Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Великий ученый-практик

Общество, 01:02, 12 января 2012,
Слушать новость
Великий ученый-практик. .

Открытия ученого-естествоиспытателя обогатили многие отрасли знания


Завершаем цикл публикаций, посвященных 300-летию со дня рождения Михаила Ломоносова. Он был не только выдающимся ученым, но  и великим практиком. Наиболее крупными, государственно значимыми проектами были его научные разработки по освоению природных богатств России, организации просвещения русского народа, освоению Сибири и Северного Ледовитого океана. Основы этих проектов заложил еще Петр I: стране нужны были сталь, медь, золото, серебро и образованные люди.

Изучение ископаемого богатства своей страны и способствование развитию в ней горного промысла и металлургии Михаил Ломоносов считал важнейшей своей обязанностью: «Главное мое дело есть горная наука», – писал он  в письме к историку Василию Татищеву. В 1757–1759 годах Ломоносов работал над составлением трактата « О слоях земных».Это было первое российское систематическое изложение геологических знаний и первое практическое руководство к поискам месторождений полезных ископаемых.

«Рудные жилы суть в каменных горах щели, наполненные рудами и жильными минералами», – пишет он  в главе 2. «Выгоняется подземным жаром из каменных углей бурая и черная масляная материя, сие есть каменное масло, смола, нефть, которые из одного начала происходят», – так 250 лет назад Михаил Ломоносов обосновал органическое происхождение нефти.

В 1761 году Ломоносовым был составлен «Проект собирания минералов», утвержденный императрицей Елизаветой Петровной в качестве Указа. Он предусматривал участие граждан России и содержателей разных заводов в поисках полезных ископаемых и обязывал присылать в Академию наук разные руды со своих заводов, на бумажных обертках присылаемых минералов ставить нумеры, обозначать места их отбора, обучать минералогии и пробирному делу молодых людей. В 1754 году Михаил Ломоносов разрабатывает проект Московского университета, университетского устава и учебных планов.

При университете были устроены две гимназии. В 1758 году он составил проект регламента Академической гимназии, в программу гимназического образования ввел русский язык, русское красноречие, русскую историю. Он утверждал, что иностранные языки (прежде всего латинский) необходимо изучать серьезным образом, а преподавание оснований наук (арифметики, геометрии и географии) вести на русском языке. Предметом особой заботы Ломоносова было моральное воспитание гимназистов: он требует от них соблюдения религиозно-нравственных заветов и «простирать крайнее прилежание к наукам и никакой другой склонности не внимать. Все, что помогает учению, – добродетельно, а что мешает – порочно». Вместе с Иваном Шуваловым Ломоносов добивался расширения сети гимназий по всей России: стране нужны грамотные люди – врачи, аптекари, юристы, садовники, металлурги и прочие. Но императрица Екатерина II только в 1786 году подписала указ о народных училищах.

В 1755 году Михаил Ломоносов представил письмо в канцелярию Академии наук «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» и с тех пор не переставал заниматься этим вопросом. В 1763 году отправил в Морское ведомство «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Северным океаном в Восточную Индию», в котором приводит историю покорения Русского Севера трудами русских землепроходцев, мореходов и купцов: Федота Попова, Семена Дежнева, Никифора Малыгина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Семена Челюскина и других. Они «принесли много пользы, изведав и описав почти все берега Сибирские, открыли много мест, изобильных рыбой и морским зверем».

«Северный океан, – пишет Михаил Ломоносов, – есть пространное поле, где усугубиться может русская слава, соединенная с беспримерною пользою, через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Завершается «Краткое описание» вещими словами: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений в Азии и Америке».

Проект нашел поддержку в верхах, и началась подготовка к экспедиции. Ломоносов принял активное участие в подготовке экспедиции. Руководителем экспедиции был назначен капитан I ранга Василий Чичагов. Маршрут экспедиции был определен в направлении между Гренландией и Шпицбергеном. Ломоносов составил «Примерную инструкцию морским командующим офицерам, отправляющимся к соисканию пути на восток северным Сибирским океаном», которая обязывала записывать все наблюдаемые явления природы, виды берегов и островов, глубину и течение моря и другие.

9 мая 1765 года, месяц спустя после смерти Михаила Ломоносова, экспедиция Чичагова взяла курс на Шпицберген, направилась к Гренландии, достигнув 80о 26´ северной широты 23 июля.

Дальнейший путь кораблям преграждали сплошные льды, и экспедиция вернулась в Архангельск 26 августа. Она доказала, что Северный океан весь покрыт льдами и закрыт для прохода морских судов.

Евгений МАКСИМОВ, доктор геолого-минералогических наук, профессор

Открытия ученого-естествоиспытателя обогатили многие отрасли знания


Завершаем цикл публикаций, посвященных 300-летию со дня рождения Михаила Ломоносова. Он был не только выдающимся ученым, но  и великим практиком. Наиболее крупными, государственно значимыми проектами были его научные разработки по освоению природных богатств России, организации просвещения русского народа, освоению Сибири и Северного Ледовитого океана. Основы этих проектов заложил еще Петр I: стране нужны были сталь, медь, золото, серебро и образованные люди.

Изучение ископаемого богатства своей страны и способствование развитию в ней горного промысла и металлургии Михаил Ломоносов считал важнейшей своей обязанностью: «Главное мое дело есть горная наука», – писал он  в письме к историку Василию Татищеву. В 1757–1759 годах Ломоносов работал над составлением трактата « О слоях земных».Это было первое российское систематическое изложение геологических знаний и первое практическое руководство к поискам месторождений полезных ископаемых.

«Рудные жилы суть в каменных горах щели, наполненные рудами и жильными минералами», – пишет он  в главе 2. «Выгоняется подземным жаром из каменных углей бурая и черная масляная материя, сие есть каменное масло, смола, нефть, которые из одного начала происходят», – так 250 лет назад Михаил Ломоносов обосновал органическое происхождение нефти.

В 1761 году Ломоносовым был составлен «Проект собирания минералов», утвержденный императрицей Елизаветой Петровной в качестве Указа. Он предусматривал участие граждан России и содержателей разных заводов в поисках полезных ископаемых и обязывал присылать в Академию наук разные руды со своих заводов, на бумажных обертках присылаемых минералов ставить нумеры, обозначать места их отбора, обучать минералогии и пробирному делу молодых людей. В 1754 году Михаил Ломоносов разрабатывает проект Московского университета, университетского устава и учебных планов.

При университете были устроены две гимназии. В 1758 году он составил проект регламента Академической гимназии, в программу гимназического образования ввел русский язык, русское красноречие, русскую историю. Он утверждал, что иностранные языки (прежде всего латинский) необходимо изучать серьезным образом, а преподавание оснований наук (арифметики, геометрии и географии) вести на русском языке. Предметом особой заботы Ломоносова было моральное воспитание гимназистов: он требует от них соблюдения религиозно-нравственных заветов и «простирать крайнее прилежание к наукам и никакой другой склонности не внимать. Все, что помогает учению, – добродетельно, а что мешает – порочно». Вместе с Иваном Шуваловым Ломоносов добивался расширения сети гимназий по всей России: стране нужны грамотные люди – врачи, аптекари, юристы, садовники, металлурги и прочие. Но императрица Екатерина II только в 1786 году подписала указ о народных училищах.

В 1755 году Михаил Ломоносов представил письмо в канцелярию Академии наук «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» и с тех пор не переставал заниматься этим вопросом. В 1763 году отправил в Морское ведомство «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Северным океаном в Восточную Индию», в котором приводит историю покорения Русского Севера трудами русских землепроходцев, мореходов и купцов: Федота Попова, Семена Дежнева, Никифора Малыгина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Семена Челюскина и других. Они «принесли много пользы, изведав и описав почти все берега Сибирские, открыли много мест, изобильных рыбой и морским зверем».

«Северный океан, – пишет Михаил Ломоносов, – есть пространное поле, где усугубиться может русская слава, соединенная с беспримерною пользою, через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Завершается «Краткое описание» вещими словами: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений в Азии и Америке».

Проект нашел поддержку в верхах, и началась подготовка к экспедиции. Ломоносов принял активное участие в подготовке экспедиции. Руководителем экспедиции был назначен капитан I ранга Василий Чичагов. Маршрут экспедиции был определен в направлении между Гренландией и Шпицбергеном. Ломоносов составил «Примерную инструкцию морским командующим офицерам, отправляющимся к соисканию пути на восток северным Сибирским океаном», которая обязывала записывать все наблюдаемые явления природы, виды берегов и островов, глубину и течение моря и другие.

9 мая 1765 года, месяц спустя после смерти Михаила Ломоносова, экспедиция Чичагова взяла курс на Шпицберген, направилась к Гренландии, достигнув 80о 26´ северной широты 23 июля.

Дальнейший путь кораблям преграждали сплошные льды, и экспедиция вернулась в Архангельск 26 августа. Она доказала, что Северный океан весь покрыт льдами и закрыт для прохода морских судов.

Евгений МАКСИМОВ, доктор геолого-минералогических наук, профессор



В Тюменской области проводят встречи с предпринимателями, пострадавшими от паводка

25 апреля

В УФО за объекты благоустройства проголосовали уже 2 миллиона человек

25 апреля