Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Вы ослепительно прекрасны! Я в этом деле знаю толк...»

Культура, 01:03, 13 апреля 2012, Оксана КОСТКО
Слушать новость
«Вы ослепительно прекрасны! Я в этом деле знаю толк...». .

Он здесь, он рядом – только руку протяни!.. Это  о музейном комплексе имени Словцова, который является визитной карточкой культурной Тюмени. Чтобы поддержать учреждение на всех, что называется, фронтах и привлечь внимание общественности к филиалам, фондам, коллекциям, наконец, людям, которые холят и лелеют несметные сокровища, редакция запускает новый проект «Я покажу тебе музей».
К уже традиционным репортажам с выставок добавится авторская рубрика искусствоведа Оксаны Костко «Музей одной картины» и интервью с профессионалами музейного комплекса в рубрике «Гость редакции» четвергового номера газеты «Тюменская область сегодня». Оставайтесь с нами. Естественно, на культурной волне!
Ирина НИКИТИНА

---

«Проблема красоты» занимала художников и философов, эстетов и историков, модельеров и «аптекарей-визажистов» во все времена. Создание «Галереи красавиц» в Нимфенбургском дворце – бывшей резиденции баварских правителей – явление поистине уникальное. Инициатором заказа мюнхенскому портретисту Йозефу-Карлу Штилеру выступил Людвиг I – большой ценитель женской красоты и дамский угодник (чего стоит его роман с танцовщицей Лолой Монтес!). Да, он сумел увековечить милые глазам и сердцу образы по-королевски. Поэт Генрих Гейне написал об этом факте в «Оде королю Людвигу» так:
Он заказал портретов два десятка
Красивых женщин, подданных своих.
Гуляет он, как евнух от искусства,
С особенным достоинством средь них.

Место для галереи было выбрано не случайно: находясь в двух часах езды от Мюнхена, Нимфенбургский дворец (город нимф) как детище эпохи балов, охоты и развлечений именовался «увеселительным домом». Конечно, Людвиг I был сыном века Просвещения, поэтому заботился также о науках и искусствах: университет он перенес в Мюнхен, Академию художеств реорганизовал, сам выступал в писательском и поэтическом амплуа...

Работа над портретами началась спустя два года после того, как Людвиг фон Байерн взошел на престол (1825 год), и длилась ровно до середины века, хотя в 1848-м было подписано отречение, положившее конец его правлению, а заодно и счастливой эпохе беззаботного стиля бидермайер. Ни сам мастер, умерший через восемь лет после официального окончания эстетского проекта, ни венценосный заказчик не подозревали, какой резонанс у любителей искусства получит «Галерея красавиц».

«Милые образы» – 36 портретов самых красивых из рода Евы – воспроизводились на декоративных фарфоровых тарелках, получивших у антикваров название венского фарфора, чашках, табакерках и даже миниатюрах, три из которых оказались в фондах Тюменского музея изобразительных искусств. Сегодня их можно увидеть на выставке «Арт-Коллекция» среди сокровищ западноевропейской живописи.

Портрет королевы Марии Баварской отличается по торжественности парадного облачения – на августейшее происхождение указывает пурпурная мантия, подбитая горностаевым мехом. Это символ непогрешимой и незапятнанной репутации королевского сана, ведь, по легенде, горностай предпочтет стрелу охотника, нежели замарает белоснежную шкурку. Не только венценосные особы, но  и простые горожанки становились моделями Штилера, если обладали добропорядочной репутацией. В награду за позирование им доставались наряды и драгоценности.

Внешность дам тоже необычайно «разностильна»: от миловидных до безупречных, от темпераментных испанок и гречанок до сдержанных англичанок. Сам Людвиг предпочитал именно«знойный» типаж, который иллюстрирует вторая миниатюра из нашего собрания. Катерина Роза Боцарис – дочь героя освободительной войны Греции, который был приближен ко двору в политических интересах империи. Ее восточный наряд, бордовый берет с длинной кистью добавляют романтики южному облику чернобровой красавицы. Занятно, но атрибутировать данную миниатюру, поступившую в музей как «Неизвестную», помог коллега из Новосибирска Клушин.

С его подачи стала искать материалы по «Галерее красавиц» и сумела «отгадать» еще одну – «Неизвестную в восточной шали». Ею оказалась Амалия фон Шинтлинг – одна из самых таинственных персон (возможно, сводная сестра Софии Австрийской, чем объясняется стать и богатство аксессуаров).
Традиция миниатюрных портретов сродни традиции междинастических браков, однако подлинного расцвета миниатюра достигла в ХVIII и первой половине XIX столетия, пока точку в ее судьбе не поставил дагерротип.

Он здесь, он рядом – только руку протяни!.. Это  о музейном комплексе имени Словцова, который является визитной карточкой культурной Тюмени. Чтобы поддержать учреждение на всех, что называется, фронтах и привлечь внимание общественности к филиалам, фондам, коллекциям, наконец, людям, которые холят и лелеют несметные сокровища, редакция запускает новый проект «Я покажу тебе музей».
К уже традиционным репортажам с выставок добавится авторская рубрика искусствоведа Оксаны Костко «Музей одной картины» и интервью с профессионалами музейного комплекса в рубрике «Гость редакции» четвергового номера газеты «Тюменская область сегодня». Оставайтесь с нами. Естественно, на культурной волне!
Ирина НИКИТИНА

---

«Проблема красоты» занимала художников и философов, эстетов и историков, модельеров и «аптекарей-визажистов» во все времена. Создание «Галереи красавиц» в Нимфенбургском дворце – бывшей резиденции баварских правителей – явление поистине уникальное. Инициатором заказа мюнхенскому портретисту Йозефу-Карлу Штилеру выступил Людвиг I – большой ценитель женской красоты и дамский угодник (чего стоит его роман с танцовщицей Лолой Монтес!). Да, он сумел увековечить милые глазам и сердцу образы по-королевски. Поэт Генрих Гейне написал об этом факте в «Оде королю Людвигу» так:
Он заказал портретов два десятка
Красивых женщин, подданных своих.
Гуляет он, как евнух от искусства,
С особенным достоинством средь них.

Место для галереи было выбрано не случайно: находясь в двух часах езды от Мюнхена, Нимфенбургский дворец (город нимф) как детище эпохи балов, охоты и развлечений именовался «увеселительным домом». Конечно, Людвиг I был сыном века Просвещения, поэтому заботился также о науках и искусствах: университет он перенес в Мюнхен, Академию художеств реорганизовал, сам выступал в писательском и поэтическом амплуа...

Работа над портретами началась спустя два года после того, как Людвиг фон Байерн взошел на престол (1825 год), и длилась ровно до середины века, хотя в 1848-м было подписано отречение, положившее конец его правлению, а заодно и счастливой эпохе беззаботного стиля бидермайер. Ни сам мастер, умерший через восемь лет после официального окончания эстетского проекта, ни венценосный заказчик не подозревали, какой резонанс у любителей искусства получит «Галерея красавиц».

«Милые образы» – 36 портретов самых красивых из рода Евы – воспроизводились на декоративных фарфоровых тарелках, получивших у антикваров название венского фарфора, чашках, табакерках и даже миниатюрах, три из которых оказались в фондах Тюменского музея изобразительных искусств. Сегодня их можно увидеть на выставке «Арт-Коллекция» среди сокровищ западноевропейской живописи.

Портрет королевы Марии Баварской отличается по торжественности парадного облачения – на августейшее происхождение указывает пурпурная мантия, подбитая горностаевым мехом. Это символ непогрешимой и незапятнанной репутации королевского сана, ведь, по легенде, горностай предпочтет стрелу охотника, нежели замарает белоснежную шкурку. Не только венценосные особы, но  и простые горожанки становились моделями Штилера, если обладали добропорядочной репутацией. В награду за позирование им доставались наряды и драгоценности.

Внешность дам тоже необычайно «разностильна»: от миловидных до безупречных, от темпераментных испанок и гречанок до сдержанных англичанок. Сам Людвиг предпочитал именно«знойный» типаж, который иллюстрирует вторая миниатюра из нашего собрания. Катерина Роза Боцарис – дочь героя освободительной войны Греции, который был приближен ко двору в политических интересах империи. Ее восточный наряд, бордовый берет с длинной кистью добавляют романтики южному облику чернобровой красавицы. Занятно, но атрибутировать данную миниатюру, поступившую в музей как «Неизвестную», помог коллега из Новосибирска Клушин.

С его подачи стала искать материалы по «Галерее красавиц» и сумела «отгадать» еще одну – «Неизвестную в восточной шали». Ею оказалась Амалия фон Шинтлинг – одна из самых таинственных персон (возможно, сводная сестра Софии Австрийской, чем объясняется стать и богатство аксессуаров).
Традиция миниатюрных портретов сродни традиции междинастических браков, однако подлинного расцвета миниатюра достигла в ХVIII и первой половине XIX столетия, пока точку в ее судьбе не поставил дагерротип.



Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта