Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Современный облик Тюмени формировали лидеры разных лет

Общество, 01:08, 27 июля 2012,
Слушать новость
Современный облик Тюмени формировали лидеры разных лет. .

О знаковых событиях в жизни областной столицы вспоминают первые руководители города


Сегодняшний клуб «От первого лица» необычный. Поучаствовать в его заседании на газетной полосе накануне дня рождения Тюмени редакция пригласила первых руководителей города разных лет. Вопрос перед ними был поставлен один: рассказать о важных событиях в жизни города «их» времени. Ведь гордость нашего края – Тюмень формировалась не  в одночасье. Годы ушли на то, чтобы первый сибирский город за Уралом стал крупным промышленным, научным и культурным центром с развитой современной инфраструктурой, городом со здоровыми амбициями и, как сказал один из градостроителей, городом, в котором хочется жить. Всем этим сложным механизмом необходимо было управлять, все организовывать. Гости клуба подкрепляют это реальными фактами.


------------


У тюменцев собственная гордость


Игорь ШАПОВАЛОВ,
председатель областного совета ветеранов, первый секретарь Тюменского горкома КПСС с 1978 по 1984 год:

– Из города-сада Омска в Тюмень я переехал с семьей в 1965 году. Первое впечатление: «И правда, Тюмень – столица деревень!» Сегодня сами тюменцы произносят сию своеобразную дразнилку с крупицей доброго юмора. И неспроста, поскольку в настоящее время Тюмень – цивилизованный, европейского образца город.

Мой послужной список открывает главк Тюменьнефтегазстрой, потом были СУ-19, комсомольско-молодежный трест «Тюменьгазмонтаж», «Сибкомплектмонтаж», «Сибжилстрой». В 1978 году в нем появляется новая запись: «Назначен первым секретарем Тюменского горкома партии». На то время это высшее должностное лицо областного центра.

Одной из важных задач в тот период оказалось улучшение структуры топливно-энергетического баланса города. Мощности действующей ТЭЦ не хватало. Не спасали и маленькие котельные: то какое-то производство остановится, то люди в жилых домах мерзнут. Что делать? Строить новую ТЭЦ? Но  в государственном плане строительства теплоэлектроцентралей на текущую пятилетку Тюмень не значилась. Ждать следующей пятилетки? Значит, упустить время… Тюменцы моего поколения так работать не привыкли.
На очередном заседании бюро горкома партии принимаем решение: «Добиться изменений в госплане, строительство новой ТЭЦ должно быть запланировано в текущей пятилетке».

Подготовили решение, как требовалось. В трех вариантах. Первый – расширить мощности существующей ТЭЦ-1, второй и третий варианты предусматривали строительство новой ТЭЦ – или  в районе Зареки, или  в районе Войновки. Последние предложения были предпочтительнее.

Поехали в Москву, в Министерство энергетики и электрификации СССР. Там нам сказали, что ничем помочь не могут – строительство новой ТЭЦ заложено в Кургане. Хотя оговорились: «У них до сих пор даже площадка под строительство не подготовлена. Если вам удастся в десяти­дневный срок ее подготовить, приступайте к строительству».

Тюменцы работали днем и ночью – расчищали от леса территорию в юго-восточной части города. К указанному сроку в Тюмень прибыл заместитель министра, который с большим удивлением осмотрел подготовленный плацдарм и сообщил своему руководству: «В Тюмени площадка готова к строительству новой ТЭЦ». На что министр ответил: «Договор дороже козанков. Разрешаю».

1 ноября 1981 года в юго-восточной части города началось строительство ТЭЦ-2. Оно шло высокими темпами. Первый отопительный котел тепловой мощностью 209 МВт (180 Гкал/ч) заработал в декабре 1985 года, а первый энергоблок ТЭЦ мощностью 210 МВт был включен в сеть в 2 часа 25 минут 9 июля 1986 года. Менее чем за четыре года станция достигла запланированной мощности.

------------


«А по берегам Туры тянутся мосты-мосты…»


Виктор ТОКАРЬ,
генеральный директор ЗАО «ДИОПРОМ», председатель Тюменского горисполкома с 1986 по 1990 год:

– В должность председателя Тюменского горисполкома я вступил в июле 1986 года, то есть в год 400-летия города. Юбилейные мероприятия объединили усилия федеральной, региональной, городской власти и общественности, придали особенное ускорение всем социально-экономическим процессам. Но главное – нам удалось изменить идеологию развития города. Он должен стать комфортным для проживания тюменцев.

В областном центре появились новые мосты. Первым стал Западный, но его чаще называют Воронинский. Это уникальное сооружение, вы не увидите ни одного пролета, ни одного держащего троса! Он не только соединил берега реки, но  и  вывел грузовой автотранспорт на объездные дороги вокруг Тюмени. Ох и много сил потратил на его строительство директор «Мостостроя-11» Валентин Солохин.

Потом вместе с ним строили пешеходный вантовый мост. В народе он больше известен как мост Влюбленных. Перила моста и пешеходная часть исписаны признаниями в любви и свадебными поздравлениями. У тюменских молодоженов появился обряд: они навешивают на ограждение моста висячие замки, закрывают их  и ключи бросают в реку. Замки висят целыми гроздями.

Немногим позже в створе улицы Профсоюзной построили самый широкий в Тюмени мост через Туру. Он соединил пролетами два  берега реки в центральной части города. Но  в его проекте обнаружились серьезные просчеты, пришлось на время приостановить строительство. В октябре 1990 года сдали в эксплуатацию одну его часть, то есть половину. Транспорт пошел в Заречье. Стоит отметить, что  я и Виктор Горбачев, редактор областной газеты, стали первыми пассажирами, которые проехали по нему. Несколькими годами позже движение по мосту пустили в несколько полос.

Потом был  бросок через Транссибирскую магистраль по улице Мельникайте. Этот мост не раз «заставил» меня поволноваться и съездить в Москву и Свердловск – требовалось разрешение Министерства путей сообщения остановить движение по железной дороге на данном участке. Раскрою секрет: «уговорить» министра помогли первый секретарь обкома КПСС Геннадий Богомяков и первый секретарь горкома Виктор Холявко. Ровно на один час было приостановлено движение поездов и за это время тюменские мостостроители успели забить недоста­ющие опоры и соединили две части моста.

В планах было строительство еще одного моста, который связал бы район ТЭЦ-2 и деревню Зайково, но не случилось. Началась перестройка, не до мостов стало. А так бы  он имел титул «Самый длинный мост Тюмени» – более десяти километров. С его вводом в эксплуатацию тюменские мосты составили бы единую кольцевую систему.

Прошло время. Строительство транспортных артерий не останавливается, что особенно радует. Да  и альтернативы у Тюмени нет, иначе лет через пять город может разбить транспортный паралич. За последние годы интенсивность движения по этим сооружениям выросла в десять раз. Уже сейчас из трех имеющихся мостов через Туру лишь один – по улице Профсоюзной – более-менее справляется с автомобильными потоками.

Специалисты предложили выстроить почти впритык к действующим мостам новые и уже после их запуска браться за ремонт старых. Построенные сооружения некоторое время будут играть роль своеобразных дублеров. По завершении реконструкции мосты, как предполагается, заработают в связке и обеспечат надежное транспортное сообщение с заречными жилыми массивами, население которых интенсивно увеличивается – новостроек здесь предостаточно.

В генпроекте предусматривается еще два моста, которые должны отвести от центра оживленные транспортные потоки. Уже  в нынешнем десятилетии не обойтись, похоже, без моста через Туру на северо-восточной окраине города. Он позволит направить транзитный транспорт с Тобольского тракта на Омск, Курган, Екатеринбург без заезда в Тюмень.

------------


Голубые артерии газового кольца


Анатолий ЛАРИОНОВ,
генеральный директор холдинговой компании «Тюменьстрой», председатель Тюменского горисполкома, 1991 год:

– Сегодня невозможно представить себе жизнь без голубого топлива. Между тем история городского газоснабжения жилых и промышленных объектов не так велика. Ее первые шаги сделаны в начале 90-х годов теперь уже прошлого века. На газ перевели ТЭЦ-1, заканчивали строительство ТЭЦ-2. Однако проблем с энерго- и теплоснабжением в городе было предостаточно. В этой связи очевидной стала замена локальных и автономных отопительных систем централизованными котельными и переоснащение энергетических служб предприятий. Началась газификация города.

Строительство газопровода – сложный технологический процесс, который требует предварительной подготовки. Поэтому до 1991 года была проведена большая работа: составлена проектно-сметная документация, выполнены изыскательские работы. Благодаря этому сама прокладка труб велась позже без проблем, в ежедневном режиме. Даже движение поездов по Транссибу не пришлось останавливать, не «задерживали» ни Рощинское кольцо, ни болотистая местность, ни река и так далее. Работали по новым технологиям, правда, сегодня их иначе как «дедовский способ» не назовешь: катерпиллер «прокалывал» трубой землю на определенную глубину, затем вручную из нее удаляли грунт и вновь в работу – траншея для газопровода готова. Сейчас все проще: горизонтально направленное бурение обеспечивает бестраншейную проводку труб и подземных коммуникаций.

Первыми потребителями голубого топлива стали совхоз «Тепличный» на ул. Одесской и жители поселка Парфеново. Сегодня городское газовое кольцо обеспечивает бесперебойную работу ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, десятков промышленных предприятий, муниципальных котельных.

Среди проблем, которые наиболее сильно беспокоили тюменцев в  90-х годах, недостаточное количество детских учреждений и объектов соцкультбыта. Поэтому было принято решение – перей­ти на их панельное строительство. Для этого заводу ЖБИ-3 пришлось срочно осваивать новую технологическую линию по производству крупнопанельных плит. Как результат: в течение года новоселье справили сразу три  школы, пять детских садов.

Реальные шаги горисполкома, воплощенные в целом ряде проектов, имели большое народнохозяйственное значение и позволили говорить о том, что  работа велась в правильном направлении.

------------


«Крепкие орешки» первого мэра


Геннадий Райков, председатель совета директоров Федерального центра информатизации при Центральном избирательном комитете России, председатель Тюменского городского Совета народных депутатов с 1990 года, в августе 1991-го указом президента России назначен главой Тюмени:

– Передо мной стоял вопрос: заниматься политикой или хозяйством. Выбрал второе. Приоритет моя команда отдала коммунальным и дорожным делам. Далее поставили школы (реконструкция и строительство новых). Третье – охрана общественного порядка, медицина и так далее.

Я рассуждал тогда примитивно, понял задачу так: на моторном заводе, директором которого являлся, трудилось определенное количество людей, мне нужно было предоставить им работу, дать зарплату, построить жилье, садики, одним словом, обеспечить достойную жизнь. Теперь надо позаботиться о жителях всего города – а это 600 тысяч человек.

Напомню картину начала девяностых годов: кругом разруха, инфляция, безденежье. В туфельках по городу можно пройти только по центральным улицам, да  и то в ясную погоду. После дождя и здесь лужи, грязь – ливневка давно не работала. Требовалась ее реконструкция хотя бы на центральной улице. Тогда и не полагали, что при этом придется восстанавливать всю городскую систему.

Помню, когда сделали первый раскоп на перекрестке улиц Республики и Перекопской, один из бывших руководителей города, стоя со мной у ямы, сказал: ты сделал самую большую глупость в этом городе, в этой яме тебя и закопают. Ведь только на данном участке оказались разрушенными сорок канализационных колодцев. Ни один житель города не предполагал, когда дергал шнур бачка в квартире, что все нечистоты шли не  в канализационную систему, а в подвал его жилого дома. Тюменцам пришлось пережить много неудобств в то лето, но ливневка к осени все же была проложена до ул. Мельникайте, и грязь постепенно уходила с центральной улицы. На следующий год работы продолжились.

Очередным этапом стала реконструкция дорог. За два с половиной года в городе появилось новое дорожное полотно – более 200 километров. Вышли даже на улицы, где никогда не было асфальта. И еще раз следует отметить колоссальное терпение тюменцев – транспортная система города на тот период тоже была нарушена.

Однако самым «крепким орешком» оказался жилищный вопрос. В ветхих зданиях в городе проживало более семи тысяч семей. Всем им обещали снос много лет назад и даже не раз называли сроки переселения. Начали строительство муниципального жилья. За два с половиной года удалось снять почти все длительные долговые обязательства по жилью, оставшиеся нам  по наследству. Сначала новоселье справили те, кто жил в аварийных домах – переселили почти две тысячи семей. Больше всего новоселов оказалось из поселка Нефтяников. К слову, сожалею, что тогда не оставил ни одного аварийного дома – служил бы музейным экспонатом. Затем в новые дома стали переезжать учителя, врачи, работники культуры, милиции. Одним словом, процесс пошел.

Экономика города. На мой взгляд, с учетом географического положения он должен быть промышленно-транспортным. Но для этого требовались крупные финансовые вложения. Потому на областной сессии я поставил вопрос о новом принципе формирования бюджета города. Однако сложностей нам все же не удалось избежать – не могли угнаться за инфляцией. Кроме того, действующее законодательство было настолько противоречивым, что по одному вопросу порой принималось пять-шесть разных постановлений. Помните указ президента о свободной торговле? А я написал распоряжение о лицензировании торговли пищевыми продуктами. Не мог же  я ждать, когда кто-то отравится. Что здесь началось! Узурпатор! Вскоре президент свой указ поправил.

Сегодня Тюмень стремительно меняет облик: реконструируются старые и возводятся новые здания, открыто множество уютных кафе, ресторанов, широкий выбор мест отдыха и развлечений. Как жемчужным ожерельем окружают город бывшие деревни, ныне их жители – горожане. Кстати, в настоящее время москвичи используют наш опыт – расширение городских границ за счет пригородных территорий. Благодаря богатой истории, необычайно привлекательному архитектурному облику и красоте природы, необыкновенному национальному колориту, искреннему гостеприимству Тюмень идеальна для туризма и ждет своих гостей! И сейчас ее никто уже не называет «столицей деревень».

------------


Город – это единство разных людей


Степан Киричук, член Совета Федерации, председатель Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, глава г. Тюмени с декабря 1992 по 2005 год:

– Вспоминается знаменательное время, когда нас, тюменцев, стало больше полумиллиона. Даже родильные дома соревновались между собой, у кого родится 500-тысячный тюменец. Это не просто красивая цифра. В советские времена от количества населения в городе зависело, какие фонды выделят для благо­устройства территории. А городу с миллионом населения, скажем, полагалось иметь метро. Но когда мэром Тюмени стал ваш покорный слуга, данный показатель в финансовом плане уже ничего не решал. И все же
перешагнуть такой рубеж было просто замечательно.

Радовало, что мы смогли преодолеть пресловутый «русский крест»: в Тюмени, одном из первых городов России, рождаемость превысила смертность. А насколько скрупулезны были работники тюменского ЗАГСа Лидия Смирнова и Надежда Бойко в этих вопросах! Они так бережно относились к цифрам, что  в какой-то степени приучили и меня к этому. Любовь к цифрам испытываю до сих пор.

Считаю, что быть главой города не означает быть просто хорошим управленцем. Это гораздо выше. Город бурно прирастал приезжими людьми в силу героических событий – прежде всего, становления Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса, в Тюмени размещались главки, управления, научно-исследовательские и проектные институты. Важно, чтобы мэр понимал, вникал в вопросы и любил всех: академика, слесаря и шофера, инженера и философа, прислушивался к их мнению. Мне было легко – как, впрочем, и сейчас – общаться с тюменцами.

Из событий, которые запомнились, вспоминается еще  и большая вода на реке Туре. Может быть, в противовес тому, что  в эти дни  в Тюмени стоит жара и река значительно обмелела.

В 1994 году вода достигла критической отметки – 9,15 мет­ра. В памяти еще были свежи события, когда в затюменской части города, на ДОКе «Красный Октябрь», прорвало дамбу и весь поселок «плавал». Потому к возможному новому наводнению готовились очень серьезно, долго, в буквальном смысле перестраховываясь. Каждое утро вместе с моими заместителями Николаем Романовым и Виталием Терентьевым мы объезжали город. Главный наблюдательный пункт находился на улице Щербакова, где  в настоящее время обустроено место для отдыха. А тогда вода доходила до этой улицы, и потому пришлось отсыпать дамбу. Работы велись круглосуточно. Повышение уровня воды отмечали краской на тополях – это делал мой водитель Федор Балахонцев,
так как тогда не было соответствующих приборов наблюдения, как сейчас.

К счастью, все закончилось хорошо, даже подтопов не случилось и никого не пришлось отселять. Думаю, сегодняшнее затишье на Туре не должно расслаблять и успокаивать: природа есть природа, и к любым ее капризам надо быть готовыми.

Пользуясь случаем, поздравляю тюменцев с праздником. Пусть в городе всегда будет холодная вода и вовремя горячая, а у горожан – прекрасное настроение. У Аристотеля есть фраза: «Город – это единство разных». Хочу, чтобы мы, тюменцы, такие разные, были едины по отношению к Тюмени, к земле, которая нас взрастила, поставила на ноги и дала возможность идти вперед, растить детей, любоваться внуками, радоваться любимому городу. Всем здоровья и счастья!

------------


Наш общий любимый дом


Сергей МЕДВЕДЕВ, депутат Тюменской областной Думы пятого созыва, председатель Тюменской городской Думы с 2000 по 2011 год:

– Каждый раз, отмечая вместе с горожанами очередной день рождения Тюмени, невольно ловишь себя на мысли, что это действительно общий праздник всех людей, живущих в древней сибирской столице. Потому самые сердечные слова поздравления с 426-й годовщиной областного центра хочу адресовать тюменцам и прежде всего тем, кого принято называть «люди труда». Именно благодаря труду десятков тысяч рабочих тюменских предприятий и организаций город живет и развивается. Это они сделали Тюмень одним из наиболее комфортных и благоустроенных городов России (свидетельством тому являются дипломы правительства РФ по итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России»).

Конечно, как  в любом сложном механизме (а город – это чрезвычайно сложный механизм!) в городском хозяйстве случаются сбои. Но  в Тюмени есть люди, чье профессиональное мастерство, самоотверженность могут служить примером отношения к делу. Их трудовые будни сложно назвать романтикой или подвигом. Но именно они встают на защиту города в сложные моменты, проявляют настоящий героизм. Буднично и незаметно.

Вспоминается, как  в канун нового 2011 года (в ночь с 31 декабря на 1 января) в Тюмени произошло ЧП. В результате аварии на теплосетях была залита водой и вышла из строя трансформаторная подстанция в районе Дома обороны. Более 160 многоквартирных домов остались без света и тепла. Сообщение от дежурных служб города мне поступило поздно вечером. Тут же связался с главой администрации города Евгением Куйвашевым.

Договорились через несколько минут встретиться, разобраться в ситуации и организовать работу по ликвидации повреждения. В это время непосредственно на место аварии одними из первых уже прибыли первый заместитель главы администрации города Андрей Голоус и мой заместитель Николай Романов. Из их докладов понимаем, что ситуация серьезная, обстановка сложная и опасная. Да ладно бы  в обычный, будний день. А то в новогоднюю ночь!

В считанные минуты были задействованы десятки единиц спецтехники, подняты по тревоге сотни специалистов тепловых и электрических сетей. К слову, многие из них, как  и другие горожане, собирались встречать Новый год. Вместо новогоднего застолья пришлось сражаться за свет и тепло в домах земляков. Надо отдать должное всем этим людям – к четырем часам утра авария была ликвидирована, в дома подано электричество и тепло.

А буквально через два дня, когда горожане еще продолжали праздновать Рождественские каникулы, мы вместе с Евгением Куйвашевым в Малом зале Тюменской городской Думы собрали участников ликвидации аварии и поблагодарили их от имени руководства города и всех горожан. Человекам тридцати вручили приличные денежные премии. Они это заслужили.

Можно по-разному говорить о работниках жилищно-коммунальной сферы, иногда они действительно заслуживают  нелестных слов в свой адрес. Но все-таки большинство из них – электрики, сантехники, сварщики, водители, бульдозеристы и другие – настоящие мастера своего дела, которым приходится работать и в зной, и в мороз, и в ледяной воде, и в крутом кипятке, и под землей, и на головокружительной высоте…

От всего сердца хочу сказать им большое спасибо за честный труд и поздравить с праздником нашего общего любимого дома, за которым они следят и ухаживают. Как  и всех тружеников Тюмени – строителей, транспортников, учителей, воспитателей, врачей, работников торговли и общественного питания, сотрудников органов правопорядка, деятелей науки, культуры, искусства. Желаю всем тюменцам счастья, семейного благополучия, достойной интересной работы, успехов во всех начинаниях!

С днем рождения, Тюмень! С праздником, дорогие тюменцы!

-----------

мнения

Руслан НАГИЕВ,

бригадир строителей:

– Город расцветает и преображается. Появились красивые парки. Как строителю, мне приятно, что создание зон отдыха теперь закладывается в проекты новых кварталов.

Владимир ЗАПЕВАЛОВ,

студент ТюмГСХА:

– Как коренной житель дальнейшую судьбу связываю с родным краем. Областной центр облагораживается. Приятным событием за год стала набережная Туры. Красота!

Айгуль ЖУСУПОВА,

старший лейтенант УФМС по Тюменской области:

– Молодежь в нашем городе стала более воспитанной, занимается спортом. Желаю Тюмени стать всероссийским и международным спортивным центром.

Лариса ВИНОГРАДОВА,

пенсионерка:

– В Тюмени огромное количество памятников архитектуры. Заметно желание властей сохранить их историческую ценность. И это радует.

Иван КУБАСОВ,

студент ТюмГУ:

– Тюмень перспективный город для молодежи, здесь можно реализоваться. Уверен, что смогу найти работу по специальности.

Ирина РОПОТНИКОВА,

ведущий специалист НИИ:

– Приятно посидеть в обеденное время в сквере Немцова: ухоженные клумбы, фонтан, свежо под сенью лип и лист­венниц. Желаю Тюмени дальнейшего роста и процветания.

Екатерина САБАНОВА,

ученица:

– Горжусь тем, что посмотреть на областной центр часто приезжают люди из других городов и даже стран. А Тюмень будущего создавать нам, молодым.

Наталья Саверченко,

студентка ТюмГУ:

– Люблю гулять в Александровском саду, на Цветном бульваре. Радуют фонтаны, а расстраивает увеличение числа бездомных животных. Людям надо быть добрее.

Анна СЕНАТОВА,

менеджер банка:

– Развитие города радует, но отдельные проблемы с благо­устройством остаются. Напротив моего дома по улице Профсоюзной, 23 находится спортивный корт, рядом – гаражи, мусор.

Максим ГЕТИН,

торговый работник:

– Живу в районе Александровского сада – удобно и с ребенком погулять вечером, и до ЦУМа в выходные с женой пройтись за покупками. Желаю Тюмени побольше спортивного накала.

Александр ЩЕРБИНИН,

водитель:

– Желаю тюменцам чаще улыбаться. Город – это отражение нас  с вами. Пусть наш город становится шире и краше, а люди – более отзывчивыми. И тогда на дорогах не будет пробок.

Далее в сюжете: Главное в работе политика – интересы России и региона

О знаковых событиях в жизни областной столицы вспоминают первые руководители города


Сегодняшний клуб «От первого лица» необычный. Поучаствовать в его заседании на газетной полосе накануне дня рождения Тюмени редакция пригласила первых руководителей города разных лет. Вопрос перед ними был поставлен один: рассказать о важных событиях в жизни города «их» времени. Ведь гордость нашего края – Тюмень формировалась не  в одночасье. Годы ушли на то, чтобы первый сибирский город за Уралом стал крупным промышленным, научным и культурным центром с развитой современной инфраструктурой, городом со здоровыми амбициями и, как сказал один из градостроителей, городом, в котором хочется жить. Всем этим сложным механизмом необходимо было управлять, все организовывать. Гости клуба подкрепляют это реальными фактами.


------------


У тюменцев собственная гордость


Игорь ШАПОВАЛОВ,
председатель областного совета ветеранов, первый секретарь Тюменского горкома КПСС с 1978 по 1984 год:

– Из города-сада Омска в Тюмень я переехал с семьей в 1965 году. Первое впечатление: «И правда, Тюмень – столица деревень!» Сегодня сами тюменцы произносят сию своеобразную дразнилку с крупицей доброго юмора. И неспроста, поскольку в настоящее время Тюмень – цивилизованный, европейского образца город.

Мой послужной список открывает главк Тюменьнефтегазстрой, потом были СУ-19, комсомольско-молодежный трест «Тюменьгазмонтаж», «Сибкомплектмонтаж», «Сибжилстрой». В 1978 году в нем появляется новая запись: «Назначен первым секретарем Тюменского горкома партии». На то время это высшее должностное лицо областного центра.

Одной из важных задач в тот период оказалось улучшение структуры топливно-энергетического баланса города. Мощности действующей ТЭЦ не хватало. Не спасали и маленькие котельные: то какое-то производство остановится, то люди в жилых домах мерзнут. Что делать? Строить новую ТЭЦ? Но  в государственном плане строительства теплоэлектроцентралей на текущую пятилетку Тюмень не значилась. Ждать следующей пятилетки? Значит, упустить время… Тюменцы моего поколения так работать не привыкли.
На очередном заседании бюро горкома партии принимаем решение: «Добиться изменений в госплане, строительство новой ТЭЦ должно быть запланировано в текущей пятилетке».

Подготовили решение, как требовалось. В трех вариантах. Первый – расширить мощности существующей ТЭЦ-1, второй и третий варианты предусматривали строительство новой ТЭЦ – или  в районе Зареки, или  в районе Войновки. Последние предложения были предпочтительнее.

Поехали в Москву, в Министерство энергетики и электрификации СССР. Там нам сказали, что ничем помочь не могут – строительство новой ТЭЦ заложено в Кургане. Хотя оговорились: «У них до сих пор даже площадка под строительство не подготовлена. Если вам удастся в десяти­дневный срок ее подготовить, приступайте к строительству».

Тюменцы работали днем и ночью – расчищали от леса территорию в юго-восточной части города. К указанному сроку в Тюмень прибыл заместитель министра, который с большим удивлением осмотрел подготовленный плацдарм и сообщил своему руководству: «В Тюмени площадка готова к строительству новой ТЭЦ». На что министр ответил: «Договор дороже козанков. Разрешаю».

1 ноября 1981 года в юго-восточной части города началось строительство ТЭЦ-2. Оно шло высокими темпами. Первый отопительный котел тепловой мощностью 209 МВт (180 Гкал/ч) заработал в декабре 1985 года, а первый энергоблок ТЭЦ мощностью 210 МВт был включен в сеть в 2 часа 25 минут 9 июля 1986 года. Менее чем за четыре года станция достигла запланированной мощности.

------------


«А по берегам Туры тянутся мосты-мосты…»


Виктор ТОКАРЬ,
генеральный директор ЗАО «ДИОПРОМ», председатель Тюменского горисполкома с 1986 по 1990 год:

– В должность председателя Тюменского горисполкома я вступил в июле 1986 года, то есть в год 400-летия города. Юбилейные мероприятия объединили усилия федеральной, региональной, городской власти и общественности, придали особенное ускорение всем социально-экономическим процессам. Но главное – нам удалось изменить идеологию развития города. Он должен стать комфортным для проживания тюменцев.

В областном центре появились новые мосты. Первым стал Западный, но его чаще называют Воронинский. Это уникальное сооружение, вы не увидите ни одного пролета, ни одного держащего троса! Он не только соединил берега реки, но  и  вывел грузовой автотранспорт на объездные дороги вокруг Тюмени. Ох и много сил потратил на его строительство директор «Мостостроя-11» Валентин Солохин.

Потом вместе с ним строили пешеходный вантовый мост. В народе он больше известен как мост Влюбленных. Перила моста и пешеходная часть исписаны признаниями в любви и свадебными поздравлениями. У тюменских молодоженов появился обряд: они навешивают на ограждение моста висячие замки, закрывают их  и ключи бросают в реку. Замки висят целыми гроздями.

Немногим позже в створе улицы Профсоюзной построили самый широкий в Тюмени мост через Туру. Он соединил пролетами два  берега реки в центральной части города. Но  в его проекте обнаружились серьезные просчеты, пришлось на время приостановить строительство. В октябре 1990 года сдали в эксплуатацию одну его часть, то есть половину. Транспорт пошел в Заречье. Стоит отметить, что  я и Виктор Горбачев, редактор областной газеты, стали первыми пассажирами, которые проехали по нему. Несколькими годами позже движение по мосту пустили в несколько полос.

Потом был  бросок через Транссибирскую магистраль по улице Мельникайте. Этот мост не раз «заставил» меня поволноваться и съездить в Москву и Свердловск – требовалось разрешение Министерства путей сообщения остановить движение по железной дороге на данном участке. Раскрою секрет: «уговорить» министра помогли первый секретарь обкома КПСС Геннадий Богомяков и первый секретарь горкома Виктор Холявко. Ровно на один час было приостановлено движение поездов и за это время тюменские мостостроители успели забить недоста­ющие опоры и соединили две части моста.

В планах было строительство еще одного моста, который связал бы район ТЭЦ-2 и деревню Зайково, но не случилось. Началась перестройка, не до мостов стало. А так бы  он имел титул «Самый длинный мост Тюмени» – более десяти километров. С его вводом в эксплуатацию тюменские мосты составили бы единую кольцевую систему.

Прошло время. Строительство транспортных артерий не останавливается, что особенно радует. Да  и альтернативы у Тюмени нет, иначе лет через пять город может разбить транспортный паралич. За последние годы интенсивность движения по этим сооружениям выросла в десять раз. Уже сейчас из трех имеющихся мостов через Туру лишь один – по улице Профсоюзной – более-менее справляется с автомобильными потоками.

Специалисты предложили выстроить почти впритык к действующим мостам новые и уже после их запуска браться за ремонт старых. Построенные сооружения некоторое время будут играть роль своеобразных дублеров. По завершении реконструкции мосты, как предполагается, заработают в связке и обеспечат надежное транспортное сообщение с заречными жилыми массивами, население которых интенсивно увеличивается – новостроек здесь предостаточно.

В генпроекте предусматривается еще два моста, которые должны отвести от центра оживленные транспортные потоки. Уже  в нынешнем десятилетии не обойтись, похоже, без моста через Туру на северо-восточной окраине города. Он позволит направить транзитный транспорт с Тобольского тракта на Омск, Курган, Екатеринбург без заезда в Тюмень.

------------


Голубые артерии газового кольца


Анатолий ЛАРИОНОВ,
генеральный директор холдинговой компании «Тюменьстрой», председатель Тюменского горисполкома, 1991 год:

– Сегодня невозможно представить себе жизнь без голубого топлива. Между тем история городского газоснабжения жилых и промышленных объектов не так велика. Ее первые шаги сделаны в начале 90-х годов теперь уже прошлого века. На газ перевели ТЭЦ-1, заканчивали строительство ТЭЦ-2. Однако проблем с энерго- и теплоснабжением в городе было предостаточно. В этой связи очевидной стала замена локальных и автономных отопительных систем централизованными котельными и переоснащение энергетических служб предприятий. Началась газификация города.

Строительство газопровода – сложный технологический процесс, который требует предварительной подготовки. Поэтому до 1991 года была проведена большая работа: составлена проектно-сметная документация, выполнены изыскательские работы. Благодаря этому сама прокладка труб велась позже без проблем, в ежедневном режиме. Даже движение поездов по Транссибу не пришлось останавливать, не «задерживали» ни Рощинское кольцо, ни болотистая местность, ни река и так далее. Работали по новым технологиям, правда, сегодня их иначе как «дедовский способ» не назовешь: катерпиллер «прокалывал» трубой землю на определенную глубину, затем вручную из нее удаляли грунт и вновь в работу – траншея для газопровода готова. Сейчас все проще: горизонтально направленное бурение обеспечивает бестраншейную проводку труб и подземных коммуникаций.

Первыми потребителями голубого топлива стали совхоз «Тепличный» на ул. Одесской и жители поселка Парфеново. Сегодня городское газовое кольцо обеспечивает бесперебойную работу ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, десятков промышленных предприятий, муниципальных котельных.

Среди проблем, которые наиболее сильно беспокоили тюменцев в  90-х годах, недостаточное количество детских учреждений и объектов соцкультбыта. Поэтому было принято решение – перей­ти на их панельное строительство. Для этого заводу ЖБИ-3 пришлось срочно осваивать новую технологическую линию по производству крупнопанельных плит. Как результат: в течение года новоселье справили сразу три  школы, пять детских садов.

Реальные шаги горисполкома, воплощенные в целом ряде проектов, имели большое народнохозяйственное значение и позволили говорить о том, что  работа велась в правильном направлении.

------------


«Крепкие орешки» первого мэра


Геннадий Райков, председатель совета директоров Федерального центра информатизации при Центральном избирательном комитете России, председатель Тюменского городского Совета народных депутатов с 1990 года, в августе 1991-го указом президента России назначен главой Тюмени:

– Передо мной стоял вопрос: заниматься политикой или хозяйством. Выбрал второе. Приоритет моя команда отдала коммунальным и дорожным делам. Далее поставили школы (реконструкция и строительство новых). Третье – охрана общественного порядка, медицина и так далее.

Я рассуждал тогда примитивно, понял задачу так: на моторном заводе, директором которого являлся, трудилось определенное количество людей, мне нужно было предоставить им работу, дать зарплату, построить жилье, садики, одним словом, обеспечить достойную жизнь. Теперь надо позаботиться о жителях всего города – а это 600 тысяч человек.

Напомню картину начала девяностых годов: кругом разруха, инфляция, безденежье. В туфельках по городу можно пройти только по центральным улицам, да  и то в ясную погоду. После дождя и здесь лужи, грязь – ливневка давно не работала. Требовалась ее реконструкция хотя бы на центральной улице. Тогда и не полагали, что при этом придется восстанавливать всю городскую систему.

Помню, когда сделали первый раскоп на перекрестке улиц Республики и Перекопской, один из бывших руководителей города, стоя со мной у ямы, сказал: ты сделал самую большую глупость в этом городе, в этой яме тебя и закопают. Ведь только на данном участке оказались разрушенными сорок канализационных колодцев. Ни один житель города не предполагал, когда дергал шнур бачка в квартире, что все нечистоты шли не  в канализационную систему, а в подвал его жилого дома. Тюменцам пришлось пережить много неудобств в то лето, но ливневка к осени все же была проложена до ул. Мельникайте, и грязь постепенно уходила с центральной улицы. На следующий год работы продолжились.

Очередным этапом стала реконструкция дорог. За два с половиной года в городе появилось новое дорожное полотно – более 200 километров. Вышли даже на улицы, где никогда не было асфальта. И еще раз следует отметить колоссальное терпение тюменцев – транспортная система города на тот период тоже была нарушена.

Однако самым «крепким орешком» оказался жилищный вопрос. В ветхих зданиях в городе проживало более семи тысяч семей. Всем им обещали снос много лет назад и даже не раз называли сроки переселения. Начали строительство муниципального жилья. За два с половиной года удалось снять почти все длительные долговые обязательства по жилью, оставшиеся нам  по наследству. Сначала новоселье справили те, кто жил в аварийных домах – переселили почти две тысячи семей. Больше всего новоселов оказалось из поселка Нефтяников. К слову, сожалею, что тогда не оставил ни одного аварийного дома – служил бы музейным экспонатом. Затем в новые дома стали переезжать учителя, врачи, работники культуры, милиции. Одним словом, процесс пошел.

Экономика города. На мой взгляд, с учетом географического положения он должен быть промышленно-транспортным. Но для этого требовались крупные финансовые вложения. Потому на областной сессии я поставил вопрос о новом принципе формирования бюджета города. Однако сложностей нам все же не удалось избежать – не могли угнаться за инфляцией. Кроме того, действующее законодательство было настолько противоречивым, что по одному вопросу порой принималось пять-шесть разных постановлений. Помните указ президента о свободной торговле? А я написал распоряжение о лицензировании торговли пищевыми продуктами. Не мог же  я ждать, когда кто-то отравится. Что здесь началось! Узурпатор! Вскоре президент свой указ поправил.

Сегодня Тюмень стремительно меняет облик: реконструируются старые и возводятся новые здания, открыто множество уютных кафе, ресторанов, широкий выбор мест отдыха и развлечений. Как жемчужным ожерельем окружают город бывшие деревни, ныне их жители – горожане. Кстати, в настоящее время москвичи используют наш опыт – расширение городских границ за счет пригородных территорий. Благодаря богатой истории, необычайно привлекательному архитектурному облику и красоте природы, необыкновенному национальному колориту, искреннему гостеприимству Тюмень идеальна для туризма и ждет своих гостей! И сейчас ее никто уже не называет «столицей деревень».

------------


Город – это единство разных людей


Степан Киричук, член Совета Федерации, председатель Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, глава г. Тюмени с декабря 1992 по 2005 год:

– Вспоминается знаменательное время, когда нас, тюменцев, стало больше полумиллиона. Даже родильные дома соревновались между собой, у кого родится 500-тысячный тюменец. Это не просто красивая цифра. В советские времена от количества населения в городе зависело, какие фонды выделят для благо­устройства территории. А городу с миллионом населения, скажем, полагалось иметь метро. Но когда мэром Тюмени стал ваш покорный слуга, данный показатель в финансовом плане уже ничего не решал. И все же
перешагнуть такой рубеж было просто замечательно.

Радовало, что мы смогли преодолеть пресловутый «русский крест»: в Тюмени, одном из первых городов России, рождаемость превысила смертность. А насколько скрупулезны были работники тюменского ЗАГСа Лидия Смирнова и Надежда Бойко в этих вопросах! Они так бережно относились к цифрам, что  в какой-то степени приучили и меня к этому. Любовь к цифрам испытываю до сих пор.

Считаю, что быть главой города не означает быть просто хорошим управленцем. Это гораздо выше. Город бурно прирастал приезжими людьми в силу героических событий – прежде всего, становления Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса, в Тюмени размещались главки, управления, научно-исследовательские и проектные институты. Важно, чтобы мэр понимал, вникал в вопросы и любил всех: академика, слесаря и шофера, инженера и философа, прислушивался к их мнению. Мне было легко – как, впрочем, и сейчас – общаться с тюменцами.

Из событий, которые запомнились, вспоминается еще  и большая вода на реке Туре. Может быть, в противовес тому, что  в эти дни  в Тюмени стоит жара и река значительно обмелела.

В 1994 году вода достигла критической отметки – 9,15 мет­ра. В памяти еще были свежи события, когда в затюменской части города, на ДОКе «Красный Октябрь», прорвало дамбу и весь поселок «плавал». Потому к возможному новому наводнению готовились очень серьезно, долго, в буквальном смысле перестраховываясь. Каждое утро вместе с моими заместителями Николаем Романовым и Виталием Терентьевым мы объезжали город. Главный наблюдательный пункт находился на улице Щербакова, где  в настоящее время обустроено место для отдыха. А тогда вода доходила до этой улицы, и потому пришлось отсыпать дамбу. Работы велись круглосуточно. Повышение уровня воды отмечали краской на тополях – это делал мой водитель Федор Балахонцев,
так как тогда не было соответствующих приборов наблюдения, как сейчас.

К счастью, все закончилось хорошо, даже подтопов не случилось и никого не пришлось отселять. Думаю, сегодняшнее затишье на Туре не должно расслаблять и успокаивать: природа есть природа, и к любым ее капризам надо быть готовыми.

Пользуясь случаем, поздравляю тюменцев с праздником. Пусть в городе всегда будет холодная вода и вовремя горячая, а у горожан – прекрасное настроение. У Аристотеля есть фраза: «Город – это единство разных». Хочу, чтобы мы, тюменцы, такие разные, были едины по отношению к Тюмени, к земле, которая нас взрастила, поставила на ноги и дала возможность идти вперед, растить детей, любоваться внуками, радоваться любимому городу. Всем здоровья и счастья!

------------


Наш общий любимый дом


Сергей МЕДВЕДЕВ, депутат Тюменской областной Думы пятого созыва, председатель Тюменской городской Думы с 2000 по 2011 год:

– Каждый раз, отмечая вместе с горожанами очередной день рождения Тюмени, невольно ловишь себя на мысли, что это действительно общий праздник всех людей, живущих в древней сибирской столице. Потому самые сердечные слова поздравления с 426-й годовщиной областного центра хочу адресовать тюменцам и прежде всего тем, кого принято называть «люди труда». Именно благодаря труду десятков тысяч рабочих тюменских предприятий и организаций город живет и развивается. Это они сделали Тюмень одним из наиболее комфортных и благоустроенных городов России (свидетельством тому являются дипломы правительства РФ по итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России»).

Конечно, как  в любом сложном механизме (а город – это чрезвычайно сложный механизм!) в городском хозяйстве случаются сбои. Но  в Тюмени есть люди, чье профессиональное мастерство, самоотверженность могут служить примером отношения к делу. Их трудовые будни сложно назвать романтикой или подвигом. Но именно они встают на защиту города в сложные моменты, проявляют настоящий героизм. Буднично и незаметно.

Вспоминается, как  в канун нового 2011 года (в ночь с 31 декабря на 1 января) в Тюмени произошло ЧП. В результате аварии на теплосетях была залита водой и вышла из строя трансформаторная подстанция в районе Дома обороны. Более 160 многоквартирных домов остались без света и тепла. Сообщение от дежурных служб города мне поступило поздно вечером. Тут же связался с главой администрации города Евгением Куйвашевым.

Договорились через несколько минут встретиться, разобраться в ситуации и организовать работу по ликвидации повреждения. В это время непосредственно на место аварии одними из первых уже прибыли первый заместитель главы администрации города Андрей Голоус и мой заместитель Николай Романов. Из их докладов понимаем, что ситуация серьезная, обстановка сложная и опасная. Да ладно бы  в обычный, будний день. А то в новогоднюю ночь!

В считанные минуты были задействованы десятки единиц спецтехники, подняты по тревоге сотни специалистов тепловых и электрических сетей. К слову, многие из них, как  и другие горожане, собирались встречать Новый год. Вместо новогоднего застолья пришлось сражаться за свет и тепло в домах земляков. Надо отдать должное всем этим людям – к четырем часам утра авария была ликвидирована, в дома подано электричество и тепло.

А буквально через два дня, когда горожане еще продолжали праздновать Рождественские каникулы, мы вместе с Евгением Куйвашевым в Малом зале Тюменской городской Думы собрали участников ликвидации аварии и поблагодарили их от имени руководства города и всех горожан. Человекам тридцати вручили приличные денежные премии. Они это заслужили.

Можно по-разному говорить о работниках жилищно-коммунальной сферы, иногда они действительно заслуживают  нелестных слов в свой адрес. Но все-таки большинство из них – электрики, сантехники, сварщики, водители, бульдозеристы и другие – настоящие мастера своего дела, которым приходится работать и в зной, и в мороз, и в ледяной воде, и в крутом кипятке, и под землей, и на головокружительной высоте…

От всего сердца хочу сказать им большое спасибо за честный труд и поздравить с праздником нашего общего любимого дома, за которым они следят и ухаживают. Как  и всех тружеников Тюмени – строителей, транспортников, учителей, воспитателей, врачей, работников торговли и общественного питания, сотрудников органов правопорядка, деятелей науки, культуры, искусства. Желаю всем тюменцам счастья, семейного благополучия, достойной интересной работы, успехов во всех начинаниях!

С днем рождения, Тюмень! С праздником, дорогие тюменцы!

-----------

мнения

Руслан НАГИЕВ,

бригадир строителей:

– Город расцветает и преображается. Появились красивые парки. Как строителю, мне приятно, что создание зон отдыха теперь закладывается в проекты новых кварталов.

Владимир ЗАПЕВАЛОВ,

студент ТюмГСХА:

– Как коренной житель дальнейшую судьбу связываю с родным краем. Областной центр облагораживается. Приятным событием за год стала набережная Туры. Красота!

Айгуль ЖУСУПОВА,

старший лейтенант УФМС по Тюменской области:

– Молодежь в нашем городе стала более воспитанной, занимается спортом. Желаю Тюмени стать всероссийским и международным спортивным центром.

Лариса ВИНОГРАДОВА,

пенсионерка:

– В Тюмени огромное количество памятников архитектуры. Заметно желание властей сохранить их историческую ценность. И это радует.

Иван КУБАСОВ,

студент ТюмГУ:

– Тюмень перспективный город для молодежи, здесь можно реализоваться. Уверен, что смогу найти работу по специальности.

Ирина РОПОТНИКОВА,

ведущий специалист НИИ:

– Приятно посидеть в обеденное время в сквере Немцова: ухоженные клумбы, фонтан, свежо под сенью лип и лист­венниц. Желаю Тюмени дальнейшего роста и процветания.

Екатерина САБАНОВА,

ученица:

– Горжусь тем, что посмотреть на областной центр часто приезжают люди из других городов и даже стран. А Тюмень будущего создавать нам, молодым.

Наталья Саверченко,

студентка ТюмГУ:

– Люблю гулять в Александровском саду, на Цветном бульваре. Радуют фонтаны, а расстраивает увеличение числа бездомных животных. Людям надо быть добрее.

Анна СЕНАТОВА,

менеджер банка:

– Развитие города радует, но отдельные проблемы с благо­устройством остаются. Напротив моего дома по улице Профсоюзной, 23 находится спортивный корт, рядом – гаражи, мусор.

Максим ГЕТИН,

торговый работник:

– Живу в районе Александровского сада – удобно и с ребенком погулять вечером, и до ЦУМа в выходные с женой пройтись за покупками. Желаю Тюмени побольше спортивного накала.

Александр ЩЕРБИНИН,

водитель:

– Желаю тюменцам чаще улыбаться. Город – это отражение нас  с вами. Пусть наш город становится шире и краше, а люди – более отзывчивыми. И тогда на дорогах не будет пробок.



Ранее в сюжете

Любить историю – значит смотреть в будущее

13

«Счастлив, что живу на Тюменской земле!»

29