Любая находка – колоссальная радость
В 2015-м году мир отметит 200-летний юбилей Петра Ершова – блистательного сибирского самородка. В то же время исполнится четверть века, как наш ишимский ершововед Татьяна Савченкова неустанно путешествует по городам и весям, по крупицам собирая «портрет писателя» и максимально раскрывая все грани его творческой личности. – Как занятие ершововедением расширило круг вашего профессионального общения? Кого считаете единомышленниками?
– Познакомилась с питерским кинорежиссером, заслуженным деятелем искусств и культуры РФ Константином Артюховым, доктором филологических наук, профессором Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Вячеславом Кошелевым. Поддерживают и всячески помогают ишимские ученые-исследователи, друзья... Неравнодушными остаются и родственники Ершова. Например, его праправнучка Алла Ранская, которая живет в Америке, прочитав в моей монографии письмо внучки Ершова Ольги Владимировны Ершовой, адресованное ершововеду Виктору Уткову, «зацепилась» за московскую правнучку сказочника Нину Венедиктовну Берникову-Атабек. А через Интернет нашла и трех ее дочерей: Татьяну, Альфу и Бэту. С ними мы недавно встретились в Москве. – Какие они, кровинки Пет-ра Павловича? – Каждая из праправнучек по-своему замечательна. Старшая Татьяна Репина прошла всю войну, была ранена, после сороковых занялась детской психологией, защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Бэта Атабек – физик-ядерщик. Альфа замечательно поет. Все они добрые, открытые люди. Дочь Бэты Валентина работает в литературном музее Маяковского. Ее дети Саша, Федя, Дуня и муж Александр встретили нас как родных. Они великолепно исполняют частушки, ездят в фольклорные экспедиции, участвуют в международных фольк- лорных конкурсах. Дуня играет на гудке – это однострунный народный инструмент... Была поражена и приятно удивлена: моя книга помогла расширить родословное ершовское древо! – Татьяна Павловна, в книге вам удалось оживить эпоху Пушкина, Ершова, Менделеева.
Что бы из ценностей XІX века хотели перенести в XXІ? – Прежде всего семейственность! Ершов был религиозным человеком, говорил, что его спасла религия... И любовь к родине. Любовь к Сибири он пронес через всю жизнь, сознательно вернувшись после окончания Петербургского университета в Тобольск, где и занимался воспитанием детей. – Над чем сегодня работаете? – Над летописью жизни Ершова. Сожалею об утрате его архива и отсутствии рукописей. – Хочется пожелать вам успехов, везения и здоровья для новых открытий! – Пожелайте еще плодо-творной работы в тобольском и московских архивах. Чтобы сказать новое о Ершове, найти «крупицу» неизвестного, надо «пахать»: ездить, вникать, сопоставлять. Все это требует умственных и физических усилий. В то же время любая находка – колоссальная радость!