Ждать нефти от каждой скважины
1 апреля – День геолога
В преддверии Дня геолога «Тюменская область сегодня» традиционно рассказывает читателям о людях этой романтической профессии. Сегодня наш герой – Владимир Руденко, начальник отдела геологоразведочных работ предприятия «ТНК-Уват» – посвятил геологии всю жизнь и на протяжении многих лет день за днем постигал тайны, которые хранит в себе Сибирская земля.
В эпицентре событий
Карьеру геолога Владимир Константинович начал в 1977 году. Высокий балл, с которым молодой геолог Руденко окончил Ухтинский индустриальный институт, позволял ему выбирать место работы, и вместе с женой Еленой он отдал предпочтение Главтюменьгеологии – организации, которая занималась разведкой полезных ископаемых на территории всей Западной Сибири. Место было престижным, попасть туда было сложно, ведь именно в Западной Сибири перед геологами и нефтяниками открывались большие профессиональные перспективы.
Кроме того, Руденко уже был знаком с работой Главка – в его структуре он проходил преддипломную практику в поселке Горноправдинске.
В Главтюменьгеологии молодых специалистов приняли радушно и сразу направили работать в Тарко-Сале, где в то время как раз имелось два вакантных места для геологов. Владимира назначили ведущим геологом районной инженерно-технической службы бурения Таркосалинской неф-тегазоразведочной экспедиции. В его обязанности входило присутствовать на скважине при проведении геофизических исследований: отборе керна, спуске направлений и эксплуатационной колонны, прочих процедурах.
– Работа «в поле» всегда вызывает особый интерес, – делится Владимир Константинович. – Одно дело, когда ты участвуешь в планировании и определяешь, в каком месте нужно закладывать скважину. Другое – когда приезжаешь на скважину и при тебе поднимают керн, а ты его принимаешь. Если он нефтенасыщенный, это сразу видно и всегда приятно. После работы на скважине геолог возвращался на базу, в поселок, вел необходимую для каждой скважины документацию и производил детальное описание керна.
Почему месторождение названо Радонежским?
Много было после этого экспедиций, в которые Руденко выезжал, работая в различных подразделениях Главтюменьгеологии. Ведь если скважина интересная, если она с большой вероятностью обещает открытие нового месторождения, ее хочется увидеть своими глазами.
– Когда испытываешь скважину и при тебе получают первый фонтан нефти, ты причисляешь себя к первооткрывателям месторождения, – говорит Владимир Константинович. – Так, например, на севере считаю «своим» Восточно-Тарасовское месторождение, а на юге Тюменской области – Нижне-Кеумское и Радонежское. Последнему я дал название в день святого Радонежа, его открыли 8 октября 2000 года.
За годы профессиональной деятельности Владимир Руденко занимал руководящие посты в организациях, занимающихся геологоразведкой. Бок о бок с ним трудилась жена. Дважды Владимиру Константиновичу пришлось поработать во властных структурах, но и здесь – по специальности. В 1987–88 годах он работал в Тюменском обкоме партии инструктором отдела нефтяной, газовой промышленности и геологии, а в 1992–93 возглавлял отдел лицензирования и квотирования комитета внешнеэкономических связей в администрации Тюменской области.
От любимой работы не устают!
Сыновья Владимира Руденко не пошли по протоптанной родителями-геологами стезе. Старший сын получил образование по специальности «Автоматизация систем управления» и ведет научную деятельность в Тюменском государственном нефтегазовом университете, а младший выбрал финансовую специализацию и сегодня занимается инновационным развитием региона в правительстве Тюменской области.
Отец не настаивал на том, чтобы дело жизни ребят было таким же, как у него. Вспоминает, что сам выбирал профессию легко: о том, чтобы быть геологом, не мечтал – собирался стать летчиком, но вместо постижения небесных высот решил заняться изучением земных глубин. Выбор пал на другую романтическую профессию – геологию, и в ней Владимир Руденко не разочаровался ни на минуту. Признается, что интерес к разведке недр у него до сих пор не угас:
– Когда намечаются планы геологоразведочных работ, специалисты корпоративного центра ТНК-ВР, ООО «ТНК-Уват» и Тюменского нефтяного научного центра от каждой поисковой скважины ожидают открытия нового месторождения. Знаем, что оправдываются эти ожидания лишь в 60 процентах случаев, но надежда сохраняется до последнего. В этом и есть романтика профессии геолога.
Большой разницы между геологоразведкой тех лет и наших дней Владимир Константинович не видит. Разве что теснее стало взаимодействие с нефтяниками: «Во времена существования Главтюменьгеологии и Главтюменнефтегаза геологи занимались исключительно разведкой недр, подсчетом запасов и постановкой их на баланс. Когда месторождение было открыто, оно передавалось в нефтяную промышленность, приходили нефтяники, бурили эксплуатационные скважины и производили добычу. А сейчас недропользователь, получив от государства лицензионный участок, занимается и поиском, и подсчетом запасов, и разработкой, и эксплуатацией. Такой симбиоз существует и в «ТНК-Уват»».
На протяжении всей своей профессиональной деятельности Владимир Константинович сумел сохранить искренний интерес к делу, которым занимается. Поэтому, отметив в феврале текущего года 60-летний юбилей, не задумался о том, чтобы уйти на пенсию: от любимой работы не устают!