Волшебство на Рождество
Как сделать праздник запоминающимся? Известный в России юморист посоветовал для этого просто не пить, хотя даже трезвенникам бывает трудно различить дни рождественских каникул. Проще с незабываемыми впечатлениями у тех, кто решился отправиться в путешествие.
Правильный выбор цели может превратить ваш автомобиль в настоящую машину времени, ведь в нашей стране даже стрелки часов вращаются с разной скоростью.
Когда на Дальнем Востоке покидают ночные клубы, на берегах Балтики начинается бизнес-ланч. Пока горожане ищут средство от гиподинамии – болезни XXI века, жители деревень сохраняют активность, свойственную предкам, засветло управляясь по хозяйству. Российское пространство неразрывно связано со временем такой «теорией относительности», которая и не снилась Эйнштейну. Проехав курсом норд-ост от Тюмени пять сотен верст, мы вернулись лет на сто назад...
Забытая Богом деревня…
По внешним признакам Осиновку можно назвать такой, но, вероятно, именно память о Боге сберегла ее и будет беречь впредь. Основанная в 1884 году «самоходами» – переселенцами из Могилевской губернии, она давно могла бы разделить участь исчезнувших «бесперспективных» деревень. Но сохранилась, более того, стала «центром силы», привлекающим на Рождество великое множество паломников. За это нужно быть благодарным иконе, сохранившейся в Осиновке вопреки всем обстоятельствам, и людям, которые ее сохранили. Местные жители называют ее «Свеча».
История иконы, как и связанного с ней обряда, полна тайн. Можно лишь догадываться, где историческая достоверность рассказа «хранителей» уступает место легенде. Говорят, что образ привезли из города Тара Омской области, затем он находился в церкви соседней деревни Ермаки. В 1937 году храм разрушили, причем жители до сих пор пересказывают воспоминания очевидцев этого варварства. Но икону спасли, спрятали в Осиновке, тайно собирались около нее на Рождество, а после войны она стала переходить из дома в дом. «Свеча», прописываясь на целый год у нового «хозяина», даже во времена воинствующего атеизма, превращала его жилище в храм.
Ежегодно, утром в день Рождества икона переносится в соседний дом, расположенный по этой же стороне улицы, для чего еще засветло выстилают соломой дорожку. На ней верующие преклоняют колени, загадывая желания, когда святыню будут проносить над их головами. Несут икону мужчины, обычно хозяева передающего и принимающего реликвию дома. Их жены провожают и встречают «Свечу» со слезами, одни – сожаления, другие – радости. И всех желающих в этот день ожидает угощение, по-деревенски простое, но обильное!
Отеческое благословение
Уже пять лет праздник в Осиновке проходит с участием представителей Православной церкви. Сейчас это молодой настоятель Викуловского храма иерей Владимир. По его мнению, икона стала символом веры, жившей в душах людей, несмотря на внешние запрещения. Она сохранилась в советское время, когда даже величественные храмы сравнивались с землей. Это ли не чудо, свидетелем которого мы стали?
– Я бы сказал, что это начало чуда, ведь и сегодня мы стоим на пороге духовного распутья, не зная, куда мы будем двигаться и как будет развиваться наша культура, – считает отец Владимир. – Этот обряд есть своего рода возрождение сельской жизни, ведь раньше на Руси в каждом селе существовали подобные обычаи. Мы видим перекличку народной и церковной традиции, как она дальше выразится – зависит от всех нас… Если такая традиция приведет к возрождению сельской жизни, это будет самое величайшее чудо, которое могло произойти на нашей земле.
Говоря о том, насколько «полезно» привлекать внимание к этой традиции, священник предупредил, что из-за праздного интереса ее можно потерять. «Хотелось, чтобы с нее началось возрождение духовной жизни, – заметил батюшка. – Рассказать об этом можно, но не с тем, чтобы люди рвались сюда в надежде, что их жизнь наладится и проблемы решатся. Идти к Богу с потребительскими запросами неправильно, нужно просить житейской мудрости, тогда и найдется решение вопросов, которые нас ставят в тупик».
Еще одним шагом к экономическому и духовному возрождению территории может стать возрождение сельского храма. Отец Владимир предупредил, что делать это будет сложно, как и любое богоугодное дело, а начинать его нужно с благословения владыки Димитрия. Но прежде надо понять, смогут ли в этом селе создать хотя бы общину, которая будет регулярно собираться и молиться. Готовы ли люди к самостоятельной духовной жизни? Община должна показать это и стать фундаментом будущего храма. Настоятель Викуловского храма заверил, что епархия никогда не оставит такую общину и администрация области, приветствуя возрождение духовной жизни, окажет ей поддержку. «Все зависит от народа, – заверил священник, – если люди пожелают и покажут, что им нужен этот храм, он появится!»
И все-таки насколько тесно переплетено все в нашем Отечестве, например, свет духовный и электрический. Находясь в Осиновке, было приятно слышать от гостей из других регионов России комплименты в адрес тюменских деревень. Оказывается, они у нас «светлые» в прямом и переносном смысле: то есть, независимо от их размера, имеют уличное освещение. А это многое значит для территории, где долгота дня на Рождество составляет чуть больше семи часов.