Новая педагогика приходит в школы
Суть инновационных процессов в системе образования составляет не столько обновление оборудования – за быстро развивающейся техникой сложно угнаться, – сколько новые взаимоотношения в рамках образовательного процесса. О том, какие подходы взяла в качестве ориентиров современная школа, на пресс-конференции в Доме журналистов рассказала первый заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь.
Инновации заключаются в переходе школы на самые востребованные технологии работы с детьми – информационную и проектную деятельность. Таково требование новых образовательных стандартов, констатировала Людмила Чеботарь. Нужно это для того, чтобы уйти от академичности знаний к их практической направленности. Российская школа поняла, что дает огромный багаж знаний, но дети не научены применять их в жизненных ситуациях, в общении.
Уже по новым образовательным стандартам прожили минувший учебный год российские, в том числе и тюменские, первоклашки. Как результат освоения стандартов на областном педсовете малыши представили проектные работы. Ведь результат – это не только отметка (тем более что во многих первых классах – безотметочная система), но и некий продукт, подчеркнула Людмила Григорьевна.
В информационном обществе знания обновляются постоянно. Одна из проблем, которую необходимо решить школе, – научить искать информацию. К этому подталкивает проектный подход.
Другое направление инновационного развития – внедрение на новой ступени здоровьесберегающих технологий. Региональный комплексный проект «Здоровье на пять с плюсом» стартует в новом учебном году. Он объ-единяет несколько направлений работы: физкультуру, спорт, питание, профилактику заболеваний и вредных привычек и информационно-разъяснительную работу с родителями. Результат будет там, где работа ведется комплексно и систематически, напомнила Людмила Чеботарь.
Вначале запланировано создать базовые площадки по внедрению проекта. Эти школы смогут посещать педагоги, родители, директора других общеобразовательных учреждений. Затем положительный опыт будет распространяться в массы.
Третье направление – развитие доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Продолжается начатое в 2008 году применение дистанционного образования. Тюменская область активно вошла в федеральную программу «Доступная среда», и с 2012 года участвует в пилотном проекте федеральной медико-социальной экспертной службы по поводу оказания ситуационной помощи детям-инвалидам. Каждая школа не может создать весь спектр условий для ребенка в зависимости от его патологии.
Но вместе с другими ведомствами социальной сферы, общественными организациями школа будет выстраивать образовательную траекторию оказания помощи ему. Нужно, чтобы в шаговой доступности для каждой семьи было учреждение, где ребенка смогут и обучать, и оказывать медико-социальную поддержку.
Реализация намеченного невозможна без активного вовлечения во все аспекты работы образовательных учреждений родителей. Кроме того, в рамках всех направлений красной линией должна пройти ставка на индивидуальный подход к каждому ребенку.