Воскрес Христос, и торжествует жизнь!
Завершается Великий пост. Напряжение, достигающее кульминации в Страстную седмицу, разряжается самой торжественной церковной службой. На третий день после погребения Иисуса Христа несколько женщин пошли утром ко гробу, чтобы принести благовония для тела Христа. Они увидели, что камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит ангел Господень, и вид его был как молния, и одежда бела как снег...
Завершается Великий пост. Напряжение, достигающее кульминации в Страстную седмицу, разряжается самой торжественной церковной службой.
На третий день после погребения Иисуса Христа несколько женщин пошли утром ко гробу, чтобы принести благовония для тела Христа. Они увидели, что камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит ангел Господень, и вид его был как молния, и одежда бела как снег. Ангел сказал испуганным женщинам: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал».
Пасхальная служба торжественно начинается в ночь с субботы на воскресенье крестным ходом вокруг церкви, изображающим хождение мироносиц и учеников Господа к Его гробу в утро Воскресения. После пасхального канона верующие троекратно целуют друг друга со словами «Христос воскресе! – Воистину Воскресе!» Утреня завершается чтением слова святого Иоана Златоуста: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?.. Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»
Накануне Пасхи, в Великую субботу, в Иерусалиме нисходит благодатный огонь на Гроб Господень, в руки только представителю Православной церкви. Люди молятся, плачут, смеются, берут огонь в руки, умываются им. Вначале он теплый, не обжигает. Чудо повторяется в течение многих веков, начиная с глубокой древности.
Святые отцы писали, что бывает телесная смерть, но бывает смерть более страшная – вечная, непреодолимая разлука с Богом. До прихода Христа она была опытом всего человечества. Потеряв Бога как источник жизни, люди стали не только умирать телом, но уходить окончательно. Иисус Христос сошел в эту страшную область и навсегда упразднил смерть: теперь ее называют успением, или временным сном. И когда мы умираем, то уходим не в бездну отчаяния, а к Богу.
Иоанн Златоуст призывает в эти дни радоваться всех: кто постился и не постился, кто трудился и не трудился – никто не должен плакать о своем убожестве, потому что все недостатки восполнил Христос.