Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Мы разные, и это хорошо

Общество, 01:10, 28 апреля 2012, Александр ЯРКОВ
Слушать новость
Мы разные, и это хорошо. .

В начале текущего года Владимир Путин, председатель правительства страны, опубликовал ряд программных статей, в которых изложил свою позицию относительно развития государства. Одна из них – «Россия: национальный вопрос» – стала ответом на продолжающийся в обществе разговор о проблемах межэтнических отношений и миграционной политики страны.
Говоря об исторических особенностях развития России как многонационального государства и особом характере русской государственности, он подчеркнул, что стержнем, скрепляющей тканью этой уникальной цивилизации является русский народ, русская культура: «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне.
Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов». Как в капле воды, это можно видеть и на примере Тюменского региона. Предлагаем вниманию читателей статью доктора исторических наук, профессора Тюменского государственного университета Александра Яркова.

------------

Горжусь, что  я русский (нас по-прежнему 80 процентов населения страны) и что мои предки живут на Сибирской земле с 1623 года. Не было среди них ни дворян, ни казаков (хотя те зазывают в свои ряды), ни купцов – простые крестьяне. Да  и сам я интеллигент в первом поколении, проживший детство на Крестьянских местах в Тюмени, славившихся неблагополучной, а то и криминальной атмосферой.

Ничего, выжили все вместе: русские и татары (замечательный у них чак-чак), немцы (в начале улицы стоял резной дом, сработанный Иваном-Иоганом) и даже цыгане, один из которых плел замечательные рыбацкие сети. Не думаю, что это просто индивидуальная ностальгия, поскольку долгое время занимаюсь межнациональными отношениями уже как ученый. Убедился: жизнь вместе в радости и горести – наша судьба, не похожая ни на американский плавильный котел наций, ни на китайскую модель китаизации всех (знавал китаянку Лю – Люсю, не говорившую по-русски со своим дедом, сбежавшим от большевиков в 1930-е годы). Но  и утверждать, что все хорошо в нашем общем доме, поостерегусь. Слишком все непросто!

Первые результаты переписи населения 2010 года изумили: в чем-то дали ответы, но  и родили немало загадок для ученых и органов власти. Можно иронизировать по поводу того, как  в Тюменской области появились австралийцы (ну почти те, что съели капитана Кука), а также австрийцы, албанцы, боснийцы, британцы, голландцы, хорваты, шведы, словенцы. По крайнем мере, можем представить себе наличие таких этносов или этнических групп. А вот самоопределения «афганец», «африканец», «южноафриканец», «югослав» наводят на размышление о том, что те люди не знают, что Югославии как страны давно уже нет; в Африке проживает несколько сотен этнических групп и племен; а в Афганистане живут пуштуны, белуджи, таджики, узбеки и даже два афганских еврея…

Кто же такие 70 тюменцев, объявивших себя «дагестанцами»? Такого этноса нет  в природе. А может, это даргинцы, лезгины, аварцы? А кто это 43 «россиянина»? Видимо, в одном случае для наших земляков важным оказалась политическая и региональная, а не этническая идентичность, либо произошла утрата этнической памяти давно осевшими на Сибирской земле, ассимилировашимися и лишь недавно вспомнившими о своем происхождении.

Чрезвычайно интересно, почему не определили свою этничность 127 человек (в 2002 году таких было больше – 291), и крайне любопытно появление особой, неизвестной науке группы – метисы (таких аж 157 человек). Кто же это такие: по маме, папе, бабушке, дедушке?

Неужели прервалась «связь поколений» и молодежь уже не интересует вопрос: «Кто мои предки и чем могу гордиться?» Сомнительно, а для многих россиян и оскорбительно: в паспортах уже нет записи о национальности (считаю, что правильно, это личное дело на уровне ментальности), но почему родители ничего не рассказали детям о предках?

Есть прекрасные примеры того, как можно и нужно строить работу по воспитанию патриотизма и гражданственности, не забывая об этнической гордости. Четыре года подряд совместно с администрацией Нижнетавдинского района наш университет проводит работу с подростками по воспитанию гордости за свою малую родину, позволяя оценить вклад родителей и прародителей в историю села, района, страны.

Помню, как всех участников районной краеведческой конференции, старшеклас-сников и краеведов потряс рассказ-исследование тогдашней студентки Тюменского госуниверситета Наташи Поперечной о своем отце, подполковнике Адольфе Поперечном, поляке по происхождению, казахстанцу по рождению, россиянину – по самосознанию и герою – по выполненному воинскому долгу. В память о мужественном командире, заслонившем грудью подчиненных, названа улица в Нижней Тавде, останется он  в памяти и тех десятков призывников, что были участниками конференции и осознанно придут служить в российскую армию.

Кого-то может испугает тюркская составляющая переписи, где одни увеличили свое присутствие: среди тюменцев стало больше казахов и киргызов, ногайцев, а азербайджанцы и башкиры уменьшили свое присутствие (по сравнению с 2002 годом), а это не столько торговцы с рынка, сколько нефтяники и строители – установлено точно.

И разве не наш земляк Фарман Салманов? Я, например, горжусь, что на стене Ленинского РОВД навечно высечено имя майора Джураева, узбека, защищавшего конституционный строй России на Северном Кавказе.

Мы разные, и это хорошо. Но не следует прощать тех, кто пытается на нашей общей истории, отраженной в мемориале «Вечный огонь», жарить яичницу (как это было) или, перегородив проезжую часть, танцевать лезгинку (и это было). И совсем не понимаю неославян, отрицающих всю нашу историю после Х века.

Осуждаю неофашистов, забывших, за что сражались их прадеды, воинствующих неофитов всех конфессий, призывающих не к диалогу, а к конфронтации с «иноверцами» и атеистами.

Жизнь сибиряков на протяжении практически всей истории характеризовалась коллективной моделью экономических, социальных и культурных связей, в которой индивидуальность и личностное восприятие окружающего мира занимали куда как более важное место, чем религиозное или этническое происхождение. Этим нужно гордиться, это нужно
беречь...

В начале текущего года Владимир Путин, председатель правительства страны, опубликовал ряд программных статей, в которых изложил свою позицию относительно развития государства. Одна из них – «Россия: национальный вопрос» – стала ответом на продолжающийся в обществе разговор о проблемах межэтнических отношений и миграционной политики страны.
Говоря об исторических особенностях развития России как многонационального государства и особом характере русской государственности, он подчеркнул, что стержнем, скрепляющей тканью этой уникальной цивилизации является русский народ, русская культура: «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне.
Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов». Как в капле воды, это можно видеть и на примере Тюменского региона. Предлагаем вниманию читателей статью доктора исторических наук, профессора Тюменского государственного университета Александра Яркова.

------------

Горжусь, что  я русский (нас по-прежнему 80 процентов населения страны) и что мои предки живут на Сибирской земле с 1623 года. Не было среди них ни дворян, ни казаков (хотя те зазывают в свои ряды), ни купцов – простые крестьяне. Да  и сам я интеллигент в первом поколении, проживший детство на Крестьянских местах в Тюмени, славившихся неблагополучной, а то и криминальной атмосферой.

Ничего, выжили все вместе: русские и татары (замечательный у них чак-чак), немцы (в начале улицы стоял резной дом, сработанный Иваном-Иоганом) и даже цыгане, один из которых плел замечательные рыбацкие сети. Не думаю, что это просто индивидуальная ностальгия, поскольку долгое время занимаюсь межнациональными отношениями уже как ученый. Убедился: жизнь вместе в радости и горести – наша судьба, не похожая ни на американский плавильный котел наций, ни на китайскую модель китаизации всех (знавал китаянку Лю – Люсю, не говорившую по-русски со своим дедом, сбежавшим от большевиков в 1930-е годы). Но  и утверждать, что все хорошо в нашем общем доме, поостерегусь. Слишком все непросто!

Первые результаты переписи населения 2010 года изумили: в чем-то дали ответы, но  и родили немало загадок для ученых и органов власти. Можно иронизировать по поводу того, как  в Тюменской области появились австралийцы (ну почти те, что съели капитана Кука), а также австрийцы, албанцы, боснийцы, британцы, голландцы, хорваты, шведы, словенцы. По крайнем мере, можем представить себе наличие таких этносов или этнических групп. А вот самоопределения «афганец», «африканец», «южноафриканец», «югослав» наводят на размышление о том, что те люди не знают, что Югославии как страны давно уже нет; в Африке проживает несколько сотен этнических групп и племен; а в Афганистане живут пуштуны, белуджи, таджики, узбеки и даже два афганских еврея…

Кто же такие 70 тюменцев, объявивших себя «дагестанцами»? Такого этноса нет  в природе. А может, это даргинцы, лезгины, аварцы? А кто это 43 «россиянина»? Видимо, в одном случае для наших земляков важным оказалась политическая и региональная, а не этническая идентичность, либо произошла утрата этнической памяти давно осевшими на Сибирской земле, ассимилировашимися и лишь недавно вспомнившими о своем происхождении.

Чрезвычайно интересно, почему не определили свою этничность 127 человек (в 2002 году таких было больше – 291), и крайне любопытно появление особой, неизвестной науке группы – метисы (таких аж 157 человек). Кто же это такие: по маме, папе, бабушке, дедушке?

Неужели прервалась «связь поколений» и молодежь уже не интересует вопрос: «Кто мои предки и чем могу гордиться?» Сомнительно, а для многих россиян и оскорбительно: в паспортах уже нет записи о национальности (считаю, что правильно, это личное дело на уровне ментальности), но почему родители ничего не рассказали детям о предках?

Есть прекрасные примеры того, как можно и нужно строить работу по воспитанию патриотизма и гражданственности, не забывая об этнической гордости. Четыре года подряд совместно с администрацией Нижнетавдинского района наш университет проводит работу с подростками по воспитанию гордости за свою малую родину, позволяя оценить вклад родителей и прародителей в историю села, района, страны.

Помню, как всех участников районной краеведческой конференции, старшеклас-сников и краеведов потряс рассказ-исследование тогдашней студентки Тюменского госуниверситета Наташи Поперечной о своем отце, подполковнике Адольфе Поперечном, поляке по происхождению, казахстанцу по рождению, россиянину – по самосознанию и герою – по выполненному воинскому долгу. В память о мужественном командире, заслонившем грудью подчиненных, названа улица в Нижней Тавде, останется он  в памяти и тех десятков призывников, что были участниками конференции и осознанно придут служить в российскую армию.

Кого-то может испугает тюркская составляющая переписи, где одни увеличили свое присутствие: среди тюменцев стало больше казахов и киргызов, ногайцев, а азербайджанцы и башкиры уменьшили свое присутствие (по сравнению с 2002 годом), а это не столько торговцы с рынка, сколько нефтяники и строители – установлено точно.

И разве не наш земляк Фарман Салманов? Я, например, горжусь, что на стене Ленинского РОВД навечно высечено имя майора Джураева, узбека, защищавшего конституционный строй России на Северном Кавказе.

Мы разные, и это хорошо. Но не следует прощать тех, кто пытается на нашей общей истории, отраженной в мемориале «Вечный огонь», жарить яичницу (как это было) или, перегородив проезжую часть, танцевать лезгинку (и это было). И совсем не понимаю неославян, отрицающих всю нашу историю после Х века.

Осуждаю неофашистов, забывших, за что сражались их прадеды, воинствующих неофитов всех конфессий, призывающих не к диалогу, а к конфронтации с «иноверцами» и атеистами.

Жизнь сибиряков на протяжении практически всей истории характеризовалась коллективной моделью экономических, социальных и культурных связей, в которой индивидуальность и личностное восприятие окружающего мира занимали куда как более важное место, чем религиозное или этническое происхождение. Этим нужно гордиться, это нужно
беречь...



Юные инспекторы движения Тюменской области примут участие в юбилейном слете

24 ноября

В Ялуторовске отменили карантин по бешенству животных

24 ноября