Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Чудотворный образ в Абалаке

Слушать новость
Чудотворный образ в Абалаке. .

В 1921 году икона Божией Матери «Знамение» находилась в Абалаке


Колокольным звоном, ярким солнцем и проливным коротким дождем встретил Тобольск участников XII межрегионального фестиваля «Православие и СМИ». На этой неделе духовная столица Сибири собрала журналистов из районов Тюменской области, Ямала и других регионов.

Добрая традиция


В первый день фестиваля, 24 мая, журналисты почтили память великих равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия.
После Божественной литургии в Софийско-Успенском соборе и молебна на начало доброго дела состоялся круглый стол, посвященный поискам чудо­творной иконы Абалакской Божией Матери. Медиасообщество пытается помочь найти первообраз и ранние копии иконы. Кстати, добрые начинания подхватили работники СМИ других регионов страны.

Участников заседания приветствовал директор департамента информационной политики области Александр Новопашин.

– Стало доброй традицией встречаться в Тобольске и говорить о духовно-нравственных проблемах, об освещении православной тематики в СМИ. Тобольская земля хранит немало тайн, и одна из них – загадка Абалакской иконы Божией Матери. В прошлом году с благословения архиепископа Тобольского и Тюменского Димит­рия началась журналистская акция ее поисков, – отметил он.

Наместник Абалакского Свято-Знаменского монастыря игумен Гермоген выразил надежду, что поиски святыни будут продолжаться и дальше. Свою лепту вносит и коллектив Тобольского госархива. Его директор Татьяна Коклягина сообщила, что в архиве обнаружены документы, связанные с разыскиваемой иконой. Они вошли в экспозицию, посвященную чудотворному образу. Большую помощь при формировании выставки оказала Тобольско-Тюменская епархия, предоставившая 14 икон Абалакской Божией Матери, причем у каждой есть свои особенности.

Вопрос об охране духовных богатств


Председатель Тобольского комитета по туризму Александ­ра Стрункина рассказала, что с целью поиска святыни создан оргкомитет, сформирован перечень архивных документов с 1863 по 1908 годы. Информацию об иконе разместили в сети Интернет, на ресурсах

туристических порталов. Создана группа «ВКонтакте».
В ходе акции получены данные о дневнике жителя села Абалак. В нем содержатся сведения об иконе, размерах оклада и его примерной стоимости, случаях исцеления и первом крестном ходе с чудотворным образом. Подготовлена информация, связывающая его с известными деятелями Российской державы. У Абалакской иконы молились адмирал Колчак и белые генералы Корнилов, Капель, Дитерихс, Пепеляев и другие. Особо почитала икону семья Николая II. Недавно один из жителей области выразил готовность передать Абалакскому монастырю два списка чудотворного образа XVIII—XIX веков.

Главный редактор газеты «Тюменская область сегодня» Александр Скорбенко познакомил участников круг­лого стола с материалами журналистов, обращениями к читателям, которые вызвали отклик и желание поделиться крупицами информации.

В газете опубликован ряд версий нахождения иконы. Например, тюменский краевед Александр Петрушин в статье «Завеса тайны приоткрыта?» считает, что знаменитую икону из Тобольска не вывозили, а спрятали в одном из подземных ходов Знаменского монастыря. По мнению Александра Скорбенко, это один из поводов задать вопрос об охране и сохранности духовных богатств.

Еще одна гипотеза


Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири Тобольской биостанции РАН Надежда Загороднюк отметила, что в настоящее время существует международный научный проект «Чудотворные иконы Византии и Древней Руси», где собираются сведения в том числе об Абалакской иконе. Кстати, докладчику ближе версия историка Александра Петрушина.

Ряд документов позволяет восстановить ход событий в период Гражданской войны. Известно, что в Тобольск была сослана царская семья Романовых. В декабре 1917 года, накануне Рождества Христова, икону тайно привезли в город. Об этом нашумевшем событии писала пресса того времени, о том же свидетельствуют и документы самого монастыря. Вскоре святыню вернули в Абалак. В 1918 году состоялся традиционный крестный ход с иконой. На следующий год в связи со стремительным наступлением Красной армии и угрозой очередной смены власти перенесение иконы из Тобольска запланировали на август. Но в конце месяца город опустел – шла эвакуация. Ценности грузились на пароходы и шли в сторону Томска.

В период крестьянского восстания образ принесли в Тобольск. В одной из газет того времени написано, что на первом заседании крестьянского городского правительства икону Абалакской Божией Матери передали новому совету. Сложно утверждать, что это был тот самый образ, поскольку его именовали в заметках по-разному. Тем не менее Надежда Загороднюк высказала гипотезу, что и в 1921 году чудотворный образ все еще находился в монастыре. Через год Абалакский монастырь разграбили, монастырскую братию подвергли репрессиям, обвинив в сокрытии ценностей и агитации против советской власти. Уцелели единицы. Потом новая власть передала обитель обновленцам, при этом составлялись описи, но небрежно.

Версии, гипотезы, догадки, предположения... Найдем ли мы ответы?

В этот же день журналисты побывали на необычном фестивале колокольного звона, отправились в экскурсию по древней столице Сибири, посмотрели конкурсные работы.

Об итогах фестиваля читайте в номере газеты за 29 мая.

В 1921 году икона Божией Матери «Знамение» находилась в Абалаке


Колокольным звоном, ярким солнцем и проливным коротким дождем встретил Тобольск участников XII межрегионального фестиваля «Православие и СМИ». На этой неделе духовная столица Сибири собрала журналистов из районов Тюменской области, Ямала и других регионов.

Добрая традиция


В первый день фестиваля, 24 мая, журналисты почтили память великих равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия.
После Божественной литургии в Софийско-Успенском соборе и молебна на начало доброго дела состоялся круглый стол, посвященный поискам чудо­творной иконы Абалакской Божией Матери. Медиасообщество пытается помочь найти первообраз и ранние копии иконы. Кстати, добрые начинания подхватили работники СМИ других регионов страны.

Участников заседания приветствовал директор департамента информационной политики области Александр Новопашин.

– Стало доброй традицией встречаться в Тобольске и говорить о духовно-нравственных проблемах, об освещении православной тематики в СМИ. Тобольская земля хранит немало тайн, и одна из них – загадка Абалакской иконы Божией Матери. В прошлом году с благословения архиепископа Тобольского и Тюменского Димит­рия началась журналистская акция ее поисков, – отметил он.

Наместник Абалакского Свято-Знаменского монастыря игумен Гермоген выразил надежду, что поиски святыни будут продолжаться и дальше. Свою лепту вносит и коллектив Тобольского госархива. Его директор Татьяна Коклягина сообщила, что в архиве обнаружены документы, связанные с разыскиваемой иконой. Они вошли в экспозицию, посвященную чудотворному образу. Большую помощь при формировании выставки оказала Тобольско-Тюменская епархия, предоставившая 14 икон Абалакской Божией Матери, причем у каждой есть свои особенности.

Вопрос об охране духовных богатств


Председатель Тобольского комитета по туризму Александ­ра Стрункина рассказала, что с целью поиска святыни создан оргкомитет, сформирован перечень архивных документов с 1863 по 1908 годы. Информацию об иконе разместили в сети Интернет, на ресурсах

туристических порталов. Создана группа «ВКонтакте».
В ходе акции получены данные о дневнике жителя села Абалак. В нем содержатся сведения об иконе, размерах оклада и его примерной стоимости, случаях исцеления и первом крестном ходе с чудотворным образом. Подготовлена информация, связывающая его с известными деятелями Российской державы. У Абалакской иконы молились адмирал Колчак и белые генералы Корнилов, Капель, Дитерихс, Пепеляев и другие. Особо почитала икону семья Николая II. Недавно один из жителей области выразил готовность передать Абалакскому монастырю два списка чудотворного образа XVIII—XIX веков.

Главный редактор газеты «Тюменская область сегодня» Александр Скорбенко познакомил участников круг­лого стола с материалами журналистов, обращениями к читателям, которые вызвали отклик и желание поделиться крупицами информации.

В газете опубликован ряд версий нахождения иконы. Например, тюменский краевед Александр Петрушин в статье «Завеса тайны приоткрыта?» считает, что знаменитую икону из Тобольска не вывозили, а спрятали в одном из подземных ходов Знаменского монастыря. По мнению Александра Скорбенко, это один из поводов задать вопрос об охране и сохранности духовных богатств.

Еще одна гипотеза


Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири Тобольской биостанции РАН Надежда Загороднюк отметила, что в настоящее время существует международный научный проект «Чудотворные иконы Византии и Древней Руси», где собираются сведения в том числе об Абалакской иконе. Кстати, докладчику ближе версия историка Александра Петрушина.

Ряд документов позволяет восстановить ход событий в период Гражданской войны. Известно, что в Тобольск была сослана царская семья Романовых. В декабре 1917 года, накануне Рождества Христова, икону тайно привезли в город. Об этом нашумевшем событии писала пресса того времени, о том же свидетельствуют и документы самого монастыря. Вскоре святыню вернули в Абалак. В 1918 году состоялся традиционный крестный ход с иконой. На следующий год в связи со стремительным наступлением Красной армии и угрозой очередной смены власти перенесение иконы из Тобольска запланировали на август. Но в конце месяца город опустел – шла эвакуация. Ценности грузились на пароходы и шли в сторону Томска.

В период крестьянского восстания образ принесли в Тобольск. В одной из газет того времени написано, что на первом заседании крестьянского городского правительства икону Абалакской Божией Матери передали новому совету. Сложно утверждать, что это был тот самый образ, поскольку его именовали в заметках по-разному. Тем не менее Надежда Загороднюк высказала гипотезу, что и в 1921 году чудотворный образ все еще находился в монастыре. Через год Абалакский монастырь разграбили, монастырскую братию подвергли репрессиям, обвинив в сокрытии ценностей и агитации против советской власти. Уцелели единицы. Потом новая власть передала обитель обновленцам, при этом составлялись описи, но небрежно.

Версии, гипотезы, догадки, предположения... Найдем ли мы ответы?

В этот же день журналисты побывали на необычном фестивале колокольного звона, отправились в экскурсию по древней столице Сибири, посмотрели конкурсные работы.

Об итогах фестиваля читайте в номере газеты за 29 мая.



Тюменский театр кукол отправляется на Ямал

20 ноября

Барабанщик Макс Минор развивает ударное искусство в Тюмени

20 ноября