Революционный «третий антимонопольный пакет» вступает в силу
В 2011 году значительно возросло количество направленных в антимонопольный орган заявлений с жалобами на незаконные действия компаний, осуществляющих монополистическую деятельность. Таких заявлений поступило 247, что на 20 процентов больше, чем в 2010 году, и в два раза больше, чем в 2009-м.
Об этом сообщил руководитель управления ФАС по Тюменской области Дмитрий Шалабодов на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности Тюменского УФАС России за 2011 год и планам на 2012 год.
С одной стороны, данный факт говорит о возросшем доверии граждан к деятельности антимонопольного учреждения и повышении уровня юридической грамотности населения. С другой – свидетельствует о том, что взаимоотношения между компаниями, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке, хозяйствующими субъектами и гражданами зачастую требуют урегулирования, отметил руководитель управления.
В 2011 году возбуждено 20 дел по фактам нарушения компаниями антимонопольного законодательства. В первую очередь речь идет о злоупотреблении доминирующим положением: например, отказе в выдаче технических условий или в заключении договора технологического подсоединения к сетям.
В этом году успешно завершились судебные разбирательства по ряду крупных и прецедентных дел. Среди них по факту отключения ООО «Тюмень Водоканал» воды в пяти жилых домах, отключения ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» газа в жилом доме.
– Удалось практически на 29 процентов снизить стоимость газа для граждан, проживающих в домах, оборудованных крышными котельными, – подчеркнул Дмитрий Валерьевич. – Это разница между тарифами для населения и тарифами для юридических лиц. Кроме того, антимонопольным органом рассмотрено множество частных дел, касающихся взаимоотношений хозяйствующих
субъектов и отдельных граждан и компаний, занимающих доминирующее положение.
– Частные дела для нас не менее важны, чем крупные, затрагивающие интересы неограниченного круга лиц, – отметил Дмитрий Шалабодов.
Говоря о результатах деятельности управления в сфере надзора за соблюдением закона о рекламе, руководитель ведомства сообщил, что в 2011 году сотрудниками рассмотрено свыше 70 дел о нарушениях норм законодательства, что на 16 процентов меньше, чем в прошлом году.
– Данный факт говорит о том, что рекламодатели и рекламораспространители стали более ответственно относиться к своей деятельности, – считает Дмит-рий Шалабодов.
Большая работа проведена сотрудниками ведомства в части признания незаконной непристойной рекламы, распространяемой рядом периодических печатных изданий. Отрадно, что в вопросе признания тех или иных образов непристойными
и с точки зрения детской психологии, и с точки зрения вероисповедания тюменцы проявляют активную гражданскую позицию, присутствуя на заседаниях комиссий по рассмотрению таких дел.
Вторую часть пресс-кон-ференции посвятили так называемому «третьему антимонопольному пакету». Руководители ведомства рассказали журналистам о новшествах антимонопольного законодательства, в частности таких новеллах, как введение двух новых институтов – предостережение и предупреждение. Они будут выдаваться антимонопольным органам в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства.
В случае надлежащего исполнения предупреждения дело о нарушении не возбуждается и виновное лицо не привлекается к административной ответственности. Таким образом, антимонопольный орган отказывается от карательной практики и переходит к превентивным мерам антимонопольного реагирования.
Одним из главных достижений «антимонопольного пакета» является введение нового для российского законодательства понятия «картель», под которым понимается соглашение между хозяйствующими субъектами – конкурентами. Теперь однозначно установлено, что картеля внутри группы лиц не существует. Также впервые в Кодексе об административных правонарушениях введены понятия обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность для юридических лиц.
Законом о защите конкуренции вводится прямой запрет на установление и (или) взимание не предусмотренных российским законодательством платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
– Любой гражданин, столкнувшийся при получении справок или разрешений с требованием незаконной их оплаты, может обратиться за помощью в антимонопольное управление и ему будет оказана помощь, – пояснил Дмитрий Шалабодов.