О душе и вечности
Солнце медленно всплывало из-за высотного многоэтажного дома, оно осветило часть небольшого кабинета Николая Русинова. Лучи с трудом пробивались сквозь густую листву стоящих под окнами деревьев, достигающих третьего этажа. Полутьма поредела, забрезжил рассвет. Хозяин кабинета закончил предложение начатой статьи о бессмертии Души, сладко потянулся, выключил настольную лампу и мысленно переключился на дела предстоящего дня.
Земное
Народом подмечено: утро всегда обещает, вечер грустит и прощает. Резко хлопнула входная дверь, это возвращался, почти каждый день под утро, сын Игорь. Николай Дмитриевич давно перестал заниматься морализаторством, он понимал: у молодых людей нет ни прошлого, ни будущего (пока), но в отличие от нас, стариков, они умеют жить и пользоваться настоящим. Молодые люди в большинстве своем употребляют лучшую часть жизни на то, чтобы сделать другую часть печальней и несчастней.
Думая о сыне, о его любовных похождениях, Николай Дмитриевич пытался поставить себя на место сына и даже оправдать его.
Почти у каждого человека, перешедшего тридцатилетний рубеж, есть своя история любви, окрашенная особым колоритом, не похожим на другие любовные истории, так как люди все разные, уникальные и неповторимые по своей природной сущности.
Сегодняшние средства массовой информации почти всех цивилизованных стран обожествляют тело и утверждают, что оно диктует душе условия. Не получается переключиться на другие темы, подумал Николай Дмитриевич. Философы прошлого и настоящего много писали об автономности души, не соотнося ее с телом, по мнению некоторых, они как две параллельные прямые – не пересекаются друг с другом. Можно ли приравнять, примирить духовное и телесное? Человек бинарен, и причина этого явления связана с его природной и социальной, духовной сущностью.
Неожиданно в кабинет вошел Игорь и прервал размышления о душе.
– Батя, ты знаешь, что во втором подъезде нашего дома сразу две смерти? Вчера умерла на лестничной площадке девушка-наркоманка от передозировки и молодой мужчина от паленой водки... Батя, ты размышляешь, много читаешь; кругом убийства, страдания, пожары, катастрофы: авиационные, железнодорожные, речные. Объясни, что происходит в стране, в мире. Смерть стала заурядным явлением...
– Игорь, смириться со смертью и понять ее невозможно. Смерть – тема извечная, человечество с момента возникновения делает попытки ее понять, но она привычно-неразрешима. Непостижимость ее не дает каждому новому поколению, вопрошающему уму покоя и забвения, люди снова и снова стремятся разгадать табуированный феномен человеческого бытия. Она стоит за дверью, незримая и такая близкая, неожиданная. Люди никогда не привыкнут к смерти, она, с одной стороны, вызывает страх, а с другой – удивительную беспечность. Все разумные люди понимают, что финал жизни каждого человека, уход в небытие – это естественный закон природы, но смерть ужасает и поражает. В биологическом аспекте жизнь есть эвтаназия природы. Между жизнью и смертью грань стирается и уходит в бесконечность природной естественной детерминации, связанной с рождением, смертью обновляющихся поколений в обществе. Есть такое выражение: «Кто теряет свою жизнь, тот ее находит». Человек подлинно возвышенных мыслей и чувств, согласно христианству, должен противостоять не только мирскому искушению, но и мысли, что на Земле возможно создать вечное проживание одного поколения людей, что противоречит законам природы.
На физиологическом и духовном уровне жизнь есть постоянное воспроизведение себе подобных. Но на духовном уровне она порождает нечто большее, чем жизнь.
Бессмертное
– Отец, ты считаешь, что вера в Бога спасает людей от страха смерти, а какова при этом роль разума?
– Хороший вопрос, Игорь. Лев Толстой в конце своей жизни задавал себе один и тот же вопрос: «Что я такое? Разум ничего не говорит на эти вопросы сердца. Отвечает на это только какое-то чувство в глубине сознания». Может, это душа ищет ответы на подобные вопросы? Смерть, по Толстому, есть перенесение себя из жизни мирской (то есть временной) в жизнь вечную, и поэтому ее нет. Толстой пытался следовать предписаниям Екклезиаста, сердцем и разумом испытать все, что делается под солнцем. Толстой делил жизнь на три фазиса, третий фазис связывал с деятельностью на благо людей. Его религиозное сознание стремилось к осуществлению царства Божьего на Земле. В христианстве Бог наделен субстанциональным бытием и в качестве такового оно бессмертно. Человек всегда стремился к подобию Бога.
– Отец, люди в стремлении познать Бога изнашиваются физически и духовно и не достигают Его подобия, так как Он запределен и надличностен. Над этой тайной размышляли самые выдающиеся умы человечества, как и над тайной, что такое душа? Иногда общаешься с людьми и думаешь, что у них нет души или она немотствует, омертвела, а она, как писал Николай Заболоцкий, обязана трудиться и день и ночь, ночь и день.
– Мир, Игорь, многомерен, у жизни свой сценарий. Как различны люди, так и душа представляет множество модификаций. Начиная с детства, совершенствуется, обретая духовную силу. Душа – это особая форма бытия сущего. Древнегреческие философы наделяли душу различными субстанциями. Гераклит определял душу как смесь воды и огня, благородного, мудрого
и низменного начал. Демокрит понимал душу как особое расположение сферически подвижных атомов. Александр Радищев в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» сталкивал два воззрения на природу души: согласно первому, душа обладает вещественной природой и умирает вместе с телом, согласно второму, душа бестелесна и сохраняется после смерти, то есть бессмертна. Константин Циолковский полагал, что душа представляет высшую материю – «биоплазму». Сегодня даже люди, исповедующие материалистические воззрения, независимо от религиозной принадлежности приходят к представлению о существовании человеческой души. Духовная зрелость всегда связана с творчеством, с созиданием. У Федора Тютчева есть такие строки:
О, вещая Душа моя,
О, сердце, полное тревоги.
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Многие философы, писатели вкладывают душу во все земное, природное. Поэт Жерар де Нерваль писал:
В любом цветке – душа,
открытая природе,
Металл в себе любви
влечения находит.
Все дышит.
И твоим все правит естеством.
Материя сама в себе глагол хранит.
В смиренном существе
нередко Бог сокрыт...
Непостижимое
После всех обыденных размышлений о душе, разговора с сыном Николай Дмитриевич подумал, а в состоянии ли он ответить на данный вопрос? Ответ заключается в том, что возможность дать определение душе или нет зависит от того, какова область уместности обобщения. Безусловно, каждый исследователь, берущийся за эту проблему, вынужден ограничиться просто констатацией своей позиции, обосновывая ее в более полном изложении, чем его предшественники... Душа непостижима до конца, как и каждый человек, приходящий в этот мир. Поэт Георгий Иванов в одном из своих стихотворений написал:
Сиянье. Душа человека,
Как лебедь, поет и грустит,
И крылья раскинув широко,
Над бурями темного века
В беззвездное небо летит...
Душа будет лететь в беззвездное небо, пока существует человечество, подвел итог своим размышлениям Николай Дмитриевич.