Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Школа – центр жизни села

Общество, 01:07, 13 июля 2012,
Слушать новость
Школа – центр жизни села. .

Наше село Кускургуль возникло в давние исторические времена. Первые упоминания о нем, по словам старожилов, относятся к XIII веку. На территории села проживали и сейчас живут западносибирские татары, официальная религия – ислам.

Народ славился трудолюбием, смекалкой, крепостью характера, поэтому выживали в суровых условиях Сибири. Сохраняем традиции: обычаи, мусульманские религиозные праздники, свое­образный язык. Раньше в сохранении этнокультуры большую роль играли священнослужители – муллы, имамы; действовала мечеть, где совершались намазы, отмечались религиозные праздники – Ураза-байрам, Курбан-байрам, священный месяц Рамадан.

При мечети работало медресе – школа для мусульманских детей. Проводились уроки по изучению арабского языка, грамоте, заповедям священной книги – Коран, этике и культуре мусульман. Первой мугаллимой была Магира-апа. Завучем медресе, то есть муэдзином был Сабахутдин Юмачиков. Перед войной медресе превратили в начальную школу, где обучались местные дети и из деревни Камышинка.

Во время войны в медресе велось обучение арабскому языку, грамоте, религиозным дисциплинам, и даже военное дело. Преподавала тогда мугаллима Сахия-апа Мингазеева, которая приехала из Тобольского района. Она вышла замуж за местного парня Исхака Ниязова, который погиб на войне. Но несмотря на большие трудности, Сахия-апа осталась работать в Кускургуле, летом была счетоводом в колхозе, а зимой учила детей. В настоящее время ее учеников осталось очень мало. Одна из них – Кавкаба Калбаевна Муталипова. Вот ее воспоминания:

– Когда началась война, стало очень тяжело. Не хватало учебников, тетрадей, писали на бересте. В школе было холодно, не было дров. Но дети учились. Мне особенно нравились уроки военного дела. Сахия-апа учила нас метать гранаты, ползать на снегу с ружьем. Естественно, оружия были самодельные, деревянные. Она проводила военизированные игры, победившие обязательно кричали: «Яшасен Кызыл Армия!» что означает «Да здравствует Красная Армия!» По праздникам ставили концерты, спектакли. Сахия-апа была строгой, требовательной, но доброй учительницей. Поэтому ее любили и уважали не только дети, но  и взрослые.

После окончания школы детей направляли в Антипинскую среднюю школу. Младшие тяжело адаптировались к новым условиям. Обучение велось только на русском языке, из-за бездорожья частые пропуски учебных занятий и другие проблемы способствовали поднятию вопроса об открытии Кускургульской восьмилетней школы. Большой вклад в ее создание внес депутат села Хамит Гумерович Каримов. В 1970 году открыли школу-восьмилетку. Дети занимались в две смены, так как учащихся было много, 120 человек. Здание не отвечало требованиям госстандарта, поэтому решили построить новую школу, в 1991 году ее открыли.
В настоящее время директор Зубайда Давлетшина, в школе обучается 26 детей.

Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль

Далее в сюжете: Духи лесные и небесные диспетчера Факии

Наше село Кускургуль возникло в давние исторические времена. Первые упоминания о нем, по словам старожилов, относятся к XIII веку. На территории села проживали и сейчас живут западносибирские татары, официальная религия – ислам.

Народ славился трудолюбием, смекалкой, крепостью характера, поэтому выживали в суровых условиях Сибири. Сохраняем традиции: обычаи, мусульманские религиозные праздники, свое­образный язык. Раньше в сохранении этнокультуры большую роль играли священнослужители – муллы, имамы; действовала мечеть, где совершались намазы, отмечались религиозные праздники – Ураза-байрам, Курбан-байрам, священный месяц Рамадан.

При мечети работало медресе – школа для мусульманских детей. Проводились уроки по изучению арабского языка, грамоте, заповедям священной книги – Коран, этике и культуре мусульман. Первой мугаллимой была Магира-апа. Завучем медресе, то есть муэдзином был Сабахутдин Юмачиков. Перед войной медресе превратили в начальную школу, где обучались местные дети и из деревни Камышинка.

Во время войны в медресе велось обучение арабскому языку, грамоте, религиозным дисциплинам, и даже военное дело. Преподавала тогда мугаллима Сахия-апа Мингазеева, которая приехала из Тобольского района. Она вышла замуж за местного парня Исхака Ниязова, который погиб на войне. Но несмотря на большие трудности, Сахия-апа осталась работать в Кускургуле, летом была счетоводом в колхозе, а зимой учила детей. В настоящее время ее учеников осталось очень мало. Одна из них – Кавкаба Калбаевна Муталипова. Вот ее воспоминания:

– Когда началась война, стало очень тяжело. Не хватало учебников, тетрадей, писали на бересте. В школе было холодно, не было дров. Но дети учились. Мне особенно нравились уроки военного дела. Сахия-апа учила нас метать гранаты, ползать на снегу с ружьем. Естественно, оружия были самодельные, деревянные. Она проводила военизированные игры, победившие обязательно кричали: «Яшасен Кызыл Армия!» что означает «Да здравствует Красная Армия!» По праздникам ставили концерты, спектакли. Сахия-апа была строгой, требовательной, но доброй учительницей. Поэтому ее любили и уважали не только дети, но  и взрослые.

После окончания школы детей направляли в Антипинскую среднюю школу. Младшие тяжело адаптировались к новым условиям. Обучение велось только на русском языке, из-за бездорожья частые пропуски учебных занятий и другие проблемы способствовали поднятию вопроса об открытии Кускургульской восьмилетней школы. Большой вклад в ее создание внес депутат села Хамит Гумерович Каримов. В 1970 году открыли школу-восьмилетку. Дети занимались в две смены, так как учащихся было много, 120 человек. Здание не отвечало требованиям госстандарта, поэтому решили построить новую школу, в 1991 году ее открыли.
В настоящее время директор Зубайда Давлетшина, в школе обучается 26 детей.

Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль



Ранее в сюжете

Заветные тропинки почтальона Юры

13

Человеку все подвластно, было бы желание

13

Чем могут быть полезны комнатные цветы, рассказала садовод Нина Щербакова

23 ноября

Фильм тюменского режиссера Константина Одегова победил на кинофестивале в Минске

23 ноября