Раздвигая сумрак над Землей
12 января исполняется 105 лет со дня рождения Сергея Королева (1907–1966)
Помню, фильм «Укрощение огня» первый раз смотрела на одном дыхании. Чего стоила музыка Андрея Петрова, перекликающаяся своей устремленностью в неведомые дали с известной сюитой Георгия Свиридова «Время, вперед!». И пусть фильм 1972 года снят лишь по мотивам биографии Сергея Королева, тем не менее личность великого конструктора ракетной техники наконец выступила из-за спин известных всему миру космонавтов.
В январе родился (12-го, в 1907-м), в январе же и умер (14-го, в 1966-м). Между этими датами всего 59 лет, а такая мощь в этом человеке, что целую страну в космос поднял. Да что там страну – все человечество.
Родина Сергея Павловича – город Житомир, что на территории нынешней Украины. Родители были учителями, рано развелись. Отчим, Георгий Баланин, тоже учительствовал, помимо педагогического, имел инженерное образование – возможно, он и заложил отроку тягу к технике: еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиации.
В 1921 году познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 – как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.
Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926-го перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана. Одновременно учился в Московской школе летчиков.
С 1927 года Сергей Королев уже работал в авиационной промышленности. Ему принадлежит авторство ряда конструкций успешно летавших планеров. Познакомился с работами Константина Циолковского, успел при жизни того (в 1929 году) встретиться со своим, как окажется, предшественником в развитии идей ракетостроения. Тогда-то и увлекся созданием летательных аппаратов ракетного типа.
Как многие передовые люди того времени, Сергей Королев не избежал сталинских репрессий: сначала был осужден на десять лет лагерей, потом срок сократили до восьми с направлением в московскую спецтюрьму НКВД, где под руководством Андрея Туполева, также заключенного, он активно участвовал в создании самолетов и другой авиатехники для нужд фронта.
Королев – единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено в 1956-м, а реабилитирован в 1957 году).
Выдающиеся организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет возглавлять и направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов. Ракетно-космические системы, во главе
разработки которых стоял Сергей Королев, позволили впервые в мире осуществить запуск искусственных спутников Земли и Солнца, автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд», и, конечно, пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космические полеты человека и осуществлен выход в космическое пространство.
Луна, как ближайшее к Земле небесное тело, не могла не привлекать конструктора: с середины 1950-х годов Королев вынашивал идеи запуска человека на Луну. При поддержке Хрущева разрабатывалась соответствующая космическая программа, которая однако по ряду причин так и не была реализована при жизни Сергея Павловича, а пришедший на смену Хрущеву Брежнев не придавал лунной программе большого значения. После смерти Королева работы были свернуты. Программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.
При жизни имя Королева считалось секретным. Оно не упоминалось в новостях ни при запуске спутников, ни при полете Юрия Гагарина. Тем не менее впоследствии именем Королева стали называться улицы, ему устанавливали памятники.
Сам он похоронен у Кремлевской стены. Советская пропаганда говорила о нем как о гениальном ученом, основоположнике космонавтики, лишь замалчивала факт ареста и пребывания в лагерях.