Тихие театральные омуты
Тюменский драматический театр ходит по кругу. Год назад 153-й творческий сезон труппа закрыла коварно-психологическим «Методом Гренхольма», разыгранным четырьмя актерами. Сейчас примерно та же картина: снова психология отношений, и снова четыре действующих лица. Только если на «Методе» работал пополнивший в прошлом году коллектив Александр Тихонов из Краснодара, то теперь за материал и самочувствие героев отвечал Александр Баргман из Петербурга.
«Мольер» осенью 2011-го с директором Тюменской «драмы» Сергеем Осинцевым в главной роли – его детище. На этот раз без Осинцева тоже не обошлось: в спектакле «Бог резни» начальнику достался самый милый и беззащитный образ хомяка, воплощенный в ростовой кукле.
Не знаю как вам, но мне больше по душе постановки именно на малой сцене драматического театра – они ближе к зрителю, а зритель ближе к актерам и режиссеру. Здесь изначально живет атмосфера особой доверительности и каждый мастер «пользует» ее по-своему усмотрению. На первый взгляд история, изложенная в «Боге резни», – про две семьи, что пытаются самым цивилизованным способом составить официальный документ для страховой компании – в Университетском сквере, самом безопасном месте в городе, подрались их дети Фердинанд и Брюно; «предмет обсуждения» родителей – выбитые зубы-резцы.
На взгляд второй – это спектакль не про подростковую стычку-резню, а про маленькие тайны мам и пап, людей взрослых (им чуть за сорок), но таких слабых. Вероника Валлон (Жанна Сырникова) борется за мир во всем мире, но мало интересуется собственным домашним очагом, ее супруг Мишель (Константин Антипин) приторговывает хозяйственными мелочами и страдает от материнской заботы, Аннет Рей (Ольга Игонина) – одинокая в душе домохозяйка-алкоголичка, называющая себя «менеджером по инвестициям»), ее благоверный Алан (Александр Тихонов) – адвокат, защищающий не совсем честный бизнес, зависимый от вечно трезвонящей «трубки» сноб.
Актеры в голос уверяют, что «во всем виновата любовь». Вот Сырникова, например: «Постановка про всех нас. Про то, как мы не слышим друг друга, про то, когда любим не сердцем, а головой, и это выясняется в экстремальных ситуациях». У Баргмана, конечно, собственное мнение: «Мы хотели показать зрителям дно, чтобы они никогда там не очутились. Хотели показать, что все люди разные, и надо терпеть, прощать, слушать и слышать. И что кроме бога резни есть бог любви...» Пьеса француженки иранского происхождения Ясмины Реза еще глубже: никто не знает, что будет завтра... И самый счастливый в этом случае – хомяк, от которого пытался избавиться ненавистник грызунов Мишель: преданная хозяином животинка наконец-то стала принадлежать сама себе.
Главное, по мнению Барг-мана, что Тюменский драмтеатр позволил ему как режиссеру вести честный разговор и с актерами, и со зрительным залом. Он требовал от «подмастерьев» исповеди и добился-таки. Они же хотели от мастера внимания и получили оное.
...В прошлом году на экраны вышел фильм отлученного от Америки Романа Полански «Резня» по пьесе Ясмины Реза, который он снял в собственном доме, пока находился под домашним арестом. Да, это своего рода месть Великого стране, из которой он бежал. Накануне постановки фильм тюменские актеры посмотрели ради любопытства. Тут же забыли. Потому что им некому мстить.