Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Всегда выбирайте трудный путь – вы не встретите конкурентов

Общество, 01:18, 27 января 2012,
Слушать новость
Всегда выбирайте трудный путь – вы не встретите конкурентов. .

Гостем клуба «От первого лица» стал исполнительный директор ОАО «Тюменский Дом печати», президент общественной организации «Союз полиграфистов Тюменской области» Лев Нежданов


Интерактивный клуб «От первого лица» редакции газеты «Тюменская область сегодня» продолжил работу. С сентября 2008 года состоялось 55 заседаний, в которых принимали участие руководители органов власти региона, промышленных предприятий, общественных организаций, спортсмены, артисты.
Гостями редакции становились глава региона Владимир Якушев, областной прокурор Владимир Владимиров, космонавт Александр Скворцов, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов и многие другие известные персоны.
В связи с тем, что в январе профессиональный праздник работников средств массовой информации – День российской печати, первым участником проекта в наступившем 2012 году стал исполнительный директор ОАО «Тюменский Дом печати» Лев Нежданов, который рассказал о перспективах развития полиграфической отрасли, ответил на многочисленные вопросы журналистов и читателей.
Александр Скорбенко:
– Лев Алексеевич, возглавляемое вами предприятие ОАО «Тюменский Дом печати» в декабре 2011 года признано «Типографией года» за лучшее полиграфическое исполнение книг. Успех закономерен?

– Не совсем верная информация. «Типографией года»  признана типография из Вероны (Италия), что считаю не совсем правильным, поскольку конкурс региональный.  Тюменский Дом печати получил диплом в номинации «Лучшая корпоративная книга» за издание о Тюменском судостроительном заводе под названием «Завод-труженик, завод-воин».

Книга выпущена по инициативе городского совета ветеранов. Оценивалось не только полиграфическое исполнение, но и содержательная часть. В работе над изданием ставили задачу показать крупнейшее предприятие Тюменской области, на котором одновременно работало до пяти тысяч человек. Завод трудился во время Великой Отечественной войны, вносил вклад в развитие экономики после Победы.

Над изданием книги работали два года, поддержку оказала администрация Тюмени, правительство региона. На мой взгляд, книга ценна как краеведческое издание, тираж составляет тысячу экземпляров, уже сейчас ее трудно найти.

Раиса Ковденко:
– Лев Алексеевич, вы представитель известной династии Неждановых, расскажите о вашей семье.

– Я женат, воспитываем двоих детей. Старший сын – студент первого курса факультета международных отношений Тюменского госуниверситета. Первую сессию сдал на отлично.

Дед мой, Алексей Алексеевич Васильев (Нежданов – его псевдоним),  эвакуирован в Тюмень из блокадного Ленинграда. Он был первым редактором газеты «Тюменская правда». Организовал в Тюмени отделение Союза журналистов в 1953 году. Затем возглавлял областной радиокомитет, который находился на улице Хохрякова. Дед был человек творческий, а я больше «технический».

Отец мой, Алексей Алексеевич, профессор, доктор геолого-минералогических наук, известный человек в Тюмени. Я тоже хотел стать геологом, но не сложилось.

Александр Скорбенко:
– Но вы успешно работали в коммерческих проектах?

– Коммерческие проекты начались с работы на российско-китайском предприятии, которое занималось производством и доставкой продуктов питания. Предприятие выпускало пельмени. Может быть, удивлю сибиряков – на самом деле это китайское блюдо.  Многие  рестораны пользовались нашей продукцией.  В тот период предприятие увеличило рынки сбыта в несколько раз.

Александр Скорбенко:
– Какой опыт, приобретенный в коммерческих структурах, вы  используете в сегодняшней деятельности?

– В первую очередь опыт продаж продукции и управления предприятием. Пищевое производство так же сложно, как и полиграфия, издание газет. Новости портятся так же быстро, как и продукты. Помню,  был поражен трудолюбием и безоговорочным подчинением руководству китайского персонала.

Раиса Ковденко:
– Не секрет, что экономическая ситуация в мире нестабильна, многие говорят о втором витке кризиса.  Готово ли предприятие ОАО «Тюменский Дом печати» к трудностям? Каков запас прочности вашей организации и что помогает держаться на плаву?

– Полиграфическая отрасль очень чутко реагирует на все колебания  рыночной экономики. Предприятие выпускает социально значимую продукцию и ее реализация напрямую зависит от покупательской способности населения.

В период кризиса объем выпускаемой продукции уменьшился на 50 процентов. Благодаря тому, что на предприятии ведется политика сокращения затрат, так называемое «бережливое производство», пережили трудные времена с минимальными потерями. Удалось сохранить наработанное, хотя  накануне экономического спада взяли в лизинг новое газетное оборудование. Хочу отметить, что в период кризиса мы исправно выплачивали лизинговые платежи вплоть до их окончания в прошлом году.
В настоящее время  имеется небольшой, но устойчивый рост по всем направлениям деятельности.

Евгения Суворова:
– Каким оказался 2011 год для вас и возглавляемого вами  коллектива ОАО «Тюменский Дом печати»? Поделитесь планами на ближайшее будущее и долгосрочную перспективу.

– Предприятие получило уже третью награду «Тюменская марка» и «Лучшие товары и услуги Тюменской области» за издание электронных книг. Именно вы, издание «Тюменская область сегодня», в 2011 году подсказали нам  идею выпуска электронных книг. Приобрели соответству­ющее программное обеспечение. Теперь можем выпускать книги и в бумажном, и в электронном варианте одновременно.

Лариса Вохмина, главный редактор газеты «Тюменская правда»:
– Лев Алексеевич, рубрика «Рецепты от Нежданова», которую вы ведете в нашем издании, пользуется большой популярностью среди читателей. Не пора ли издать брошюру с рецептами?

– Почему же брошюру, можно сразу издать толстую поваренную книгу (смеется).

Александр Скорбенко:
– Лариса Николаевна, вы как человек, первым узнающий самые ценные и интересные рецепты, что можете сказать о кулинарных талантах Льва Алексеевича?
Лариса Вохмина:
– Завидую семье этого человека. У них есть роскошный кулинар. Хорошо знаю Льва Нежданова и с профессиональной точки зрения оцениваю его работу на отлично.
Денис Фатеев:
– Лев Алексеевич, вы являетесь президентом Союза полиграфистов Тюменской области, общественная организация объединяет с десяток издательских предприятий. Ваши коллеги – кто они (по отношению к Дому печати): коллектив единомышленников, партнеры или конкуренты? Поддерживаете ли друг друга или сражаетесь за выгодный заказ?

– Однозначно, единомышленники.  Цель создания общественного объединения полиграфистов Тюменской области – совместное решение общих задач. Считаем, главная задача объединения – создание благоприятной среды для развития полиграфического бизнеса. Она включает конкретные вопросы установления цивилизованных взаимоотношений и взаимодействия как внутри полиграфического сообщества, так и между этим сообществом и заказчиками  продукции, поставщиками оборудования и материалов, государственными, муниципальными органами. Сейчас ведутся работы по стандартизации  полиграфических услуг, что будет выгодно заказчикам и удобно типографиям.

Вообще в полиграфическом бизнесе намечаются такие тенденции, как кооперация и специализация. Каждая типография стремится занять определенную нишу, а профильную продукцию обычно отдает коллегам по бизнесу. Конкуренция
присутствует, но стремимся всегда находить компромисс.

Наталья Худорожкова:
– Ранее при тюменском издательстве было организовано обучение полиграфическим специальностям: наборщик, печатник, переплетчик. Профессионалов-печатников готовили  в ГПТУ № 18. Существуют ли сейчас проблемы обеспечения предприятия квалифицированными кад­рами, готовите ли вы молодых специалистов? Есть ли вакансии на предприятии, можно ли устроиться на работу в издательство?

– Самая больная тема в полиграфии – подготовка кадров. В регионе практически не осталось учебных заведений, выпускающих специалистов печатного дела. Поэтому профессии учим самостоятельно, принимаем молодежь со средним и высшим техническим образованием. Обучение идет по индивидуальной системе: наставник-ученик. Свободные вакансии имеются практически всегда.

Наталья Худорожкова:
– Зарплата достойная?

– В связи с тем, что спрос на специалистов большой, зарплаты достаточно высокие. Средняя заработная плата не ниже
средней по городу и составляет около 26 тысяч рублей.

Светлана Клименко:
– А журналисты, творческие работники вам нужны?
Лев Нежданов:

– Редакционно-издательского отдела как такового в типографии нет. При реализации книжного проекта приглашаем журналистов. Они работают с нами по договорам подряда. Рады любым предложениям о сотрудничестве, так что обращайтесь.

Тамара Максимова, издательский центр «Академия»:
– Расскажите о перспективах развития полиграфии в Доме печати.

– Стремимся развивать основные направления, такие как печать газет и производство упаковки. Необходимо автоматизировать процесс изготовления упаковки, развивать газетное производство – в частности, ставить сушку, для того чтобы можно было печатать газеты и журналы на легкомелованных бумагах полностью или только обложки. Ну и, конечно, необходима замена полноформатной машины для печати листовой продукции.

В мае в Германии состоится главная  полиграфическая выставка DRUPA-2012. Обязательно  приму  в ней участие и познакомлюсь со всеми тенденциями, новинками. Потом и будем определяться.

Анастасия, г. Тюмень:
– Я пишу стихи. Хочу издать книгу небольшим тиражом – экземпляров 50. Могу ли воспользоваться услугами вашей типографии и во сколько это обойдется?

– В Тюменской области полиграфистов объединяет общественная организация «Союз полиграфистов». В его состав входят и крупные типографии, такие как «Тюменский издательский дом», который возглавляет Иван Кнапик, и небольшие типографии, которые с удовольствием возьмутся за издание вашей подарочной книги. Со своей стороны –  готовы вам  помочь: подготовим макет книги, свяжемся с коллегами, и книга стихов обретет жизнь. К сведению, информацию можно найти на сайте: www.dom-pechati.ru.

Владимир Полищук:
–  Лев Алексеевич,   какова «палитра» издаваемой Домом печати  полиграфической продукции, в частности,  интересуют   издаваемые книги, какие они:  в твердой или мягкой обложке, какого  формата, художественные или научные. Печатаете ли вы дорогие подарочные издания?  Расскажите о самых  необычных экземп­лярах (заказах).

– Основное направление  – выпуск газет, который  занимает 50–60 процентов, предприятие входит в единый федеральный газетный холдинг, который возглавляет  «Российская газета». Таких предприятий, как наше, всего  22 по России. Печатаем около 50 газет, из них 5  федеральных, остальные – местные. Много изданий, зарегистрированных в северных округах. Примерно 85 процентов от всех зарегистрированных и реально выходящих газет печатается  в Тюменском Доме печати.
Ежемесячно для производства  используется около 300 тонн бумаги – около  шести вагонов.

Второе направление – печатаем упаковку, которую  посредством интернет-магазина продаем на  всей территории России. В связи с созданием единого таможенного пространства ищем пути выхода для поставки продукции в Республику Казахстан. Третье – книги,  в том числе и подарочные издания.

Татьяна Тихонова:
– Бытует мнение, что книги  перестают  пользоваться спросом, люди стали меньше читать, да и приверженцы этой привычки предпочитают скачивать книги в Интернете, а не приобретать. Вы, как эксперт, считаете,  книги печатать выгодно? Вытеснят ли электронные книги настоящие?

– Перефразируя Марка Твена, скажу, что слухи о смерти книг сильно преувеличены. На самом деле большинство населения, во-первых, не имеет доступа к Интернету, а если и имеет, то предпочитает читать обычные книги. Во-вторых, без сомнения, с  развитием электронных книг бумажные не исчезнут и будут существовать многие десятилетия наравне с электронными.
Выгодно ли издавать книги? Считаю, что это сейчас не очень прибыльный бизнес, если не считать 2–3 крупнейших типографий, специализирующихся на издании книг.

Сергей Исаев:
–  Считают, что и бумажные газеты ждет та же участь,  даже определены сроки, когда исчезнет последняя федеральная или районная газета. Факты свидетельствуют о том, что уход  от бумаги неизбежен. Эксперты  тоже считают, что газетный бизнес «утихающий»?

– Количество выпускаемых бумажных газет в мире остается неизменным на протяжении многих лет: если в Европе и Америке число их уменьшается, то в России и Азии – увеличивается. Думаю, что тенденция не изменится еще  какое-то время.  Газеты тоже меняются, контент размещается и в бумажном виде,  есть версии электронные,  версии для мобильных устройств и планшетных компьютеров и так далее.  В Москве, например, выходит газета «Ф5», она цитирует интернет-издания, является путеводителем по Интернету. Сначала был запущен интернет-проект, а позднее появилась и бумажная газета.
Думаю, что лет двадцать-тридцать мирное сосуществование им обеспечено.

Владимир Полищук:
–  Лев Алексеевич,  известно, что некоторые авторы книг, владельцы крупных изданий,  красочных (глянцевых) журналов предпочитают печатать их на Урале или даже за пределами государства, не доверяя местным издателям. Насколько имеющееся типографское оборудование соответствует современным требованиям?

– В Тюмени нет журнального рынка, имеющиеся, числом  около двух десятков, в расчет можно не брать.

Тюменский Дом печати не специализируется на выпуске журналов, ранее выпускали единичные  издания, но отказались от этого.  Для того чтобы качественно издать журнал, необходимо приобрести дорогостоящее оборудование, которое никогда не окупится.  Не вижу смысла ставить журнальную машину в Тюмени.

Владимир Калининский,  краевед, с. Борки:
–  Раньше имелись попечительские советы, в состав которых входили купцы, банкиры и другие известные в городе персоны. Они своими капиталами помогали выйти в люди  творчески одаренным гражданам. Так, например, они оказывали поддержку художнику Митинскому, певцу Лабинскому, писателю Пришвину, архитектору Чакину и другим.
Лев Алексеевич, подскажите, как быть нынешнему поколению,  как получить грант на издание книги, если не являешься  членом писательской организации? Заинтересовано ли  издательство в поддержке таких авторов?

–  При правительстве Тюменской области есть совет по книгоизданию. Нужно написать концепцию, оформить заявку и представить на рассмотрение. Приходите, охотно поможем вам оформить соответствующие документы.

Раиса Ковденко:
– Лев Алексеевич, поделитесь опытом,  как вы рекламируете свою продукцию, ее продвижение?

– Отдел продаж предприятия занимается  так называемыми активными продажами – не ждем, когда  к нам придет заказчик, а сами идем к нему. Если честно, рекламные действия  с нашей стороны минимальны. Выпускаемая предприятием продукция – достойного качества и сама служит своеобразной рекламой.  Ее видят партнеры, конкуренты, потенциальные покупатели, узнают, где произведена, и приходят к нам с заказами.

Всех  потребителей знаем почти поименно, и нет особого смысла тратить средства на особенную рекламу. Для российских потребителей упаковки имеется реклама в Интернете.

Сергей  Исаев:
– Можете ли вы рассказать о мозаичном панно на здании Дома печати?  Кто его автор,  может быть, вам  известны другие факты, касающиеся данного произведения искусства?

– К сожалению, автора панно найти не удалось, единственное – знаем, что делали московские специалисты в 1981 году. Панно из смальты и природного камня выполнено в стиле  римской мозаики.

Евгения Суворова:
– Типографии, в которых издавались областные газеты, появились еще в XVIII веке, некоторые из них работают до сих пор. Известно, что и ваше предприятие имеет почти вековую историю. Расскажите о развитии Тюменского Дома печати.

– Первая типография в Тюмени организована в 1857 году Константином  Высоцким, сыном польского революционера, высланного в Сибирь за участие в восстании 1831 года. Высоцкий был учителем Тюменского уездного училища (в настоящее время там располагается  строительная академия). Типография же находилась на нынешней улице Ленина наискосок от польского костела.

В начале 1918 года все типографии Тюмени  национализировали и объединили в одну. Среди печатавшихся газет были городская «Тюменский рабочий» и губернская «Известия». Но уже в июле, после взятия Тюмени Колчаком, предприятия  возвратили бывшим владельцам. Через год, при отступлении, многие собственники вывозили имущество, и эта участь постигла типографии Тюмени. Уцелела лишь одна небольшая типография Союза потребительских обществ. Новая власть остро нуждалась в серьезной полиграфической базе, поэтому в январе 1920 года из Тобольска в Тюмень было перевезено полиграфическое оборудование губернской типографии. Затем, в апреле 1920 года, сюда же перебазировалась военная типография из Томска со всем штатом наборщиков и печатников. На их базе и  создали первую государственную типографию, открытие которой было приурочено к 1 мая 1920 года, правопреемником которой и является Тюменский Дом печати.

Вера Зарубина, г. Тюмень:
– У меня накопилось много стихов. Все вокруг твердят: выпускай книгу. Слышала, что это очень дорого. Действительно ли?

–  Рекомендую обратиться в отдел продаж Дома печати по тел.: 75-15-81,  75-15-01 к специалисту  Светлане Шешениной, которая ответит на все интересующие вопросы и даст профессиональные рекомендации.

Татьяна Тихонова:
– Лев Алексеевич, скажите, газету «Тюменская область сегодня»  хорошо знаете?

– Читаю каждое утро, знаю, что первый номер вышел в 1998 году, а трехтысячный – в сентябре 2011 года.

Светлана Клименко:
– Соответствует ли газета «Тюменская область сегодня» мировым стандартам?

– В мире иная ситуация с печатными СМИ, там газет значительно меньше. Например, в Тюменской области зарегистрировано около 180 печатных изданий. А в Германии – их только 30. Но иностранные газеты более объемные, имеют 100–160 полос. Выходят большими тиражами, но их, повторюсь, очень мало. С точки зрения полиграфического исполнения они тоже другие.

Недавно пришлось держать в руках испанскую газету. Она издается в одну краску, толстая и  внешне не производит особого впечатления. Так что с точки зрения полиграфии  тюменские  издания выглядят хорошо.  Используется современное оборудование, технологии, расходные материалы закупаются в Европе. Поэтому глобальных отличий в производстве газет нет. Правда,  в России сложнее работать, чем в Европе, из-за низкой плотности населения. Поскольку оборудование такое же дорогое, как и там, а то и дороже за счет ввозных пошлин, а тиражи значительно меньше.

Вера Кубочкина, г. Тюмень:
– Вы представитель известной в регионе династии. Собираетесь ли заняться родословной и составить генеалогическое древо? Думаю, что настало время написать книгу о Неждановых, как вы на это смотрите?

– Родословной Неждановых и составлением генеалогического древа занимается старший сын. Насчет книги – нужно подумать. Хорошая идея.

Александр Скорбенко:
– Возникала ли у вас мысль издать книгу об истории Тюменского Дома печати?

– Возникала, но осуществлению помешал кризис. Теперь можно вновь вернуться к этой идее.

Раиса Ковденко:
– Близится ли у предприятия какая-нибудь круглая дата?

– Через три года – 95-летие Дома печати, через восемь лет – столетие.

Вера Копылова, г. Тюмень:
– Моя родственница работает в типографии г. Ханты-Мансийска. Окончила Московский университет печати по специальности инженер-технолог полиграфической промышленности. Стаж – более десяти лет. Мечтает переехать в Тюмень. Найдется ли в областной столице для нее вакансия?

– Рекомендую вашей родственнице отправить резюме по тел. 22-74-32. Рассмотрим его со специалистами по кадрам или разошлем по другим типографиям – участникам Союза полиграфистов Тюменской области.

Александр Скорбенко:
– Здесь, в кабинете представлены некоторые образцы изделий Тюменского Дома печати. Лев Алексеевич, расскажите читателям газеты о наиболее интересных экземп­лярах. Представьте, что вы рекламируете свою продукцию.

– Кроме газет предприятие выпускает упаковочную продукцию из картона, микрогофрокартона, бумажные пакеты и поставляет во все регионы России. Из других регионов заказчики часто сначала покупают обезличенную упаковку, а уже потом заказывают фирменную. Часто дизайн разрабатывают специалисты типографии. Также  делаем  различную подарочную упаковку – ее дизайн ограничен только фантазией клиента. Можем разработать любую форму, любых размеров.  Например, представленная здесь упаковка для муксуна номинирована в конкурсе «Сто лучших товаров России».  Выпускаем фармацевтическую упаковку, среди крупных заказчиков – Тюменский химико-фармацевтический завод, возглавляемый Николаем  Моревым.  Завод  фасует таблетки в изготовленную на предприятии упаковку.

Сергей Исаев:
– Каков минимальный тираж упаковки, заказ на которую вы принимаете?

– Желательно от 500 штук, но если нужно меньше – обращайтесь, обсудим. Вся продукция имеет сертификаты соответствия: на пищевую упаковку введена обязательная сертификация, на остальную  – прошли добровольно. Сейчас идет подготовка к получению на упаковку Свидетельства о государственной регистрации таможенного союза (СГР ТС), которое будет являться действительным на территории таможенного союза трех стран (Россия, Беларусь, Казахстан).

Сергей Исаев:
– Каковы тиражи печатаемых газет?

– Из общественно-политических  изданий самый большой тираж у газеты «Тюменская область сегодня». Больший – только у рекламных  изданий. С 2005 года начали печатать цветные газеты. Все печатные СМИ постепенно переходят от черно-белого варианта к двум  краскам, затем к полноцвету. Совокупный тираж в месяц составляет 16 млн. экземп­ляров газет формата А2.

Александр Скорбенко:
– Какое стратегическое направление на будущее?

– Наша стратегия четко увязана с миссией компании, в которой мы как раз и декларируем те принципы ведения бизнеса, которые являются нашим конкурентным преимуществом. Полиграфическая отрасль неуклонно развивается, что прямо связано с ростом конкуренции. Причем роль конкуренции двояка: с одной стороны, это способствует повышению качества полиграфической продукции, а также дает возможность выбора типографии для издателя, но, с другой стороны, конкуренция способствует демпингу.

Александр Скорбенко:
– Лев Алексеевич, от имени большой читательской аудитории газеты «Тюменская область сегодня» благодарим вас за интересные ответы и в целом за участие в работе нашего клуба. Желаем вам всегда выбирать самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов. Вы могли бы стать геологом, но выбрали трудный путь и прошли его с честью, у вас действительно нет конкурентов. Вы доказали, что Тюменский Дом печати – боевой, способный, динамично развивающийся коллектив, у которого большие возможности.
Рассчитываем на дальнейшее сотрудничество  и взаимопонимание.

[gallery columns="8"]

---

блиц-опрос


– Для вас бизнес – это...

– Четко выстроенная система зарабатывания денег. Если четкость пропадает, это уже не бизнес, а базар. В современной России, к сожалению, многие свой базар называют бизнесом.

– Лев Алексеевич, есть ли у вас настольная книга, которую вы готовы читать и перечитывать много раз?

– Всегда под рукой книга Масааки Имаи, который рассказывает о японской философии управления производством Кайдзен. Это философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. С 2008 года Тюменский Дом печати практикует постоянное совершенствование, приходится сверяться с первоисточником: правильной ли дорогой идем?

Наиболее известное предприятие, использующее данную методику, автомобильный концерн «Тойота».

– Какая музыка звучит у вас в машине или дома в минуты отдыха?

– Разная! Лишь бы не в исполнении Стаса Михайлова.

– Какой подарок вам наиболее запомнился?

– На сорокалетний юбилей родственники подарили путевку на Мальдивы. Было скучно, видимо, такой отдых не для меня.

– Какой вид отдыха предпочитаете?

– Активный. Загородные поездки с семьей. Путешествия.

– Дружите ли вы со спортом?

– В детстве серьезно занимался плаванием, сейчас в основном тренажеры, беговая дорожка.

– Есть ли у вас любимое блюдо?

– Предпочитаю блюда азиатской кухни, в частности китайской, люблю китайские пельмени «дим-сам», которые готовятся на пару. Это их европейское название, в Китае называют «цзяо-цзы». Нравится также популярное китайское блюдо – свинина с ананасами в кисло-сладком соусе.

– Какие напитки любите?

– Зеленый чай, а из алкогольных – сухие вина.

– Автомобиль какой марки предпочитаете?

– Хороший автомобиль японского производства.

– У вас есть мечта?

– Есть! (улыбается).

– Какие три предмета взяли бы с собой, если бы оказались на необитаемом острове?

– Печатный станок, печатника и заместителя по производству.

– Как вы считаете, в чем смысл жизни?

– Оставить след, чтобы люди знали и помнили!

Далее в сюжете: В чем призвание политики? Чтобы раскрыть потенциал общества

Гостем клуба «От первого лица» стал исполнительный директор ОАО «Тюменский Дом печати», президент общественной организации «Союз полиграфистов Тюменской области» Лев Нежданов


Интерактивный клуб «От первого лица» редакции газеты «Тюменская область сегодня» продолжил работу. С сентября 2008 года состоялось 55 заседаний, в которых принимали участие руководители органов власти региона, промышленных предприятий, общественных организаций, спортсмены, артисты.
Гостями редакции становились глава региона Владимир Якушев, областной прокурор Владимир Владимиров, космонавт Александр Скворцов, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов и многие другие известные персоны.
В связи с тем, что в январе профессиональный праздник работников средств массовой информации – День российской печати, первым участником проекта в наступившем 2012 году стал исполнительный директор ОАО «Тюменский Дом печати» Лев Нежданов, который рассказал о перспективах развития полиграфической отрасли, ответил на многочисленные вопросы журналистов и читателей.
Александр Скорбенко:
– Лев Алексеевич, возглавляемое вами предприятие ОАО «Тюменский Дом печати» в декабре 2011 года признано «Типографией года» за лучшее полиграфическое исполнение книг. Успех закономерен?

– Не совсем верная информация. «Типографией года»  признана типография из Вероны (Италия), что считаю не совсем правильным, поскольку конкурс региональный.  Тюменский Дом печати получил диплом в номинации «Лучшая корпоративная книга» за издание о Тюменском судостроительном заводе под названием «Завод-труженик, завод-воин».

Книга выпущена по инициативе городского совета ветеранов. Оценивалось не только полиграфическое исполнение, но и содержательная часть. В работе над изданием ставили задачу показать крупнейшее предприятие Тюменской области, на котором одновременно работало до пяти тысяч человек. Завод трудился во время Великой Отечественной войны, вносил вклад в развитие экономики после Победы.

Над изданием книги работали два года, поддержку оказала администрация Тюмени, правительство региона. На мой взгляд, книга ценна как краеведческое издание, тираж составляет тысячу экземпляров, уже сейчас ее трудно найти.

Раиса Ковденко:
– Лев Алексеевич, вы представитель известной династии Неждановых, расскажите о вашей семье.

– Я женат, воспитываем двоих детей. Старший сын – студент первого курса факультета международных отношений Тюменского госуниверситета. Первую сессию сдал на отлично.

Дед мой, Алексей Алексеевич Васильев (Нежданов – его псевдоним),  эвакуирован в Тюмень из блокадного Ленинграда. Он был первым редактором газеты «Тюменская правда». Организовал в Тюмени отделение Союза журналистов в 1953 году. Затем возглавлял областной радиокомитет, который находился на улице Хохрякова. Дед был человек творческий, а я больше «технический».

Отец мой, Алексей Алексеевич, профессор, доктор геолого-минералогических наук, известный человек в Тюмени. Я тоже хотел стать геологом, но не сложилось.

Александр Скорбенко:
– Но вы успешно работали в коммерческих проектах?

– Коммерческие проекты начались с работы на российско-китайском предприятии, которое занималось производством и доставкой продуктов питания. Предприятие выпускало пельмени. Может быть, удивлю сибиряков – на самом деле это китайское блюдо.  Многие  рестораны пользовались нашей продукцией.  В тот период предприятие увеличило рынки сбыта в несколько раз.

Александр Скорбенко:
– Какой опыт, приобретенный в коммерческих структурах, вы  используете в сегодняшней деятельности?

– В первую очередь опыт продаж продукции и управления предприятием. Пищевое производство так же сложно, как и полиграфия, издание газет. Новости портятся так же быстро, как и продукты. Помню,  был поражен трудолюбием и безоговорочным подчинением руководству китайского персонала.

Раиса Ковденко:
– Не секрет, что экономическая ситуация в мире нестабильна, многие говорят о втором витке кризиса.  Готово ли предприятие ОАО «Тюменский Дом печати» к трудностям? Каков запас прочности вашей организации и что помогает держаться на плаву?

– Полиграфическая отрасль очень чутко реагирует на все колебания  рыночной экономики. Предприятие выпускает социально значимую продукцию и ее реализация напрямую зависит от покупательской способности населения.

В период кризиса объем выпускаемой продукции уменьшился на 50 процентов. Благодаря тому, что на предприятии ведется политика сокращения затрат, так называемое «бережливое производство», пережили трудные времена с минимальными потерями. Удалось сохранить наработанное, хотя  накануне экономического спада взяли в лизинг новое газетное оборудование. Хочу отметить, что в период кризиса мы исправно выплачивали лизинговые платежи вплоть до их окончания в прошлом году.
В настоящее время  имеется небольшой, но устойчивый рост по всем направлениям деятельности.

Евгения Суворова:
– Каким оказался 2011 год для вас и возглавляемого вами  коллектива ОАО «Тюменский Дом печати»? Поделитесь планами на ближайшее будущее и долгосрочную перспективу.

– Предприятие получило уже третью награду «Тюменская марка» и «Лучшие товары и услуги Тюменской области» за издание электронных книг. Именно вы, издание «Тюменская область сегодня», в 2011 году подсказали нам  идею выпуска электронных книг. Приобрели соответству­ющее программное обеспечение. Теперь можем выпускать книги и в бумажном, и в электронном варианте одновременно.

Лариса Вохмина, главный редактор газеты «Тюменская правда»:
– Лев Алексеевич, рубрика «Рецепты от Нежданова», которую вы ведете в нашем издании, пользуется большой популярностью среди читателей. Не пора ли издать брошюру с рецептами?

– Почему же брошюру, можно сразу издать толстую поваренную книгу (смеется).

Александр Скорбенко:
– Лариса Николаевна, вы как человек, первым узнающий самые ценные и интересные рецепты, что можете сказать о кулинарных талантах Льва Алексеевича?
Лариса Вохмина:
– Завидую семье этого человека. У них есть роскошный кулинар. Хорошо знаю Льва Нежданова и с профессиональной точки зрения оцениваю его работу на отлично.
Денис Фатеев:
– Лев Алексеевич, вы являетесь президентом Союза полиграфистов Тюменской области, общественная организация объединяет с десяток издательских предприятий. Ваши коллеги – кто они (по отношению к Дому печати): коллектив единомышленников, партнеры или конкуренты? Поддерживаете ли друг друга или сражаетесь за выгодный заказ?

– Однозначно, единомышленники.  Цель создания общественного объединения полиграфистов Тюменской области – совместное решение общих задач. Считаем, главная задача объединения – создание благоприятной среды для развития полиграфического бизнеса. Она включает конкретные вопросы установления цивилизованных взаимоотношений и взаимодействия как внутри полиграфического сообщества, так и между этим сообществом и заказчиками  продукции, поставщиками оборудования и материалов, государственными, муниципальными органами. Сейчас ведутся работы по стандартизации  полиграфических услуг, что будет выгодно заказчикам и удобно типографиям.

Вообще в полиграфическом бизнесе намечаются такие тенденции, как кооперация и специализация. Каждая типография стремится занять определенную нишу, а профильную продукцию обычно отдает коллегам по бизнесу. Конкуренция
присутствует, но стремимся всегда находить компромисс.

Наталья Худорожкова:
– Ранее при тюменском издательстве было организовано обучение полиграфическим специальностям: наборщик, печатник, переплетчик. Профессионалов-печатников готовили  в ГПТУ № 18. Существуют ли сейчас проблемы обеспечения предприятия квалифицированными кад­рами, готовите ли вы молодых специалистов? Есть ли вакансии на предприятии, можно ли устроиться на работу в издательство?

– Самая больная тема в полиграфии – подготовка кадров. В регионе практически не осталось учебных заведений, выпускающих специалистов печатного дела. Поэтому профессии учим самостоятельно, принимаем молодежь со средним и высшим техническим образованием. Обучение идет по индивидуальной системе: наставник-ученик. Свободные вакансии имеются практически всегда.

Наталья Худорожкова:
– Зарплата достойная?

– В связи с тем, что спрос на специалистов большой, зарплаты достаточно высокие. Средняя заработная плата не ниже
средней по городу и составляет около 26 тысяч рублей.

Светлана Клименко:
– А журналисты, творческие работники вам нужны?
Лев Нежданов:

– Редакционно-издательского отдела как такового в типографии нет. При реализации книжного проекта приглашаем журналистов. Они работают с нами по договорам подряда. Рады любым предложениям о сотрудничестве, так что обращайтесь.

Тамара Максимова, издательский центр «Академия»:
– Расскажите о перспективах развития полиграфии в Доме печати.

– Стремимся развивать основные направления, такие как печать газет и производство упаковки. Необходимо автоматизировать процесс изготовления упаковки, развивать газетное производство – в частности, ставить сушку, для того чтобы можно было печатать газеты и журналы на легкомелованных бумагах полностью или только обложки. Ну и, конечно, необходима замена полноформатной машины для печати листовой продукции.

В мае в Германии состоится главная  полиграфическая выставка DRUPA-2012. Обязательно  приму  в ней участие и познакомлюсь со всеми тенденциями, новинками. Потом и будем определяться.

Анастасия, г. Тюмень:
– Я пишу стихи. Хочу издать книгу небольшим тиражом – экземпляров 50. Могу ли воспользоваться услугами вашей типографии и во сколько это обойдется?

– В Тюменской области полиграфистов объединяет общественная организация «Союз полиграфистов». В его состав входят и крупные типографии, такие как «Тюменский издательский дом», который возглавляет Иван Кнапик, и небольшие типографии, которые с удовольствием возьмутся за издание вашей подарочной книги. Со своей стороны –  готовы вам  помочь: подготовим макет книги, свяжемся с коллегами, и книга стихов обретет жизнь. К сведению, информацию можно найти на сайте: www.dom-pechati.ru.

Владимир Полищук:
–  Лев Алексеевич,   какова «палитра» издаваемой Домом печати  полиграфической продукции, в частности,  интересуют   издаваемые книги, какие они:  в твердой или мягкой обложке, какого  формата, художественные или научные. Печатаете ли вы дорогие подарочные издания?  Расскажите о самых  необычных экземп­лярах (заказах).

– Основное направление  – выпуск газет, который  занимает 50–60 процентов, предприятие входит в единый федеральный газетный холдинг, который возглавляет  «Российская газета». Таких предприятий, как наше, всего  22 по России. Печатаем около 50 газет, из них 5  федеральных, остальные – местные. Много изданий, зарегистрированных в северных округах. Примерно 85 процентов от всех зарегистрированных и реально выходящих газет печатается  в Тюменском Доме печати.
Ежемесячно для производства  используется около 300 тонн бумаги – около  шести вагонов.

Второе направление – печатаем упаковку, которую  посредством интернет-магазина продаем на  всей территории России. В связи с созданием единого таможенного пространства ищем пути выхода для поставки продукции в Республику Казахстан. Третье – книги,  в том числе и подарочные издания.

Татьяна Тихонова:
– Бытует мнение, что книги  перестают  пользоваться спросом, люди стали меньше читать, да и приверженцы этой привычки предпочитают скачивать книги в Интернете, а не приобретать. Вы, как эксперт, считаете,  книги печатать выгодно? Вытеснят ли электронные книги настоящие?

– Перефразируя Марка Твена, скажу, что слухи о смерти книг сильно преувеличены. На самом деле большинство населения, во-первых, не имеет доступа к Интернету, а если и имеет, то предпочитает читать обычные книги. Во-вторых, без сомнения, с  развитием электронных книг бумажные не исчезнут и будут существовать многие десятилетия наравне с электронными.
Выгодно ли издавать книги? Считаю, что это сейчас не очень прибыльный бизнес, если не считать 2–3 крупнейших типографий, специализирующихся на издании книг.

Сергей Исаев:
–  Считают, что и бумажные газеты ждет та же участь,  даже определены сроки, когда исчезнет последняя федеральная или районная газета. Факты свидетельствуют о том, что уход  от бумаги неизбежен. Эксперты  тоже считают, что газетный бизнес «утихающий»?

– Количество выпускаемых бумажных газет в мире остается неизменным на протяжении многих лет: если в Европе и Америке число их уменьшается, то в России и Азии – увеличивается. Думаю, что тенденция не изменится еще  какое-то время.  Газеты тоже меняются, контент размещается и в бумажном виде,  есть версии электронные,  версии для мобильных устройств и планшетных компьютеров и так далее.  В Москве, например, выходит газета «Ф5», она цитирует интернет-издания, является путеводителем по Интернету. Сначала был запущен интернет-проект, а позднее появилась и бумажная газета.
Думаю, что лет двадцать-тридцать мирное сосуществование им обеспечено.

Владимир Полищук:
–  Лев Алексеевич,  известно, что некоторые авторы книг, владельцы крупных изданий,  красочных (глянцевых) журналов предпочитают печатать их на Урале или даже за пределами государства, не доверяя местным издателям. Насколько имеющееся типографское оборудование соответствует современным требованиям?

– В Тюмени нет журнального рынка, имеющиеся, числом  около двух десятков, в расчет можно не брать.

Тюменский Дом печати не специализируется на выпуске журналов, ранее выпускали единичные  издания, но отказались от этого.  Для того чтобы качественно издать журнал, необходимо приобрести дорогостоящее оборудование, которое никогда не окупится.  Не вижу смысла ставить журнальную машину в Тюмени.

Владимир Калининский,  краевед, с. Борки:
–  Раньше имелись попечительские советы, в состав которых входили купцы, банкиры и другие известные в городе персоны. Они своими капиталами помогали выйти в люди  творчески одаренным гражданам. Так, например, они оказывали поддержку художнику Митинскому, певцу Лабинскому, писателю Пришвину, архитектору Чакину и другим.
Лев Алексеевич, подскажите, как быть нынешнему поколению,  как получить грант на издание книги, если не являешься  членом писательской организации? Заинтересовано ли  издательство в поддержке таких авторов?

–  При правительстве Тюменской области есть совет по книгоизданию. Нужно написать концепцию, оформить заявку и представить на рассмотрение. Приходите, охотно поможем вам оформить соответствующие документы.

Раиса Ковденко:
– Лев Алексеевич, поделитесь опытом,  как вы рекламируете свою продукцию, ее продвижение?

– Отдел продаж предприятия занимается  так называемыми активными продажами – не ждем, когда  к нам придет заказчик, а сами идем к нему. Если честно, рекламные действия  с нашей стороны минимальны. Выпускаемая предприятием продукция – достойного качества и сама служит своеобразной рекламой.  Ее видят партнеры, конкуренты, потенциальные покупатели, узнают, где произведена, и приходят к нам с заказами.

Всех  потребителей знаем почти поименно, и нет особого смысла тратить средства на особенную рекламу. Для российских потребителей упаковки имеется реклама в Интернете.

Сергей  Исаев:
– Можете ли вы рассказать о мозаичном панно на здании Дома печати?  Кто его автор,  может быть, вам  известны другие факты, касающиеся данного произведения искусства?

– К сожалению, автора панно найти не удалось, единственное – знаем, что делали московские специалисты в 1981 году. Панно из смальты и природного камня выполнено в стиле  римской мозаики.

Евгения Суворова:
– Типографии, в которых издавались областные газеты, появились еще в XVIII веке, некоторые из них работают до сих пор. Известно, что и ваше предприятие имеет почти вековую историю. Расскажите о развитии Тюменского Дома печати.

– Первая типография в Тюмени организована в 1857 году Константином  Высоцким, сыном польского революционера, высланного в Сибирь за участие в восстании 1831 года. Высоцкий был учителем Тюменского уездного училища (в настоящее время там располагается  строительная академия). Типография же находилась на нынешней улице Ленина наискосок от польского костела.

В начале 1918 года все типографии Тюмени  национализировали и объединили в одну. Среди печатавшихся газет были городская «Тюменский рабочий» и губернская «Известия». Но уже в июле, после взятия Тюмени Колчаком, предприятия  возвратили бывшим владельцам. Через год, при отступлении, многие собственники вывозили имущество, и эта участь постигла типографии Тюмени. Уцелела лишь одна небольшая типография Союза потребительских обществ. Новая власть остро нуждалась в серьезной полиграфической базе, поэтому в январе 1920 года из Тобольска в Тюмень было перевезено полиграфическое оборудование губернской типографии. Затем, в апреле 1920 года, сюда же перебазировалась военная типография из Томска со всем штатом наборщиков и печатников. На их базе и  создали первую государственную типографию, открытие которой было приурочено к 1 мая 1920 года, правопреемником которой и является Тюменский Дом печати.

Вера Зарубина, г. Тюмень:
– У меня накопилось много стихов. Все вокруг твердят: выпускай книгу. Слышала, что это очень дорого. Действительно ли?

–  Рекомендую обратиться в отдел продаж Дома печати по тел.: 75-15-81,  75-15-01 к специалисту  Светлане Шешениной, которая ответит на все интересующие вопросы и даст профессиональные рекомендации.

Татьяна Тихонова:
– Лев Алексеевич, скажите, газету «Тюменская область сегодня»  хорошо знаете?

– Читаю каждое утро, знаю, что первый номер вышел в 1998 году, а трехтысячный – в сентябре 2011 года.

Светлана Клименко:
– Соответствует ли газета «Тюменская область сегодня» мировым стандартам?

– В мире иная ситуация с печатными СМИ, там газет значительно меньше. Например, в Тюменской области зарегистрировано около 180 печатных изданий. А в Германии – их только 30. Но иностранные газеты более объемные, имеют 100–160 полос. Выходят большими тиражами, но их, повторюсь, очень мало. С точки зрения полиграфического исполнения они тоже другие.

Недавно пришлось держать в руках испанскую газету. Она издается в одну краску, толстая и  внешне не производит особого впечатления. Так что с точки зрения полиграфии  тюменские  издания выглядят хорошо.  Используется современное оборудование, технологии, расходные материалы закупаются в Европе. Поэтому глобальных отличий в производстве газет нет. Правда,  в России сложнее работать, чем в Европе, из-за низкой плотности населения. Поскольку оборудование такое же дорогое, как и там, а то и дороже за счет ввозных пошлин, а тиражи значительно меньше.

Вера Кубочкина, г. Тюмень:
– Вы представитель известной в регионе династии. Собираетесь ли заняться родословной и составить генеалогическое древо? Думаю, что настало время написать книгу о Неждановых, как вы на это смотрите?

– Родословной Неждановых и составлением генеалогического древа занимается старший сын. Насчет книги – нужно подумать. Хорошая идея.

Александр Скорбенко:
– Возникала ли у вас мысль издать книгу об истории Тюменского Дома печати?

– Возникала, но осуществлению помешал кризис. Теперь можно вновь вернуться к этой идее.

Раиса Ковденко:
– Близится ли у предприятия какая-нибудь круглая дата?

– Через три года – 95-летие Дома печати, через восемь лет – столетие.

Вера Копылова, г. Тюмень:
– Моя родственница работает в типографии г. Ханты-Мансийска. Окончила Московский университет печати по специальности инженер-технолог полиграфической промышленности. Стаж – более десяти лет. Мечтает переехать в Тюмень. Найдется ли в областной столице для нее вакансия?

– Рекомендую вашей родственнице отправить резюме по тел. 22-74-32. Рассмотрим его со специалистами по кадрам или разошлем по другим типографиям – участникам Союза полиграфистов Тюменской области.

Александр Скорбенко:
– Здесь, в кабинете представлены некоторые образцы изделий Тюменского Дома печати. Лев Алексеевич, расскажите читателям газеты о наиболее интересных экземп­лярах. Представьте, что вы рекламируете свою продукцию.

– Кроме газет предприятие выпускает упаковочную продукцию из картона, микрогофрокартона, бумажные пакеты и поставляет во все регионы России. Из других регионов заказчики часто сначала покупают обезличенную упаковку, а уже потом заказывают фирменную. Часто дизайн разрабатывают специалисты типографии. Также  делаем  различную подарочную упаковку – ее дизайн ограничен только фантазией клиента. Можем разработать любую форму, любых размеров.  Например, представленная здесь упаковка для муксуна номинирована в конкурсе «Сто лучших товаров России».  Выпускаем фармацевтическую упаковку, среди крупных заказчиков – Тюменский химико-фармацевтический завод, возглавляемый Николаем  Моревым.  Завод  фасует таблетки в изготовленную на предприятии упаковку.

Сергей Исаев:
– Каков минимальный тираж упаковки, заказ на которую вы принимаете?

– Желательно от 500 штук, но если нужно меньше – обращайтесь, обсудим. Вся продукция имеет сертификаты соответствия: на пищевую упаковку введена обязательная сертификация, на остальную  – прошли добровольно. Сейчас идет подготовка к получению на упаковку Свидетельства о государственной регистрации таможенного союза (СГР ТС), которое будет являться действительным на территории таможенного союза трех стран (Россия, Беларусь, Казахстан).

Сергей Исаев:
– Каковы тиражи печатаемых газет?

– Из общественно-политических  изданий самый большой тираж у газеты «Тюменская область сегодня». Больший – только у рекламных  изданий. С 2005 года начали печатать цветные газеты. Все печатные СМИ постепенно переходят от черно-белого варианта к двум  краскам, затем к полноцвету. Совокупный тираж в месяц составляет 16 млн. экземп­ляров газет формата А2.

Александр Скорбенко:
– Какое стратегическое направление на будущее?

– Наша стратегия четко увязана с миссией компании, в которой мы как раз и декларируем те принципы ведения бизнеса, которые являются нашим конкурентным преимуществом. Полиграфическая отрасль неуклонно развивается, что прямо связано с ростом конкуренции. Причем роль конкуренции двояка: с одной стороны, это способствует повышению качества полиграфической продукции, а также дает возможность выбора типографии для издателя, но, с другой стороны, конкуренция способствует демпингу.

Александр Скорбенко:
– Лев Алексеевич, от имени большой читательской аудитории газеты «Тюменская область сегодня» благодарим вас за интересные ответы и в целом за участие в работе нашего клуба. Желаем вам всегда выбирать самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов. Вы могли бы стать геологом, но выбрали трудный путь и прошли его с честью, у вас действительно нет конкурентов. Вы доказали, что Тюменский Дом печати – боевой, способный, динамично развивающийся коллектив, у которого большие возможности.
Рассчитываем на дальнейшее сотрудничество  и взаимопонимание.

[gallery columns="8"]

---

блиц-опрос


– Для вас бизнес – это...

– Четко выстроенная система зарабатывания денег. Если четкость пропадает, это уже не бизнес, а базар. В современной России, к сожалению, многие свой базар называют бизнесом.

– Лев Алексеевич, есть ли у вас настольная книга, которую вы готовы читать и перечитывать много раз?

– Всегда под рукой книга Масааки Имаи, который рассказывает о японской философии управления производством Кайдзен. Это философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. С 2008 года Тюменский Дом печати практикует постоянное совершенствование, приходится сверяться с первоисточником: правильной ли дорогой идем?

Наиболее известное предприятие, использующее данную методику, автомобильный концерн «Тойота».

– Какая музыка звучит у вас в машине или дома в минуты отдыха?

– Разная! Лишь бы не в исполнении Стаса Михайлова.

– Какой подарок вам наиболее запомнился?

– На сорокалетний юбилей родственники подарили путевку на Мальдивы. Было скучно, видимо, такой отдых не для меня.

– Какой вид отдыха предпочитаете?

– Активный. Загородные поездки с семьей. Путешествия.

– Дружите ли вы со спортом?

– В детстве серьезно занимался плаванием, сейчас в основном тренажеры, беговая дорожка.

– Есть ли у вас любимое блюдо?

– Предпочитаю блюда азиатской кухни, в частности китайской, люблю китайские пельмени «дим-сам», которые готовятся на пару. Это их европейское название, в Китае называют «цзяо-цзы». Нравится также популярное китайское блюдо – свинина с ананасами в кисло-сладком соусе.

– Какие напитки любите?

– Зеленый чай, а из алкогольных – сухие вина.

– Автомобиль какой марки предпочитаете?

– Хороший автомобиль японского производства.

– У вас есть мечта?

– Есть! (улыбается).

– Какие три предмета взяли бы с собой, если бы оказались на необитаемом острове?

– Печатный станок, печатника и заместителя по производству.

– Как вы считаете, в чем смысл жизни?

– Оставить след, чтобы люди знали и помнили!



Ранее в сюжете

Дизайн и проектирование: от стратегии к реальности

27

Клуб «От первого лица» продолжает работу

14

Тюменские робототехники вошли в число финалистов «Битвы роботов»

25 ноября

В России обнаружили наскальный рисунок, которому более десятка тысяч лет

25 ноября