Спектакль на доверии и… страусиных перьях
На фоне фотовыставки в память о Владимире Высоцком снимается… «ангажементовское семейство». В роли папы – худрук Леонид Окунев. В роли названного брата – его коллега по столичным киноработам, а здесь – во второй раз приглашенный режиссер Камиль Тукаев. Актеры в это время за стеной – на сцене. Отмаялись… Несколько минут назад они показали журналистам отрывочек из премьерного спектакля «Вино любви» (по такому «сценарию» пресс-конференции в местных храмах Мельпомены не проводили давненько). Теперь дело за обсуждением, обменом мнениями, выуживанием постановочных подробностей.
Фундамент спектакля – рассказы титулованного короля смеха дореволюционной России Аркадия Аверченко. Это потом, через кровавые месяцы, эмигрировав в Чехословакию, он будет кормиться жесткой, желчной сатирой. До нее же вволю иронизирует, объединив лучшие перья страны в журнале «Сатирикон». Инсценировку театр «Ангажемент» взял у Георгия Цхвиравы – главного режиссера Омского драматического театра. Естественно, подобный спектакль идет в том городе. Еще – в Воронеже, Самаре. В Тюмени о нем узнают под названием «Вино любви» – придумано коллективом, в нем же останется.
Премьера, что делается полтора месяца, – набор коротких скетчей или же несколько накрепко сшитых страниц одного альбома. Все они держатся на актерской харизме. В постановке занято 14 человек. У каждого – свой отрывок. Но «пятерка» интересных личностей присутствует на сцене постоянно. А связывает всех… тапер.
Декорации не скудные. И откуда им, собственно, взяться, если за дело берется художник Алексей Паненков?! Правда, сценографическую идею этого спектакля он родил вместе с режиссером Камилем Тукаевым. На репетиции журналистам показали несколько больших табуретов (они же миниатюрные столики). На самом деле их 28 штук!
Фишка спектакля – живой оркестр из актеров (профессиональный музыкант только один – Евгений Ибатулин). Они играют и поют. Песню «Вино любви», например, которая обычно притягивает хороших исполнителей – Петра Лещенко, Евгению Смольянинову, Александра Скляра. Особенно хороша в эти минуты Яна Швеина. В театре она работает недавно, зато как открывается в музыкальные минуты! Еще одна фишечка – многословность. Да, в этом спектакле актерам предстоит работать усиленно. Еще бы: столько диалогов!..
Смех здесь очень тонкий, прозрачный. Высокий, я бы сказала. А то, к чему привыкла современная молодежь, – юмор ниже пояса – схо-дит на нет. Значит, пора возвращаться к иронии начала XX века. Тогда она была изящной, но не без прямого попадания в цель.
Костюмы отсылают к началу великого и ужасного XX века. На барышнях – соответствующие дореволюционной моде платья. В волосах – страусиные перья (за ними Окуневу и Тукаеву пришлось выбираться на ферму). Одежда мужчин похожа на ту, в которой можно выехать на… охоту. Так и есть: дамы – голубки, кавалеры – охотники. Сами же скетчи, да презентованные широкой публике уже накануне 8 Марта, – про любовь, страсть и их пограничные состояния. Вот такой подарок милым женщинам к праздничку!
…Во второй раз в Тюмень Камиль Тукаев спешил не случайно. С гордостью режиссер говорит о явном плюсе театра «Ангажемент». Это молодые актеры, которые хотят работать и оказывают большой кредит доверия.
«У меня же к ним внимательность. Понимаю, что отвечаю не только за конечный результат спектакля, но и в некотором роде за судьбы ребят. Сейчас их судьбы – это спектакли. Хочется, чтобы роли, которые им предлагаю, украсили их творческую жизнь!» – подытожил встречу с тюменскими журналистами не тюменский режиссер. И побежал к молодежи, которую хлебом не корми – дай потерзать свои и чужие сердца...