд. Виктор Кочетков был командиром группы, где находилась партизанка.Так совпало, что там же третий день находился Николай Кузнецов. Его отозвали из Ровно по той причине, что 22 февраля 1943 года погиб еще один легендарный разведчик – Николай Приходько. Боялись, что тело выставят на опознание и начнутся аресты. Командир отряда в порядке мер безопасности отозвал группу Кузнецова в отряд.
Дмитрий Медведев принял решение отправить Довгер в Москву учиться на радистку. Она начала убеждать оставить ее, боялась, что закончится война и ей не удастся отомстить за отца. Во время разговора рядом со штабной землянкой беседовали два партизана. Один из них сыронизировал: «Соглашайтесь, девушка. Съездите в Москву. Вернетесь, может, еще успеете пострелять в честь победы». Валентина Довгер не любила иронии в свой адрес и ответила солдату по-немецки. Николай Кузнецов услышал отличное произношение и уверенную речь и предложил стать разведчицей. Валентина с готовностью согласилась. Вместе они уговорили Медведева.
Лев Гуляев:
– В книге вы реализовали все свои замыслы или планируете написать продолжение?
– Осенью этого года выйдет второе издание книги. Там есть дополнительная информация, в том числе про Николая Кузнецова. Кроме того, перестроил расположение фотографий, скомпоновав их в одну группу. Тираж книги будет больше, нежели у первого издания.
Скоро в Воронеже вновь состоится встреча с сыном Валентины Довгер Константином Савичем, которого хочу в хорошем смысле слова «попытать» на предмет дополнительной информации. Кстати, он три года испытывал меня на прочность. Познакомились с ним еще в 2008-м, приятно поговорили, но когда разговор дошел до фотографий из семейного архива, он сослался на занятость и сказал, что решим вопрос в другой раз. Так продолжалось три года подряд. На третий раз, по своему приезду немного расстроенный, говорю ему: «Константин Савич, книга уже почти готова, а фото нет». Его тетя – младшая сестра Валентины Константиновны – поддержала, позвонила племяннику и попросила оказать содействие. Видимо, он проверял меня, серьезный человек или несерьезный. Только на третий год понял, что мне все-таки можно доверять. Когда я пришел, он мне дал около шестидесяти уникальных фотографий из личного архива матери, которые никогда нигде не публиковались. Двадцать из них представлены в книге.
Нина Генне:
– Поделитесь творческими планами на ближайшее будущее. Не планируете следу-ющую книгу посвятить другому представителю отряда «Победители» или написать о женщинах в разведке?
– Тему женщин в разведке описывали многие авторы, не вижу смысла браться за нее. Еще многое неизвестно о судьбе Николая Кузнецова. Хочется рассказать об этом. Есть спорные моменты, связанные с его боевой деятельностью, однако в них можно найти точки соприкосновения. Возможно, благодаря этому удастся узнать истину.
Еще в планах написать книгу о США. Изучением истории этой страны занимаюсь с 1974 года, материалов накопилось много. В черновом виде приготовил рукопись, состоящую из двух частей. Первая называется: «Что и как говорят американцы». Вторая: «Что говорят об американцах».
Воспитание патриотизма – общая задача
Раиса Ковденко:
– Почему Америка, а не Финляндия или Норвегия, например, которые граничат с Мурманском?
– Так сложилось, что Скандинавия интересует меня в меньшей степени. Куда больший интерес вызывают Испания и США. Кстати, в Мурманске только три дип-ломированных переводчика с испанского.
Сергей Исаев:
– Какой эпизод из жизни Валентины Довгер вам кажется наиболее интересным?
– Вопрос хороший, ответ готов. Эпизод связан с днем 31 мая 1943 года, когда Николай Кузнецов и Валентина Довгер пошли на прием к рейхскомиссару Украины Эрику Коху. Дело в том, что Довгер пришла повестка о мобилизации в Германию на трудовые работы. По легенде во время встречи хотели попросить отменить это решение. На самом деле целью наших разведчиков было устранить высокопоставленного нациста. Благодаря знакомству с адъютантом Коха – майором Бабахом, Кузнецов сумел добиться аудиенции.
Было абсолютно ясно, что после выполнения задания уйти не удастся. Напомню, Валентине Довгер было на тот момент
19 лет. Как пишут в мемуарах медведевцы, у нее не было ни грани сомнения. Сам эпизод известен, покушение не состоялось. После возвращения на конспиративную квартиру Валентина обвинила Николая Кузнецова в трусости и даже написала докладную Дмитрию Медведеву. Записку разбирали в штабе отряда. Однако действия Кузнецова были признаны правильными.
Вероника Белоусова:
– Как вы уже отметили, судьба Валентины Довгер тесным образом связана с судьбой Николая Кузнецова. Каково ваше мнение о разведчике?
– Твердо убежден: Николай Кузнецов – легендарная личность, которая должна служить примером для молодежи.
Вероника Белоусова:
– Как воспитать ребенка в духе патриотизма, чтобы он перенял качества, присущие таким людям, как Николай Кузнецов и Валентина Довгер?
– Думаю, необходимо с ранних лет читать ребенку книги о судьбе этих людей и подвигах, которые они совершили.
Раиса Ковденко:
– Насколько, с вашей точки зрения, актуальна сегодня тема патриотизма? Некоторые молодые люди ничего не слышали о разведчике Николае Кузнецове.
– Действительно, проблема существует. Когда рассказал сыну Валентины Довгер, что собираюсь написать книгу, он спросил: «Кто будет ее читать?» Переубедить его оказалось непросто. К счастью, на деле работа оказалась востребованной. Патриотическим воспитанием молодежи надо заниматься не только в отдельно взятой семье, но и всем миром.
Александр Скорбенко:
– Какое самое главное открытие вы сделали, работая над этой книгой?
– Трудный вопрос! Во-первых, еще больше полюбил своего героя – Николая Кузнецова. Во-вторых, с новой стороны открыл для себя Валентину Довгер.