Тюменская педагогика: традиции и новаторство
«Мир стареет в былых надеждах, но сегодня, как и вчера, на плечах эту землю держат и несут на себе мастера!» - это трогательное послание Роберта Рождественского мне хочется посвятить учителям, а адресовать огромному сообществу людей. Да, все мы своей славной или заковыристой судьбой и счастьем-несчастьем, в общем, тем, что имеем в настоящем и с чем полетим в будущее, в какой-то степени обязаны именно им...
Кому-то не везло на школьных наставников, зато они находили поддержку вне стен учебного заведения, а потом в университете, где самостоятельность и неординарность со знаком плюс только приветствуются. А кто-то настолько влюблялся в первую учительницу, что через годы вел к ней собственных чад и был благодарен и чуток. Совсем без педагогов ну никак: бытие наше устроено таким образом, что одни учатся у других - идейных вдохновителей, опоры стержневой, а затем сами становятся преподавателями житейских дисциплин.
Ежегодно в августе в Тюменской области проходит колоссальная по масштабу педагогическая конференция. Не возмущайтесь: мол, на дворе давно не лето... Я вот к чему: на каждом таком форуме формулируются и выдвигаются предложения, по которым регио- нальной системе образования жить как минимум ближайшие 12 месяцев. На последней встрече в залах Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа, естественно, обсуждали проект Закона «Об образовании в Российской Федерации» (примут в 2013 году), его добрососедские отношения с национальной инициативой «Наша новая школа» и вошедшее в моду словосочетание «ФГОС нового поколения».
Так или иначе, а разговор тогда свелся к... личности учителя. Чиновники задавали провокационные вопросы: «С кем проводить реформы? Как научить учителя?» Услышав их, кто-то бросился составлять список качеств, которыми необходимо обладать суперклассному наставнику. А может, педагог всего лишь должен относиться к своей работе как к призванию, нуждаться во взаимообогащающем общении с детьми как в воздухе?! Глава 5 законопроекта посвящена как раз учителям. Государство признает их особый статус и «создает условия для осуществления профессиональной деятельности». Заявлен и механизм поддержки - заработная плата «не ниже средней зарплаты работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация». По мнению Надежды Суртаевой, профессора кафедры социальной педагогики государственного педагогического университета имени Герцена, заведу- ющей лабораторией инноватики и управления педагогическим образованием РАО «Институт педагогического образования», эти пункты нужно держать на контроле.
Правительству Тюменской области удалось устроить на улице учителей финансовый праздничек. С 1 июня 2011 года их доходы выросли на 6,5 процента, а еще через три месяца на 22 процента. С января нового года только в нашем регионе воспитателям, педагогическим работникам, учебно-вспомогательному и младшему обслуживающему персоналу дошкольных учреждений в виде стимулирующего фактора стали выплачивать по тысяче рублей - тоже неплохо. Итак, если в начале 2011-го средняя зарплата педагогов в области составляла 14 тысяч рублей, а средняя по экономике региона - 22 тысячи, то по итогам сентября первую удалось подтянуть примерно на 5 тысяч. Сейчас она гораздо выше. В прогнозах на текущий год заявлена средняя зарплата учителей, равная 26 тысячам рублей. В качестве денежной помощи учителям, проработавшим в школах не менее десяти лет, назовем и субсидии на приобретение жилья (400 тысяч рублей и по 100 тысяч на каждого ребенка в возрасте до 23 лет), и кредит в миллион рублей под один процент. Для молодых специалистов же предусмотрена компенсация расходов по найму жилья.
Кстати, отдельная статья по молодым педагогам на августовской конференции только предлагалась... Не прошло и полгода, как она появилась и добротно исполняется. Живет и здравствует межрегио-нальная ассоциация молодых педагогов. Для новичков в профессии в минувшем январе стартовал конкурс мастерства «Педагогический дебют» (это своего рода путевка на серьезное состязание «Педагог года»). А сколько классных и интересных курсов предлагает ТОГИРРО! По мнению проректора Марины Кусковой (его она озвучила там же - на августовской встрече), чтобы храмы знаний получили хороших специалистов, умеющих к тому же составлять качественные программы обучения, после получения диплома их нужно поддерживать «методически». А ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат посоветовала непрерывно совершенствовать учительский корпус.
Это не только систематическое повышение квалификации, но и профессиональные соревнования. Они - и неформальная площадка по обмену опытом, и отдушина, и возможность сорвать с неба самые яркие звезды. Нынешней весной конкурсу «Педагог года» исполнится 21 год. Целая жизнь! За этот временной отрезок и область, и Россия узнали и хорошо запомнили массу замечательных имен: Лидия Русакова, Марианна Чуйкова, Ольга Ковалева, Олег Цвырко, Елена Володина, Константин Лупиков, Ольга Редина, Марина Кормина... Для специалистов дошкольного сектора придуман «Креатив-фестиваль», для тех, кто трудится в дополнительном образовании, - форум «Сердце отдаю детям». Наша газета тоже присоединилась к поиску и поддержке талантливых учителей, проведя конкурсы «Моя классная - самая классная» и «Вот такой учитель!». Последний касался только наставников-мужчин. А они, как оказалось, еще есть в тюменских школах и особо ценимы учениками.
...Мне искренне радостно за учителей региона. Дело не только в зарплатных добавках. С кем бы я ни встретилась по долгу службы, все говорят, что ежеутренне в храмы знаний их «зовут» прежде всего мальчишки и девчонки, ради которых стоит жить и совершенствоваться, в которых интересно воспитывать сам дух! Только образованные, творческие, совершенные, незапрограммированные педагоги могут добиваться успехов и делать успешными своих птенцов - ребят всех возрастов. Нужно непременно сделать так, чтобы вновь, как много десятилетий назад, учителя стали непревзойденными лидерами российского общества!
Компетентно
Андрей СТЕПАНОВ,
директор городского департамента образования:
- Победителями Всероссийского конкурса «О денежном поощрении лучших учителей» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» стали три педагога: Светлана Авилова из школы 88, Ольга Золотарева из гимназии 49, Светлана Острижняя из гимназии ТюмГУ. В одном из самых престижных конкурсов профмастерства «Учитель года - 2011» на городском этапе лучше всех была Ольга Золотарева - учитель английского языка, директор гимназии 49. Победителем областного этапа конкурса стала учитель биологии Марина Кормина из школы 70. Она замечательно представила Тюменскую область и в Москве!
Любовь Экки, учитель физической культуры из начальной школы - детского сада 82, - лидер регионального этапа II Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2011» и участница финального этапа, прошедшего в Йошкар-Оле.
мнения
Жумабек ОСИПОВ,
восьмиклассник Юргинской специальной коррекционной школы-интерната восьмого типа:
- Три месяца со мной занималась воспитатель Наталья Михайловна Сорочинская. С ее помощью научился делать украшения из бисера, шить и вязать - не думайте, что это только для девчонок!
Владимир ПЕТЕЛИН,
десятиклассник ялуторовской школы 1:
- В олимпиаде по технологии участвовал три раза. В этом году на финальном этапе защищал проект по подсвечнику из дерева. Из шести призерских мест наша школа забрала четыре! Это учитель Николай Геннадьевич Усольцев натренировал!
Татьяна ЯРЦЕВА,
одиннадцатиклассница Суерской школы Упоровского района:
- В межпредметной олимпиаде выполняла задания по немецкому языку. Хорошее знание иностранного помогло получить второе место. Такой успех у меня впервые! За все спасибо преподавателю Вере Павловне Крафт.