Учиться, опережая время
Образование, в том числе профессиональное, переживает не самые спокойные времена. Не первый год обсуждается Закон «Об образовании». Модернизация, «болонизация», качество обучения, содействие трудоустройству выпускников – вот далеко не полный перечень проблем, которые сегодня решает российская образовательная система.
Этим вопросам посвящена книга заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАО, профессора, президента ТюмГУ Геннадия Куцева «Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы». Рецензентами выступили академик РАО, профессор Владимир Загвязинский и доктор педагогических наук, профессор Наталья Милованова.
На презентации Геннадий Филиппович поделился мыслями и фактами, связанными с написанием книги. Своим содержанием монография дополняет концепцию развития профессионального образования Тюменской области.
Сделана попытка осмыслить и проанализировать промежуточные итоги реформ, затеянных в постсоветское и посткризисное время, показать, как развивается образование в условиях глобализации и информатизации.
Термин «высшее образование», по мнению ученого, переходит в разряд анахронизмов, поскольку в наши дни выпускник вуза продолжает время от времени, а то и постоянно учиться дальше, повышая квалификацию и возводя тем самым процесс образования в ранг непрерывного.
– Непрерывность образования – стиль и образ жизни современного интеллигентного человека, – убежден Геннадий Куцев. – Информация очень быстро устаревает. Поэтому и профессиональную переподготовку надо бы проходить не через пять лет, как сейчас, а каждые два-три года.
Такое «сервисное обслуживание» выпускников вуз способен осуществлять с первых дней самостоятельной деятельности молодого специалиста, уверен автор монографии. В модернизации, по мнению Геннадия Куцева, нуждается не только собственно образовательный процесс, но и система управления им.
При всей известной консервативности образовательной среды, по словам заведующей сектором высших учебных заведений Елены Фоминых, в областном департаменте образования и науки есть готовность принять критику, рассмотреть и даже воплотить некоторые из предложений, высказанных президентом
ТюмГУ.
Издание научное, но несомненно представляет интерес и для широкого круга читателей.