Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Пленник» уходящего времени

Общество, 01:07, 26 января 2012,
Слушать новость
«Пленник» уходящего времени. .

Николай Дедюхин, председатель совета ветеранов Ленинского округа г. Тюмени, знаком многим не только в нашем городе. Немалая часть его жизни связана с северными округами. Здесь он родился и вырос. Во времена бурного освоения Тюменского нефтегазового комплекса вначале трудился учителем в Березовском районе, затем был выдвинут на комсомольскую работу – возглавил районную молодежную организацию, затем Ханты-Мансийскую окружную. Многие годы посвящены партийной и советской работе – занимал должности председателя Урайского горисполкома, первого секретаря Пуровского РК КПСС. Находился в самой гуще событий. Однако сегодня я хотела бы раскрыть еще одну страницу его биографии – рассказать о литературном творчестве нашего земляка.

В конце 2011 года вышла очередная книга Николая Дедюхина «Пути-дороги» (избранные повести и рассказы). Николай Николаевич подарил мне авторский экземпляр. Прочитав первые страницы, я не могла оторваться, пока не перелистнула последнюю. Как и в предыдущих сборниках «Время» и «Берега», автор рассказывает о людях Тюменского края, о времени, в котором жили его герои. Основой для сюжетов нередко становилась реальная жизнь: воспоминания детства и юности, рассказы о сверстниках, близких людях, строгой в своем величии северной природе, ее нетронутой первозданности и современных преобразованиях – превращении Западной Сибири в крупнейший нефтегазовый регион.

К сожалению, судьба не подарила Николаю Дедюхину, как и многим его сверстникам, счастливого детства. Отец, Николай Дмитриевич, школьный учитель из с. Сартынья Березовского района, ушел на фронт в первые месяцы войны, оставив на попечение жены шестерых детей. Седьмой, Николай, родился в январе 1942 года, когда отец уже погиб под Старой Руссой. Только благодаря энергии, трудолюбию и заботе матери, Марии Ивановны, дети выжили в те голодные годы. Позже семья перебралась в поселок Березово, где находилась школа-семилетка, и дети могли продолжить образование.

Предки Дедюхиных не были коренными сибиряками.

– Дед, Анатолий Дмитриевич, – как-то рассказывал Николай Николаевич, – жил в Сарапуле, в Удмуртии. Рядом находилась деревня Дедюхино, думаю, наша фамилия оттуда. В 1928 году старший брат отца был направлен в Свердловск на курсы ЦК ВКП(б), а затем на работу в Березовский район, куда позже приехал и мой отец.

Окончив семилетку, Николай решил продолжить дело отца – поступил в Ханты-Мансийское педагогическое училище. По окончании его направили в сельскую школу, где он совмещал работу с учебой на заочном отделении Тюменского педагогического института. После службы в армии вернулся в родные края.

На всем жизненном пути Николай Дедюхин сохранял любовь к литературному творчеству. Первые пробы пера
публиковались в березовской районной газете. В рассказе «Ивановна» автор раскрыл образ матери, показав, как суровая действительность не ожесточила женскую душу. Позже, как историк по образованию, Николай Николаевич провел подробные исследования историко-краеведческого направления. Например, в очерке «Мое Березово» повествуется о ссылке князя Меншикова, об основании поселка Березово в рамках расширения границ Руси, а потом и как места для ссылки.

Задачу сохранения для потомков исторически достоверных картин  образа жизни того времени автор выполняет в этнографическом повествовании «Зыряне». Живые воспоминания детства – и калмыцкий барак, и сцены охоты, и приход впервые в жизни увиденного настоящего парохода – все наше, земное, узнаваемое, пережитое. А позже циклы очерков «Штрихи к портретам», «Они были первыми». Через судьбы своих героев Николай Дедюхин показывает новые времена. Четко вырисовывает детали, строго соблюдает историческую достоверность, проводит колоссальную работу в архивах. Язык повествования прост и доступен, выразителен и стилистически выверен, а основа – конкретный факт.

Вот что говорит о себе Николай Николаевич:

– Я не понимаю литературу, где нет момента познания.

Я – пленник уходящей натуры, уходящего времени. И еще: совесть – мерило сознания, она либо есть, либо нет. У моих героев она просыпается.

Как в картинах художника Александра Митинского мы ищем Тюмень уходящую, так и в прозе Николая Дедюхина потомки будут искать уходящие в прошлое моменты жизни нашего обширного региона. Неравнодушие за будущее этой земли, за тех, кто здесь будет жить, четко прослеживается в его творчестве. Одни пишут по профессии, считает он, другие – если есть что сказать. Думаю, Николаю Дедюхину есть что сказать читателю.

И я, как читательница, закрыв последнюю страницу его новой книги, замечу, что у автора большой запас интереснейшей информации. Но главное даже не это, а то, с каким чувством расстаешься с его героями. Я, например, с таким:

И вновь возвращаешься  в детство.
Умыта, наивно чиста,
Душа обретает в наследство
Все заповеди Христа.

Успехов вам в творчестве, Николай Николаевич, и в работе с ветеранами. И с приближающимся юбилеем!

Светлана ЕРОФЕЕВА,
г. Тюмень

Далее в сюжете: «Здравствуй, племя младое, незнакомое…»

Николай Дедюхин, председатель совета ветеранов Ленинского округа г. Тюмени, знаком многим не только в нашем городе. Немалая часть его жизни связана с северными округами. Здесь он родился и вырос. Во времена бурного освоения Тюменского нефтегазового комплекса вначале трудился учителем в Березовском районе, затем был выдвинут на комсомольскую работу – возглавил районную молодежную организацию, затем Ханты-Мансийскую окружную. Многие годы посвящены партийной и советской работе – занимал должности председателя Урайского горисполкома, первого секретаря Пуровского РК КПСС. Находился в самой гуще событий. Однако сегодня я хотела бы раскрыть еще одну страницу его биографии – рассказать о литературном творчестве нашего земляка.

В конце 2011 года вышла очередная книга Николая Дедюхина «Пути-дороги» (избранные повести и рассказы). Николай Николаевич подарил мне авторский экземпляр. Прочитав первые страницы, я не могла оторваться, пока не перелистнула последнюю. Как и в предыдущих сборниках «Время» и «Берега», автор рассказывает о людях Тюменского края, о времени, в котором жили его герои. Основой для сюжетов нередко становилась реальная жизнь: воспоминания детства и юности, рассказы о сверстниках, близких людях, строгой в своем величии северной природе, ее нетронутой первозданности и современных преобразованиях – превращении Западной Сибири в крупнейший нефтегазовый регион.

К сожалению, судьба не подарила Николаю Дедюхину, как и многим его сверстникам, счастливого детства. Отец, Николай Дмитриевич, школьный учитель из с. Сартынья Березовского района, ушел на фронт в первые месяцы войны, оставив на попечение жены шестерых детей. Седьмой, Николай, родился в январе 1942 года, когда отец уже погиб под Старой Руссой. Только благодаря энергии, трудолюбию и заботе матери, Марии Ивановны, дети выжили в те голодные годы. Позже семья перебралась в поселок Березово, где находилась школа-семилетка, и дети могли продолжить образование.

Предки Дедюхиных не были коренными сибиряками.

– Дед, Анатолий Дмитриевич, – как-то рассказывал Николай Николаевич, – жил в Сарапуле, в Удмуртии. Рядом находилась деревня Дедюхино, думаю, наша фамилия оттуда. В 1928 году старший брат отца был направлен в Свердловск на курсы ЦК ВКП(б), а затем на работу в Березовский район, куда позже приехал и мой отец.

Окончив семилетку, Николай решил продолжить дело отца – поступил в Ханты-Мансийское педагогическое училище. По окончании его направили в сельскую школу, где он совмещал работу с учебой на заочном отделении Тюменского педагогического института. После службы в армии вернулся в родные края.

На всем жизненном пути Николай Дедюхин сохранял любовь к литературному творчеству. Первые пробы пера
публиковались в березовской районной газете. В рассказе «Ивановна» автор раскрыл образ матери, показав, как суровая действительность не ожесточила женскую душу. Позже, как историк по образованию, Николай Николаевич провел подробные исследования историко-краеведческого направления. Например, в очерке «Мое Березово» повествуется о ссылке князя Меншикова, об основании поселка Березово в рамках расширения границ Руси, а потом и как места для ссылки.

Задачу сохранения для потомков исторически достоверных картин  образа жизни того времени автор выполняет в этнографическом повествовании «Зыряне». Живые воспоминания детства – и калмыцкий барак, и сцены охоты, и приход впервые в жизни увиденного настоящего парохода – все наше, земное, узнаваемое, пережитое. А позже циклы очерков «Штрихи к портретам», «Они были первыми». Через судьбы своих героев Николай Дедюхин показывает новые времена. Четко вырисовывает детали, строго соблюдает историческую достоверность, проводит колоссальную работу в архивах. Язык повествования прост и доступен, выразителен и стилистически выверен, а основа – конкретный факт.

Вот что говорит о себе Николай Николаевич:

– Я не понимаю литературу, где нет момента познания.

Я – пленник уходящей натуры, уходящего времени. И еще: совесть – мерило сознания, она либо есть, либо нет. У моих героев она просыпается.

Как в картинах художника Александра Митинского мы ищем Тюмень уходящую, так и в прозе Николая Дедюхина потомки будут искать уходящие в прошлое моменты жизни нашего обширного региона. Неравнодушие за будущее этой земли, за тех, кто здесь будет жить, четко прослеживается в его творчестве. Одни пишут по профессии, считает он, другие – если есть что сказать. Думаю, Николаю Дедюхину есть что сказать читателю.

И я, как читательница, закрыв последнюю страницу его новой книги, замечу, что у автора большой запас интереснейшей информации. Но главное даже не это, а то, с каким чувством расстаешься с его героями. Я, например, с таким:

И вновь возвращаешься  в детство.
Умыта, наивно чиста,
Душа обретает в наследство
Все заповеди Христа.

Успехов вам в творчестве, Николай Николаевич, и в работе с ветеранами. И с приближающимся юбилеем!

Светлана ЕРОФЕЕВА,
г. Тюмень



Ранее в сюжете

Настроение

26

С поэтами не расставайтесь…

19

Тюменцы оставили в магазинах более 537 млрд рублей в 2024 году

22 декабря

Тюменская биатлонистка Виктория Сливко стала третьей на этапе Кубка Содружества в Чайковском

22 декабря