Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Школа – центр жизни села

Общество, 01:07, 13 июля 2012,
Слушать новость
Школа – центр жизни села. .

Наше село Кускургуль возникло в давние исторические времена. Первые упоминания о нем, по словам старожилов, относятся к XIII веку. На территории села проживали и сейчас живут западносибирские татары, официальная религия – ислам.

Народ славился трудолюбием, смекалкой, крепостью характера, поэтому выживали в суровых условиях Сибири. Сохраняем традиции: обычаи, мусульманские религиозные праздники, свое­образный язык. Раньше в сохранении этнокультуры большую роль играли священнослужители – муллы, имамы; действовала мечеть, где совершались намазы, отмечались религиозные праздники – Ураза-байрам, Курбан-байрам, священный месяц Рамадан.

При мечети работало медресе – школа для мусульманских детей. Проводились уроки по изучению арабского языка, грамоте, заповедям священной книги – Коран, этике и культуре мусульман. Первой мугаллимой была Магира-апа. Завучем медресе, то есть муэдзином был Сабахутдин Юмачиков. Перед войной медресе превратили в начальную школу, где обучались местные дети и из деревни Камышинка.

Во время войны в медресе велось обучение арабскому языку, грамоте, религиозным дисциплинам, и даже военное дело. Преподавала тогда мугаллима Сахия-апа Мингазеева, которая приехала из Тобольского района. Она вышла замуж за местного парня Исхака Ниязова, который погиб на войне. Но несмотря на большие трудности, Сахия-апа осталась работать в Кускургуле, летом была счетоводом в колхозе, а зимой учила детей. В настоящее время ее учеников осталось очень мало. Одна из них – Кавкаба Калбаевна Муталипова. Вот ее воспоминания:

– Когда началась война, стало очень тяжело. Не хватало учебников, тетрадей, писали на бересте. В школе было холодно, не было дров. Но дети учились. Мне особенно нравились уроки военного дела. Сахия-апа учила нас метать гранаты, ползать на снегу с ружьем. Естественно, оружия были самодельные, деревянные. Она проводила военизированные игры, победившие обязательно кричали: «Яшасен Кызыл Армия!» что означает «Да здравствует Красная Армия!» По праздникам ставили концерты, спектакли. Сахия-апа была строгой, требовательной, но доброй учительницей. Поэтому ее любили и уважали не только дети, но  и взрослые.

После окончания школы детей направляли в Антипинскую среднюю школу. Младшие тяжело адаптировались к новым условиям. Обучение велось только на русском языке, из-за бездорожья частые пропуски учебных занятий и другие проблемы способствовали поднятию вопроса об открытии Кускургульской восьмилетней школы. Большой вклад в ее создание внес депутат села Хамит Гумерович Каримов. В 1970 году открыли школу-восьмилетку. Дети занимались в две смены, так как учащихся было много, 120 человек. Здание не отвечало требованиям госстандарта, поэтому решили построить новую школу, в 1991 году ее открыли.
В настоящее время директор Зубайда Давлетшина, в школе обучается 26 детей.

Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль

Далее в сюжете: Духи лесные и небесные диспетчера Факии

Наше село Кускургуль возникло в давние исторические времена. Первые упоминания о нем, по словам старожилов, относятся к XIII веку. На территории села проживали и сейчас живут западносибирские татары, официальная религия – ислам.

Народ славился трудолюбием, смекалкой, крепостью характера, поэтому выживали в суровых условиях Сибири. Сохраняем традиции: обычаи, мусульманские религиозные праздники, свое­образный язык. Раньше в сохранении этнокультуры большую роль играли священнослужители – муллы, имамы; действовала мечеть, где совершались намазы, отмечались религиозные праздники – Ураза-байрам, Курбан-байрам, священный месяц Рамадан.

При мечети работало медресе – школа для мусульманских детей. Проводились уроки по изучению арабского языка, грамоте, заповедям священной книги – Коран, этике и культуре мусульман. Первой мугаллимой была Магира-апа. Завучем медресе, то есть муэдзином был Сабахутдин Юмачиков. Перед войной медресе превратили в начальную школу, где обучались местные дети и из деревни Камышинка.

Во время войны в медресе велось обучение арабскому языку, грамоте, религиозным дисциплинам, и даже военное дело. Преподавала тогда мугаллима Сахия-апа Мингазеева, которая приехала из Тобольского района. Она вышла замуж за местного парня Исхака Ниязова, который погиб на войне. Но несмотря на большие трудности, Сахия-апа осталась работать в Кускургуле, летом была счетоводом в колхозе, а зимой учила детей. В настоящее время ее учеников осталось очень мало. Одна из них – Кавкаба Калбаевна Муталипова. Вот ее воспоминания:

– Когда началась война, стало очень тяжело. Не хватало учебников, тетрадей, писали на бересте. В школе было холодно, не было дров. Но дети учились. Мне особенно нравились уроки военного дела. Сахия-апа учила нас метать гранаты, ползать на снегу с ружьем. Естественно, оружия были самодельные, деревянные. Она проводила военизированные игры, победившие обязательно кричали: «Яшасен Кызыл Армия!» что означает «Да здравствует Красная Армия!» По праздникам ставили концерты, спектакли. Сахия-апа была строгой, требовательной, но доброй учительницей. Поэтому ее любили и уважали не только дети, но  и взрослые.

После окончания школы детей направляли в Антипинскую среднюю школу. Младшие тяжело адаптировались к новым условиям. Обучение велось только на русском языке, из-за бездорожья частые пропуски учебных занятий и другие проблемы способствовали поднятию вопроса об открытии Кускургульской восьмилетней школы. Большой вклад в ее создание внес депутат села Хамит Гумерович Каримов. В 1970 году открыли школу-восьмилетку. Дети занимались в две смены, так как учащихся было много, 120 человек. Здание не отвечало требованиям госстандарта, поэтому решили построить новую школу, в 1991 году ее открыли.
В настоящее время директор Зубайда Давлетшина, в школе обучается 26 детей.

Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль



Ранее в сюжете

Заветные тропинки почтальона Юры

13

Человеку все подвластно, было бы желание

13

Жители Коркино поблагодарили за помощь в обустройстве дамбы

26 апреля

В Тюмени откроется городской книжный обменник

26 апреля