Криологи в... нартах
Участники Х Международной конференции по криологии знакомятся с бытом Тюменского Севера
Сколь бы интересными ни были вопросы, обсуждаемые на проходящей в Салехарде Х Международной конференции по криологии (чего стоят хотя бы такие темы, как «Мерзлотные условия полярных областей Марса» или «Определение ртути в образцах из воронок тунгусского метеорита»!), думать восемь часов подряд о вечном холоде, согласитесь, утомительно.
Поэтому гостеприимные ямальцы по окончании научной программы дня мгновенно переключают внимание ученых на искусство и культуру. Благо воцарившийся в высоких широтах полярный день позволяет проводить мероприятия хоть круглосуточно.
Гостям из 30 стран стран мира представилась возможность ближе познакомиться с бытом и культурой народов, живущих как раз в тех условиях, которые они обсуждают. Ученые, разбившись на группы – как никак их около шестисот, посещают Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени Ивана Шемановского, где в преддверии конференции открылась выставка «Народы циркумполярного мира», и природно-этнографический комплекс в поселке Горно-Князевск, совершают автобусные экскурсии по Салехарду и речные прогулки.
Ошеломляющие впечатления криологи из Европы, Америки, Африки и Азии получили в поселке Горно-Князевск, где много столетий назад находилось родовое гнездо местного князя Ивана Тайшина, а ныне действует
природно-этнографический комплекс, демонстрирующий первоначальный вид древнего стойбища. На его «улицах» стоят семь чумов, покрытых шкурами, и пасутся олени. Посетители увидели и даже смогли попользоваться предметами обихода рыбаков, охотников и оленеводов, пробуя при этом на язык непривычные даже для русского уха названия: ягушка, малица. Мало кто удержался от шанса закутаться в меха и сесть в нарты, погоняя по воображаемой тундре воображаемого оленя.
Каждое утро мерзлотоведы вновь приступают к обсуждению злободневных вопросов, но можно биться об заклад, что большую часть памяти в их фотоаппаратах заняли кадры с неповторимым Тюменским Севером.