Кто в теремочке живет?
Как обеспечить жильем детей, оставшихся без попечения родителей
В декабре 2011 года в блоге «Скорая юридическая помощь» был задан вопрос: «Являюсь опекуном двух несовершеннолетних девочек, родители которых умерли. Первым умер отец. После его смерти мать вышла замуж (неофициально), родился еще один ребенок. Через год после ее смерти ее гражданского мужа и их совместного ребенка по решению суда вселили в квартиру. Девочки прописаны там же, но проживают со мной. Старшей девочке скоро исполнится 18 лет. Может ли она рассчитывать на получение квартиры?»
Российское законодательство предусматривает ряд льгот для детей-сирот, в том числе за ними закреплено право на получение жилого помещения.
Но законодательные нормы трактуются буквально, а в статье 57 Жилищного кодекса РФ сказано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Казалось бы, все хорошо, волноваться не о чем, дети получат квартиры от государства. Но после смерти матери за девочками было «закреплено жилье», а именно – право пользования уже упомянутой малогабаритной квартирой, в которую через год после смерти их матери был заселен сожитель матери с их единокровной сестрой. Суд, принимавший данное решение, поступил абсолютно правильно – были соблюдены интересы малолетнего ребенка, он получил право жить в квартире, принадлежавшей его матери, естественно, такое же право получил и ее отец. При этом двое других детей, имея закрепленное за собой жилье, не имеют права на получение квартир от государства. Их право заключается в том, чтобы по окончании опеки вернуться жить туда, где уже очень давно живет другая, чужая для них семья.
Закон, регулирующий этот вопрос, был принят в 1996 году («О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Именно этот закон и внес понятие «закрепленное жилье». Дети-сироты, не имеющие закрепленного жилья, имеют право на обеспечение жильем, имеющие закрепленное жилье – нет. При этом размер «закрепленного жилья», проживание в нем других людей, отсутствие у возвращающихся туда и уже проживающих там каких-либо точек соприкосновения – не учитывается.
Конечно, можно сказать, что проживающие в одной малогабаритной квартире люди имеют право встать на учет как семья, нуждающаяся в дополнительной жилой площади. Но пройдет достаточно много времени, прежде чем жилищные условия будут улучшены, да и в этом случае жить придется всем вместе.
В канун Дня защиты детей хотелось бы обратить внимание законодательной власти на данную проблему. Ведь решается она достаточно просто. Например, не должно считаться закрепленным за детьми-сиротами то жилье, в котором помимо них имеет право проживать кто-то еще, не связанный с детьми родственными связями. Можно расширить права региональных организаций, занимающихся вопросами соблюдения прав детей – в каждом конкретном случае именно они должны решать, имеет ли право ребенок на получение бесплатного жилья. Можно, наконец, убрать ограничения и всем сиротам предоставлять квартиры.
Уверен, что новый состав Государственной Думы РФ обратит внимание на эту проблему и внесет необходимые изменения в законодательные нормы, регулирующие социальную поддержку детей-сирот.