Какие сами, такие и сани!
Далее в сюжете: Легенда Синего озера
Увлечение Альберта Колбаева изготовлением саней стало делом всей его жизни
Альберта Колбаева в Кускургуле знают все. Он единственный в деревне мастер по саням. Тридцать лет Альберт снабжает ими всю деревню. На санях, изготовленных мастером-умельцем, селяне возят дрова, сено, клюкву и охотничьи трофеи. Прицепляют сани либо к лошади, либо к снегоходу «Буран» – и вперед, делать заготовки.
Альберту Колбаеву 61 год, из них 48 он прожил в Кускургуле. Приехал в деревню из другого заболотного села в Тобольском районе, которое расположено в 36 км от Кускургуля. 25 лет селянин проработал в совхозе. Тяга к собственному ремеслу была так велика, что 15 лет из них Альберт параллельно основной работе мастерил сани. Так что после выхода на пенсию у народного умельца не стоял вопрос, как проводить время. Вот уже 15 лет он продолжает заниматься любимым делом.
– Процесс изготовления саней не такой простой, как кажется на первый взгляд, – начал рассказ Альберт Колбаев. – Здесь, как и в любом деле, много хитростей. На то, чтобы сделать одни сани, уходит несколько месяцев, месяц-два – только на то, чтобы высушить древесину, из которой сделаны полозья. Всегда стараюсь закончить работу к началу сезона – к сентябрю или октябрю. Так что не зря старики говорят: готовь телегу зимой, а сани летом.
Некоторые из селян делают нарты, которые отличаются от саней наличием металлических частей, установленных для того, чтобы повозка не тонула в сугробах. Тем не менее сани, которые делает Альберт Колбаев, до сих пор вне конкуренции. Лишними полозьями мастер делится с соседями: со всеми нужно ладить, иначе в деревне не проживешь.
– Есть кому передавать опыт? – поинтересовались участники экспедиции.
– Молодежь у нас учится, – после недолгого раздумья ответил мастер. – Молодой сосед Вагиз, например, делает сани для своей лошади. Гали Маметчин учится делать.
Много саней смастерил Альберт Колбаев. На вопрос, сколько именно, отвечает уклончиво: за свою жизнь сделал столько, что уже давно сбился со счета. Ладил их еще при Брежневе, затем при Горбачеве, при Ельцине. Раньше только один совхоз «Антипинский» заказывал сани партиями по 25 штук.
– Прежде я имел лошадей, но уже лет пять не держу, – рассказал мастер. – Старый стал. Хватит. От работы в деревне стареют быстро. Только на себя работаешь, потому что другой работы нет. Чтобы прокормиться, люди стараются держать больше скота. Почти каждая семья имеет 2–3 коров, 2–3 лошадей, 20–30 овец.
Живет Альберт Колбаев с женой и с двуми внучками-сиротами. На семью из четырех человек хватает двадцати мешков картофеля на всю зиму. Он держит корову и 13 овец с ягнятами. Корова дает 9–10 литров молока в день. Семья не голодает. Дети растут здоровыми. Что еще для счастья надо? Только любимое дело.
Обеспечивая семью, мастер Альберт Колбаев всегда знал: без любимого дела человек на земле не проживет. И это чувство настоящего хозяина на родной земле отличает деревенских от некоторых горожан, проводящих дни в праздности и забывших о своих корнях.
Когда Альберт Колбаев видит, как жители деревни используют сделанные им сани, он понимает, что не зря живет на этой земле.
Ранее в сюжете