Чтобы покупка стала удачной
Всего два десятилетия, а именно с 7 февраля 1992 года, когда был принят Закон «О защите прав потребителей», россияне имеют возможность приобретать товары или получать услуги надлежащего качества, безопасные для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. От ситуации с правами потребителей во многом зависит качество жизни населения...
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
Всего два десятилетия, а именно с 7 февраля 1992 года, когда был принят Закон «О защите прав потребителей», россияне имеют возможность приобретать товары или получать услуги надлежащего качества, безопасные для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. От ситуации с правами потребителей во многом зависит качество жизни населения.
Короткая прогулка корреспондентов издания по тюменским магазинам показала, что покупатели осведомлены о правах потребителей, хотя и не во всех случаях спешат немедленно о них заявить.
Пенсионер Александр Рачев, например, предпочитает просто обходить стороной торговые точки, в которых довелось купить некачественные продукты или столкнуться с невнимательным отношением, если у него возникали вопросы. Получение информации о товаре, напомним, также входит в перечень прав потребителей.
– Особенно неудобно в огромных торговых центрах, которых сейчас множество, – говорит Александр Самойлович. – Сотрудники ходят туда-сюда и передают тебя от одного к другому. В конце концов отправляют к продавцу. А там надо выстоять очередь, задать ей вопрос, она идет с тобой и ищет необходимый товар. Это же столько времени теряется! Поэтому я стараюсь ходить в небольшие
магазины, там все проще. Пожилым людям действительно проще – их интересуют прежде всего продовольственные товары.
Менеджер Людмила Кичина, по ее словам, с ущемлением потребительских прав сталкивалась не раз. Спорные ситуации случались в ресторанах, в туристических поездках. Другое дело, что разрешать конфликт нужно конструктивно, закатывать скандал на весь магазин – это не выход.
– Просто у русских людей своеобразная психология, – отмечает Людмила. – Даже обнаружив дома низкое качество товара, многие предпочитают не выносить сор из избы: мол, не возвращаться же в магазин и позориться. Мне приходилось возвращаться, не вижу в этом ничего зазорного. Отношение со стороны продавцов тоже разное. Некоторые отказываются принимать товар, хотя потом выясняется, что такие случаи уже были. Но если подходить без крика и ругани, то общий язык найти можно.
Заведующая магазином «Русский каравай» № 134 Светлана Круглова, проработавшая в торговле почти 20 лет, также считает, что при взаимном терпении, понимании и уважении проблем в общении продавцов и покупателей возникать не должно. По ее наб-людениям, правовая грамотность потребителей растет, но нередки случаи, когда клиенты переступают грани разумного.
– Мы исходим из принципа: покупатель всегда прав, стараемся сглаживать углы, даже если это не так, – признается Светлана Владимировна. – Я, например, начинала работать на хлебокомбинате и могу подробно рассказать о хлебобулочных изделиях. По другим товарам все зависит от того, как нас проинформируют поставщики. Покупатель любит доброкачественную продукцию, мы стараемся посоветовать ему лучшее.
Тема защиты прав потребителей в последние годы вполне обоснованно перекликается с вопросами качества жизни. В этом плане Тюменская область демонстрирует хорошие показатели. Так, по словам заместителя губернатора региона Сергея Дегтяря, на потребительском рынке сохранилась положительная динамика темпов роста розничной торговли.
В 2011 году область впервые преодолела порог торгового оборота в 200 миллиардов рублей. Причем увеличение показателя произошло за счет роста потребления непродовольственных товаров, а не продуктов питания, как это было ранее. Факт, наглядно свидетельствующий об экономической стабильности в регионе, улучшении благосостояния его жителей.
---
компетентно
Галина ШАРУХО,
начальник управления Роспотребнадзора
по Тюменской области:
– В условиях развития экономики, рыночных отношений и потребительского рынка возникают риски и угрозы интересам всех его участников. Поэтому органы и организации, осуществляющие защиту прав потребителей Тюменской области, считают приоритетным в своей работе совершенствование существующих механизмов государственной и общественной защиты соответствующих прав граждан, а также повышение правовой грамотности населения.
Поскольку от того, насколько потребитель информирован о своих правах и способах их защиты, зависит в конечном итоге его благополучие, благополучие региона и страны в целом. Именно на обеспечение этого благополучия направлена деятельность в области защиты прав потребителей Тюменского региона.