Собрать злато со злаков
В новом аграрном сезоне местные производители нацелены на глубокую переработку зерна
Прошлогодняя урожайная осень отразила назревшую в регионе необходимость в увеличении производства не только муки, но и круп. Это позволит расширить внутренний рынок сбыта зерна, что сделает работу хозяйств более прибыльной и позволит развиваться перерабатывающим комбинатам.
Пшеничная, ячневая, перловая крупы, овсяные хлопья стоят на полках тюменских магазинов в ярких упаковках узнаваемых марок алтайских, челябинских, санкт-петербургских производителей. Они обеспечивают регион крупами, хотя в их продукции есть доля зерна, выращенного на тюменских полях.
Заинтересовать аграриев
Ялуторовский комбинат хлебопродуктов ООО «Юнигрэйн» развивает несколько направлений деятельности. Основное – производство пшеничной муки и манной крупы (110 тонн в сутки). Отруби, полученные в результате переработки зерна, реализуются личным подсобным хозяйствам. Работает элеватор, комбикормовый цех. Компания не только перерабатывает, но и транспортирует зерно, закуп-ленное у крестьян, практически во все регионы страны. Спрос на зерновые высокий даже внутри Уральского региона. Но наибольший объем поставок идет в центральную и северо-западную части России.
– Производители соседних сельскохозяйственных регионов имеют пятидесятипроцентную дотацию из федерального бюджета на железнодорожные перевозки. В Тюменской области такой льготы нет. Поэтому нам труднее конкурировать на рынке. Например, омские и алтайские компании везут муку и крупы на Тюменский север. Омск находится дальше, чем Ялуторовск, но доставка продукции омичам обходится значительно дешевле, чем нам, – говорит генеральный директор Ялуторовского комбината хлебопродуктов Юрий Толпеев.
В минувшем году на комбинате проведена реконструкция крупоцеха. Здесь производят хлопья и крупы изо ржи, пшеницы, ячменя и овса, выращенных тюменскими хозяйствами. Нынче планируют довести выпуск крупы и хлопьев до 80 тонн в сутки.
– Работаем в основном на местном сырье. Но испытываем недостаток ржи, хозяйства ее выращивают мало, – признается Олег Григорук, первый заместитель генерального директора ООО «Юнигрэйн». – Требуется качественный продовольственный и голозерный овес, из него получается хороший продукт и закупочная стоимость выше. Но поскольку раньше не было рынка сбыта, то сельхозпроизводители нацелены на выращивание фуражного овса. Ведем с ними переговоры, надеемся заинтересовать.
Перед полевым сезоном здесь намерены заключить долгосрочные контракты с хозяйствами по выращиванию продовольственного овса.
Предприятие поставляет крупы оптом партнерам в Челябинск и Санкт-Петербург. Они расфасовывают их в фирменные упаковки и под своим брэндом везут продукцию в торговые сети Тюменской области и других регионов.
– Пока вынуждены работать с крупными оптовиками, – говорит Юрий Толпеев. – Конечно, при транспортировке на дальние расстояния в разы вырастает конечная стоимость товара. Поэтому задача любого производителя – доставлять готовый продукт до конечного потребителя. Она есть и в наших планах. С мая 2011 года фасуем муку в бумажные пакеты, продаем в розницу в Ялуторовске, выходим на Тюмень. Фасовку крупы нынче не осилим. Да и работать с торговыми сетями сложно. Возможно, будем рассыпать крупы в упаковку партнеров, чтобы они продолжали распространять нашу продукцию в регионе. Внедрять свой бренд пока не планируем.
Подтянуться в маркетинге
Производством и фасовкой широкого ассортимента круп в Тюменском районе более 10 лет занимается индивидуальный предприниматель Светлана Запайщикова, владеющая торговой маркой «Христофор». Перерабатывается как зерно с тюменских полей – овес, пшеница, рожь, так и привезенное из Курганской области, Алтайского, Краснодарского краев.
Местное сырье
составляет в производстве около 60 процентов. По гречихе работают с иногородними партнерами, по рису – с дальним зарубежьем. Например, тюменский предприниматель финансово поддерживает хозяйства Алтайского края, которые выращивают для него гречиху. Собранное сырье перерабатывается также на алтайских заводах. А дорабатывается и фасуется в собственном цехе. По этой же схеме идет сотрудничество с Саратовской, Ростовской, Пензенской областями по просу. Производство налажено и укомплектовано оборудованием. Но, по признанию руководителя, на сегодняшний день потенциал предприятия используется лишь на
20 процентов.
– Конкуренцию с крупными производителями из других регионов не выдерживаем. У них сильный состав менеджеров, знающих, как работать с торговыми сетями, имеющих бонусные и маркетинговые стратегии, – рассказывает Светлана Запайщикова. – В этом им уступаем и войти в крупные гипермаркеты не можем, хотя цена на нашу продукцию на 20 процентов ниже. Местные оптовики-закупщики видят в нас конкурентов и не хотят продвигать нашу марку в регионе. Поэтому снизили объем производства.
О сбыте задумываются и ишимские аграрии. Так в феврале в агрофирме «Колос» открыт цех по производству круп мощностью тонна крупы в час. Предприятие перерабатывает ячмень, пшеницу и горох. Продукцию, расфасованную под собственной маркой, на первых порах будут отдавать для реализации регио-нальным оптовикам. Возможно, у хозяйства вскоре появится торговый дом, который займется ее распространением.
– Планируем держать ценовую конкуренцию с алтайскими и кубанскими производителями. Стоимость крупы ниже завозной, так как она из выращенного нами зерна, – рассказывает генеральный директор агрофирмы Людмила Богданова. – Но опасаемся, что в конечном итоге торговые сети поставят единую розничную цену и на наш товар. Постараемся, чтобы ишимская крупа попала в местные магазины. Если дело хорошо пойдет, займемся переработкой гречихи и овса. Семена гречихи уже готовы к посевной.
Для России и Европы
Интерес к тюменскому зерну проявляют не только отечественные, но и зарубежные переработчики. По словам генерального директора Ялуторовского комбината хлебопродуктов, одна из задач, которую ставят перед предприятием инвесторы, – продажа высокомаржинальных круп и хлопьев европейским компаниям. Новая технологическая линия крупоцеха позволяет выпускать овсяные и пшеничные хлопья, популярные в рационе современного человека, – цельные и резанные, требующие и не требующие варки. Они идут для каш быстрого приготовления, мюсли и сухих завтраков.
– Вышли на европейские компании «Юнайтед Бейкерс», «Нестле», «Нордик». Они предъявляют очень высокие требования к качеству сырья, – отмечает Юрий Толпеев. – Чтобы поставлять им продукцию, необходимо пройти несколько аудитов. По пшеничной и овсяной муке их осуществили. Готовимся к аудиту крупяного производства. Интерес к сотрудничеству у европейских производителей высокий.
Одной из главных задач региональной власти остается обеспечение продовольственной безопасности. На территории области уже несколько лет действует проект «Покупаем тюменское!». И, по оценкам экспертов, жители городов и сельских поселений действительно отдают предпочтение натуральной продукции местных производителей. Если к ней добавится широкий ассортимент качественных круп, то каши станут еще более любимым блюдом в семьях тюменцев.