Тюменская педагогика: традиции и новаторство
«Мир стареет в былых надеждах, но сегодня, как и вчера, на плечах эту землю держат и несут на себе мастера!» - это трогательное послание Роберта Рождественского мне хочется посвятить учителям, а адресовать огромному сообществу людей. Да, все мы своей славной или заковыристой судьбой и счастьем-несчастьем, в общем, тем, что имеем в настоящем и с чем полетим в будущее, в какой-то степени обязаны именно им...
Кому-то не везло на школьных наставников, зато они находили поддержку вне стен учебного заведения, а потом в университете, где самостоятельность и неординарность со знаком плюс только приветствуются. А кто-то настолько влюблялся в первую учительницу, что через годы вел к ней собственных чад и был благодарен и чуток. Совсем без педагогов ну никак: бытие наше устроено таким образом, что одни учатся у других - идейных вдохновителей, опоры стержневой, а затем сами становятся преподавателями житейских дисциплин.
Ежегодно в августе в Тюменской области проходит колоссальная по масштабу педагогическая конференция. Не возмущайтесь: мол, на дворе давно не лето... Я вот к чему: на каждом таком форуме формулируются и выдвигаются предложения, по которым регио- нальной системе образования жить как минимум ближайшие 12 месяцев. На последней встрече в залах Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа, естественно, обсуждали проект Закона «Об образовании в Российской Федерации» (примут в 2013 году), его добрососедские отношения с национальной инициативой «Наша новая школа» и вошедшее в моду словосочетание «ФГОС нового поколения».
Так или иначе, а разговор тогда свелся к... личности учителя. Чиновники задавали провокационные вопросы: «С кем проводить реформы? Как научить учителя?» Услышав их, кто-то бросился составлять список качеств, которыми необходимо обладать суперклассному наставнику. А может, педагог всего лишь должен относиться к своей работе как к призванию, нуждаться во взаимообогащающем общении с детьми как в воздухе?! Глава 5 законопроекта посвящена как раз учителям. Государство признает их особый статус и «создает условия для осуществления профессиональной деятельности». Заявлен и механизм поддержки - заработная плата «не ниже средней зарплаты работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация». По мнению Надежды Суртаевой, профессора кафедры социальной педагогики государственного педагогического университета имени Герцена, заведу- ющей лабораторией инноватики и управления педагогическим образованием РАО «Институт педагогического образования», эти пункты нужно держать на контроле.
Правительству Тюменской области удалось устроить на улице учителей финансовый праздничек. С 1 июня 2011 года их доходы выросли на 6,5 процента, а еще через три месяца на 22 процента. С января нового года только в нашем регионе воспитателям, педагогическим работникам, учебно-вспомогательному и младшему обслуживающему персоналу дошкольных учреждений в виде стимулирующего фактора стали выплачивать по тысяче рублей - тоже неплохо. Итак, если в начале 2011-го средняя зарплата педагогов в области составляла 14 тысяч рублей, а средняя по экономике региона - 22 тысячи, то по итогам сентября первую удалось подтянуть примерно на 5 тысяч. Сейчас она гораздо выше. В прогнозах на текущий год заявлена средняя зарплата учителей, равная 26 тысячам рублей. В качестве денежной помощи учителям, проработавшим в школах не менее десяти лет, назовем и субсидии на приобретение жилья (400 тысяч рублей и по 100 тысяч на каждого ребенка в возрасте до 23 лет), и кредит в миллион рублей под один процент. Для молодых специалистов же предусмотрена компенсация расходов по найму жилья.
Кстати, отдельная статья по молодым педагогам на августовской конференции только предлагалась... Не прошло и полгода, как она появилась и добротно исполняется. Живет и здравствует межрегио-нальная ассоциация молодых педагогов. Для новичков в профессии в минувшем январе стартовал конкурс мастерства «Педагогический дебют» (это своего рода путевка на серьезное состязание «Педагог года»). А сколько классных и интересных курсов предлагает ТОГИРРО! По мнению проректора Марины Кусковой (его она озвучила там же - на августовской встрече), чтобы храмы знаний получили хороших специалистов, умеющих к тому же составлять качественные программы обучения, после получения диплома их нужно поддерживать «методически». А ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат посоветовала непрерывно совершенствовать учительский корпус.
Это не только систематическое повышение квалификации, но и профессиональные соревнования. Они - и неформальная площадка по обмену опытом, и отдушина, и возможность сорвать с неба самые яркие звезды. Нынешней весной конкурсу «Педагог года» исполнится 21 год. Целая жизнь! За этот временной отрезок и область, и Россия узнали и хорошо запомнили массу замечательных имен: Лидия Русакова, Марианна Чуйкова, Ольга Ковалева, Олег Цвырко, Елена Володина, Константин Лупиков, Ольга Редина, Марина Кормина... Для специалистов дошкольного сектора придуман «Креатив-фестиваль», для тех, кто трудится в дополнительном образовании, - форум «Сердце отдаю детям». Наша газета тоже присоединилась к поиску и поддержке талантливых учителей, проведя конкурсы «Моя классная - самая классная» и «Вот такой учитель!». Последний касался только наставников-мужчин. А они, как оказалось, еще есть в тюменских школах и особо ценимы учениками.
...Мне искренне радостно за учителей региона. Дело не только в зарплатных добавках. С кем бы я ни встретилась по долгу службы, все говорят, что ежеутренне в храмы знаний их «зовут» прежде всего мальчишки и девчонки, ради которых стоит жить и совершенствоваться, в которых интересно воспитывать сам дух! Только образованные, творческие, совершенные, незапрограммированные педагоги могут добиваться успехов и делать успешными своих птенцов - ребят всех возрастов. Нужно непременно сделать так, чтобы вновь, как много десятилетий назад, учителя стали непревзойденными лидерами российского общества!
Компетентно
![](http://tumentoday.ru/wp-content/uploads/2012/02/032_9-2.jpg)
Андрей СТЕПАНОВ,
директор городского департамента образования:
- Победителями Всероссийского конкурса «О денежном поощрении лучших учителей» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» стали три педагога: Светлана Авилова из школы 88, Ольга Золотарева из гимназии 49, Светлана Острижняя из гимназии ТюмГУ. В одном из самых престижных конкурсов профмастерства «Учитель года - 2011» на городском этапе лучше всех была Ольга Золотарева - учитель английского языка, директор гимназии 49. Победителем областного этапа конкурса стала учитель биологии Марина Кормина из школы 70. Она замечательно представила Тюменскую область и в Москве!
Любовь Экки, учитель физической культуры из начальной школы - детского сада 82, - лидер регионального этапа II Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2011» и участница финального этапа, прошедшего в Йошкар-Оле.
мнения
![](http://tumentoday.ru/wp-content/uploads/2012/02/032_9-3.jpg)
Жумабек ОСИПОВ,
восьмиклассник Юргинской специальной коррекционной школы-интерната восьмого типа:
- Три месяца со мной занималась воспитатель Наталья Михайловна Сорочинская. С ее помощью научился делать украшения из бисера, шить и вязать - не думайте, что это только для девчонок!
![](http://tumentoday.ru/wp-content/uploads/2012/02/032_9-4.jpg)
Владимир ПЕТЕЛИН,
десятиклассник ялуторовской школы 1:
- В олимпиаде по технологии участвовал три раза. В этом году на финальном этапе защищал проект по подсвечнику из дерева. Из шести призерских мест наша школа забрала четыре! Это учитель Николай Геннадьевич Усольцев натренировал!
![](http://tumentoday.ru/wp-content/uploads/2012/02/032_9-5.jpg)
Татьяна ЯРЦЕВА,
одиннадцатиклассница Суерской школы Упоровского района:
- В межпредметной олимпиаде выполняла задания по немецкому языку. Хорошее знание иностранного помогло получить второе место. Такой успех у меня впервые! За все спасибо преподавателю Вере Павловне Крафт.