Смотри на этикетки – забудешь про таблетки
Может ли йогурт быть без… молока? Как оградить себя и свою семью от ГМО и быть уверенным в качестве покупаемой продукции? Эти и другие вопросы обсуждали эксперты коммуникационной площадки «Наши дети – наше будущее. Натуральный продукт для маленьких жителей Тюменской области», состоявшейся в минувшую среду в большом зале заседаний регионального парламента. В мероприятии приняли участие депутаты Тюменской облдумы, производители продуктов питания, специалисты образования и здравоохранения, общественные деятели региона.
На страже продовольственной безопасности
Продовольственная безопасность РФ – одно из главных условий национальной безопасности, фактор сохранения государственности и суверенитета страны, важнейшая составляющая демографической политики. Стратегическая цель продовольственной безопасности – обеспечение населения высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
– В последние годы активно занимались восстановлением и развитием сырьевой базы региона, теперь необходимо взяться за решение вопросов глубокой переработки, – подчеркнул заместитель губернатора, директор департамента АПК Тюменской области Владимир Чейметов. – Молочная переработка развивается неплохо, особое внимание следует уделить переработке рыбы, овощей, дикоросов.
По словам председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы Юрия Конева, продовольственная безопасность заключается не только в объемах производства продукции, но и в ее качестве и доступности. Тюменская область полностью удовлетворяет свои потребности в основных продовольственных товарах, за исключением говядины.
Поэтому одна из важных задач, стоящих перед регионом, – наращивание мясных ресурсов.
Многие тюменские сельхозпредприятия способны поставлять на переработку молоко премиум-класса, которое идет для изготовления детского питания. Если для некоторых хозяйств РФ введение «молочного» технического регламента стало в свое время серьезным испытанием, то тюменские производители не столь остро ощутили нововведения, поскольку качество изначально ставилось во главу угла.
Красители, консерванты, усилители вкуса…
Детское питание – один из самых быстрорастущих сегментов рынка. Причин тому несколько. Во-первых, демографический рост. Во-вторых, стремление родителей не тратить время на приготовление еды, а выбирать готовые продукты, будь то каши или смеси. В-третьих, современные мамы и папы стали обращать больше внимания на полезные свойства продукта, позволяющие ребенку полноценно развиваться. Качественное питание в сознании родителей автоматически приравнивается к формированию здоровья ребенка, а именно: укреплению иммунитета, снижению риска заболеваний в старшем возрасте, полноценному умственному и физическому развитию. Наибольшей популярностью пользуются детские фруктовые соки и консервы, а также смешанные пюре. В стране складывается культура потребления продуктов детского питания, что соответственно влечет за собой рост продаж. Главная особенность современного рынка этого сегмента – постоянное расширение ассортимента.
Какие факторы сдерживают развитие рынка детского питания? Это недостаточное развитие инфраструктуры, нехватка подготовленных кадров, слабое юридическое и консалтинговое обеспечение, малое использование информационных технологий, отсутствие продуманных медиакампаний.
На сегодняшний день практически не контролируется использование биотехнологий, разного рода пищевых добавок в мясной, молочной, хлебобулочной промышленности. В результате этого страдает потребитель. Ведь чтобы разобраться в составе продукта, изучить всевозможные добавки с маркировкой «Е», в магазин с собой придется захватить как минимум медицинскую энциклопедию.
Консерванты, усилители вкуса и аромата, которых так много в столь популярных продуктах, вряд ли стоит считать полезными для организма человека. Альтернатива – покупать продукты у бабушки в деревне или у компаний, действительно заботящихся о качестве предлагаемого товара.
Выступившие на мероприятии местные товаропроизводители посетовали на жесткую конкуренцию на рынке молочной продукции. Некоторые из пришедших в страну транснациональных компаний предлагают потребителю широкий ассортимент дешевой продукции. Но вот есть ли в том же йогурте натуральные компоненты, если он не портится в течение нескольких месяцев? Всем понятно: чем короче срок хранения, тем качественнее товар. Однако тут вступает в игру еще один мощный фактор – реклама. У местных товаропроизводителей данная статья расходов значительно скромнее, нежели у транснациональных компаний. Соперничать здесь сложно, впрочем, разборчивый покупатель самостоятельно голосует кошельком и отдает предпочтение именно своему бренду.
Фаст-фуд с пеленок?
В мае прошлого года департамент АПК совместно с управлением Роспотребнадзора по Тюменской области проводил встречу с представителями переработки. Темой обсуждения стало обогащение местной продукции необходимыми микро-элементами для снижения заболеваемости населения региона. В мероприятии приняли участие сотрудники НИИ питания РАМН, которые рассказали об основных ошибках при потреблении пищи.
На прошедшем в среду обсуждении также не обошлось без компетентных мнений медицинских экспертов. С точки зрения главного детского эндокринолога области Елены Храмовой, недостаток тех или иных витаминов и микроэлементов приводит к развитию дефицитных состояний, будь то анемия, рахит у детей раннего возраста, нарушение минерализации костей, дефицит йода и сопряженные с ним заболевания. Некачественная еда и неправильные традиции питания, заложенные в семье, приводят к избыточной массе тела. Кстати, эта проблема сегодня становится актуальной не только для подростков, но и для детей дошкольного возраста. Если питание ребят в учебном заведении регламентировано санитарными нормами и правилами, то дома остается на усмотрение родителей. Однако взрослые сами зачастую не знают, что полезно ребенку. Ведь шоколадки и чипсы, которые оказываются в руках детей, дает им не кто иной, как заботливая мама или бабушка.
– За последние годы культура питания очень изменилась. Многие современные дети уже в три года знают на вкус, что такое картофель фри, чипсы и другой фаст-фуд, – отмечает главный педиатр Тюмени Надежда Казакевич. – Между тем культура питания – это рациональная здоровая еда, соответствующая каждому конкретному региону. Нужно просвещать население о принципах правильного питания. Только в этом случае наши дети будут предпочитать молоко газировке.
Резюмируя итоги работы коммуникационной площадки, участники мероприятия сошлись во мнении: надо не только информировать граждан о правилах здорового питания, но и приучать к изучению этикеток с составом того или иного продукта. Такая привычка поможет в будущем значительно сэкономить на таблетках…
Ждем ваших откликов по затронутой журналистом тематике.
---
Владимир ЧЕЙМЕТОВ,
заместитель губернатора, директор департамента
АПК Тюменской области:
– Продукция, произведенная на территории проживания человека, является наиболее полезной для здоровья. Могу с полной уверенностью сказать, что тюменские производители обеспечивают население качественными продовольственными товарами.
Ежегодно региональный агропромышленный комплекс увеличивает объемы производства и переработки продукции, улучшается упаковка, расширяется ассортимент.
Сегодня от 25 до 50 процентов в зависимости от вида товара вывозится за пределы субъекта. Выпускаемая продукция проходит лабораторный контроль на предприятиях, помимо этого Роспотребнадзор анализирует ее качество. Последние годы свидетельствуют, что местные производители стремятся к высоким стандартам.