Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Успеть до взрыва

Слушать новость
Успеть до взрыва. .

Членов экипажа вертолета, упавшего в тайге, спасли вахтовики


20 декабря по информационным агентствам России пронеслось трагическое сообщение: грузовой вертолет, перевозивший дизельное топливо, упал недалеко от села Тайлаково Сургутского района ХМАО – Югры.

Новости, отрывочно поступавшие из разных источников, в течение дня менялись: указывалось разное число погибших, уточнялся состав экипажа и название местности. Среди информационного хаоса лишь немногие смогли распознать в Усть-Ягутском месторождении, с которого якобы вылетел вертолет, знакомое жителям Тюменской области Усть-Тегусское – удаленное от Большой земли месторождение ООО «ТНК-Уват», на которое вертолетами и по зимним дорогам перевозится топливо и материально-технические ресурсы для ведения нефтедобычи. Что происходило в момент аварии на самом деле, узнали от очевидцев несколько дней спустя.

Первый огонь


Мастер цеха материально-технического обеспечения нефтяной компании «ТНК-Уват» Евгений Лысов не первый день находился на площадке зацепки/отцепки грузов на Тайлаковском месторождении компании «Славнефть – Мегионнефтегаз». Здесь он вместе с представителями подрядных организаций встречал автомобили, доставлявшие на промыслы топливо из Нижневартовска. Оператор-электрик перекачивал топливо в специальные емкости. Когда прилетал вертолет, стропальщики отцепляли от него пустые баки, загружали наполненные и команда летчиков авиакомпании «ЮТэйр» доставляла их на Усть-Тегусс. Процедура повторялась по несколько раз  в день и была, в общем-то, вполне привычной.

Утром 20 декабря все было как всегда. Примерно в 9 часов 30 минут к площадке стал приближаться грузовой вертолет. Ми-26 – самая тяжелая винтокрылая машина из всех ныне эксплуатирующихся. При снижении такой вертолет поднимает сильнейший ветер, поэтому кроме двух стропальщиков, готовившихся к отцепке груза, других рабочих на площадке не было. Все ушли в вагоны обогрева персонала дожидаться окончания процесса погрузки.

«В этот момент раздался звук тяжелого удара о землю. Вижу: разрушенный вертолет, клубы дыма, огонь из фюзеляжа. Я сразу организовал людей для спасения экипажа и доложил по телефону в Тюмень начальству, что произошло», – вспоминает Евгений Лысов. Евгений первым рванул к вертолету.

«Куда бежишь, сейчас взорвется!» – кричали свидетели происшествия. Евгений их не слышал. Единственное, о чем думал: в вертолете могут быть живые люди и их еще можно спасти, ведь огонь в фюзеляже только начинал разгораться. Чуть помедлишь – и уже точно никого не останется в живых. Он помнил: вертолет только вчера заправился, его баки полны керосина. Первое, что нужно сделать – сбить огонь!

Работали сплоченной командой


Команда – дизелист, элект-рик, водитель, стропальщики и их «бригадир» мастер цеха МТО – действовала оперативно.
Огнетушителями сбили разгоравшееся пламя. Члены экипажа, оказавшиеся в западне внутри вертолета, стали подавать сигналы о помощи. Евгений знал, что их должно быть шестеро. Четверо находились в кабине. Пришлось ломом с пожарного щита разбить стекло кабины пилотов. Огонь, осколки, разбитая техника, шипение керосина, капающего на раскаленное железо, тяжелый пар  в воздухе, запах гари, оглушающий гул еще работающего двигателя… Ничто не остановило людей, бросившихся спасать пострадавших. Штурмана, бортинженера и двух пилотов, заваленных кусками выломанных приборов, удалось вытащить из кабины. Евгений высвобождал пострадавших и передавал в руки товарищей. На одеялах, принесенных из вагонов обогрева, людей уносили на безопасное расстояние. Состояние их было крайне тяжелым.

Пятого члена экипажа обнаружили недалеко от вертолета. Его выбросило из фюзеляжа во время падения. По воле судьбы он пострадал меньше всех. И наконец, шестой. Евгений обнаружил его  в фюзеляже. «Признаков жизни он не подавал. На него обрушились тяжелые конструкции вертолета и достать его без специальной техники было невозможно», – вспоминает спасатель-доброволец.

Спасение людей стало результатом слаженных действий коллектива, работавшего на Тайлаковском месторождении. Никто слабину не проявил. Подключилась вся команда: молодые ребята с «Омского причала» стропальщики Александр Цупиков и Виктор Работницкий, оператор-электрик компании «СибТЭК» Виталий Яхно, водитель из «Автотранссервиса» Сергей Скородумов, дизелист из «Универсалсервиса» Юрий Джурбий.

После спасения


Когда всех пострадавших разместили в теплых вагонах, сотрудник «ТНК-Уват» и его коллеги из подрядных организаций оказали раненым первую доврачебную медицинскую помощь. Вскоре подоспели специалисты – медики и пожарная команда. Пострадавших увезли в госпиталь. Полностью потушить огонь удалось только к вечеру.

Некоторые упрекали добровольцев за то, что без специальной подготовки бросились к горящему вертолету. Но всем было понятно: если бы не их смелость, погибли бы все члены экипажа. Ведь уже после их эвакуации начали взрываться топливные
баки.

В компании «ТНК-Уват» не удивились героизму, проявленному мастером цеха. Андрей Хазов, наставник и руководитель Евгения Лысова, сразу распознал в сотруднике человека надежного и ответственного: «Евгения приняли на работу всего два  с половиной месяца назад. Чем он меня подкупил? Человек уже немолодой, имел опыт работы с людьми. Служил в армии, подполковник запаса. Умеет брать на себя ответственность и быстро принимать решения. Случилась чрезвычайная ситуация – и парни достойно справились с ней. Желание помочь у них оказалось сильнее, чем инстинкт самосохранения».

Евгений вспоминал, как уже после завершения спасательной операции пришло осо-знание, что баки с керосином в любой момент могли взорваться. Но теперь это  в прошлом: «Вести из госпиталя радуют. Пострадавшие с тяжелыми травмами пришли в сознание. Кто-то частично, кто-то полностью. Остальные более-менее хорошо себя чувствуют. Счастлив за людей, за спасенные жизни».

Членов экипажа вертолета, упавшего в тайге, спасли вахтовики


20 декабря по информационным агентствам России пронеслось трагическое сообщение: грузовой вертолет, перевозивший дизельное топливо, упал недалеко от села Тайлаково Сургутского района ХМАО – Югры.

Новости, отрывочно поступавшие из разных источников, в течение дня менялись: указывалось разное число погибших, уточнялся состав экипажа и название местности. Среди информационного хаоса лишь немногие смогли распознать в Усть-Ягутском месторождении, с которого якобы вылетел вертолет, знакомое жителям Тюменской области Усть-Тегусское – удаленное от Большой земли месторождение ООО «ТНК-Уват», на которое вертолетами и по зимним дорогам перевозится топливо и материально-технические ресурсы для ведения нефтедобычи. Что происходило в момент аварии на самом деле, узнали от очевидцев несколько дней спустя.

Первый огонь


Мастер цеха материально-технического обеспечения нефтяной компании «ТНК-Уват» Евгений Лысов не первый день находился на площадке зацепки/отцепки грузов на Тайлаковском месторождении компании «Славнефть – Мегионнефтегаз». Здесь он вместе с представителями подрядных организаций встречал автомобили, доставлявшие на промыслы топливо из Нижневартовска. Оператор-электрик перекачивал топливо в специальные емкости. Когда прилетал вертолет, стропальщики отцепляли от него пустые баки, загружали наполненные и команда летчиков авиакомпании «ЮТэйр» доставляла их на Усть-Тегусс. Процедура повторялась по несколько раз  в день и была, в общем-то, вполне привычной.

Утром 20 декабря все было как всегда. Примерно в 9 часов 30 минут к площадке стал приближаться грузовой вертолет. Ми-26 – самая тяжелая винтокрылая машина из всех ныне эксплуатирующихся. При снижении такой вертолет поднимает сильнейший ветер, поэтому кроме двух стропальщиков, готовившихся к отцепке груза, других рабочих на площадке не было. Все ушли в вагоны обогрева персонала дожидаться окончания процесса погрузки.

«В этот момент раздался звук тяжелого удара о землю. Вижу: разрушенный вертолет, клубы дыма, огонь из фюзеляжа. Я сразу организовал людей для спасения экипажа и доложил по телефону в Тюмень начальству, что произошло», – вспоминает Евгений Лысов. Евгений первым рванул к вертолету.

«Куда бежишь, сейчас взорвется!» – кричали свидетели происшествия. Евгений их не слышал. Единственное, о чем думал: в вертолете могут быть живые люди и их еще можно спасти, ведь огонь в фюзеляже только начинал разгораться. Чуть помедлишь – и уже точно никого не останется в живых. Он помнил: вертолет только вчера заправился, его баки полны керосина. Первое, что нужно сделать – сбить огонь!

Работали сплоченной командой


Команда – дизелист, элект-рик, водитель, стропальщики и их «бригадир» мастер цеха МТО – действовала оперативно.
Огнетушителями сбили разгоравшееся пламя. Члены экипажа, оказавшиеся в западне внутри вертолета, стали подавать сигналы о помощи. Евгений знал, что их должно быть шестеро. Четверо находились в кабине. Пришлось ломом с пожарного щита разбить стекло кабины пилотов. Огонь, осколки, разбитая техника, шипение керосина, капающего на раскаленное железо, тяжелый пар  в воздухе, запах гари, оглушающий гул еще работающего двигателя… Ничто не остановило людей, бросившихся спасать пострадавших. Штурмана, бортинженера и двух пилотов, заваленных кусками выломанных приборов, удалось вытащить из кабины. Евгений высвобождал пострадавших и передавал в руки товарищей. На одеялах, принесенных из вагонов обогрева, людей уносили на безопасное расстояние. Состояние их было крайне тяжелым.

Пятого члена экипажа обнаружили недалеко от вертолета. Его выбросило из фюзеляжа во время падения. По воле судьбы он пострадал меньше всех. И наконец, шестой. Евгений обнаружил его  в фюзеляже. «Признаков жизни он не подавал. На него обрушились тяжелые конструкции вертолета и достать его без специальной техники было невозможно», – вспоминает спасатель-доброволец.

Спасение людей стало результатом слаженных действий коллектива, работавшего на Тайлаковском месторождении. Никто слабину не проявил. Подключилась вся команда: молодые ребята с «Омского причала» стропальщики Александр Цупиков и Виктор Работницкий, оператор-электрик компании «СибТЭК» Виталий Яхно, водитель из «Автотранссервиса» Сергей Скородумов, дизелист из «Универсалсервиса» Юрий Джурбий.

После спасения


Когда всех пострадавших разместили в теплых вагонах, сотрудник «ТНК-Уват» и его коллеги из подрядных организаций оказали раненым первую доврачебную медицинскую помощь. Вскоре подоспели специалисты – медики и пожарная команда. Пострадавших увезли в госпиталь. Полностью потушить огонь удалось только к вечеру.

Некоторые упрекали добровольцев за то, что без специальной подготовки бросились к горящему вертолету. Но всем было понятно: если бы не их смелость, погибли бы все члены экипажа. Ведь уже после их эвакуации начали взрываться топливные
баки.

В компании «ТНК-Уват» не удивились героизму, проявленному мастером цеха. Андрей Хазов, наставник и руководитель Евгения Лысова, сразу распознал в сотруднике человека надежного и ответственного: «Евгения приняли на работу всего два  с половиной месяца назад. Чем он меня подкупил? Человек уже немолодой, имел опыт работы с людьми. Служил в армии, подполковник запаса. Умеет брать на себя ответственность и быстро принимать решения. Случилась чрезвычайная ситуация – и парни достойно справились с ней. Желание помочь у них оказалось сильнее, чем инстинкт самосохранения».

Евгений вспоминал, как уже после завершения спасательной операции пришло осо-знание, что баки с керосином в любой момент могли взорваться. Но теперь это  в прошлом: «Вести из госпиталя радуют. Пострадавшие с тяжелыми травмами пришли в сознание. Кто-то частично, кто-то полностью. Остальные более-менее хорошо себя чувствуют. Счастлив за людей, за спасенные жизни».



Нужно больше развлечений: в тюменском ЦУМе предрекли будущее торговых центров

22 декабря

Тюменцы оставили в магазинах более 537 млрд рублей в 2024 году

22 декабря