Оставайтесь зрителями!
«Жизнь бесполезную влача без куража, мечты и жажды под действие кинолуча, как под секиру палача, попал и я ...однажды». Примерьте эти строки на себя и убедитесь, что все мы в той или иной степени зависимы от величайшего аттракциона ХХ века – кинематографа.
Многих киноманов это определение может возмутить, ведь уже добрую сотню лет кино считается искусством, по мнению Ленина, «важнейшим для дела мировой революции». Но 28 декабря 1895 года первый киносеанс братьев Люмьер в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок не претендовал на интеллектуальные высоты. Это было незатейливое развлечение, типа комнаты страха, впрочем, очень технологичное по тем временам. Публике предложили стать свидетелями «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» и незатейливых парижан это зрелище по-настоящему потрясло. Они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что поезд вырвется с экрана и всех раздавит.
Эксперименты с показом кинохроники происходили и раньше, но за пережитый на бульваре Капуцинок страх зрители впервые заплатили свои кровные денежки. Сколько киноиндустрии удалось заработать с того момента, как Огюст и Луи Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф», посчитать невозможно. Но то, что это изобретение изменило мир – очевидно. Можно предположить, что кинематограф повлиял и на судьбу России: премьера первого фильма «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова состоялась 15 октября 1908 года. Он был снят по мотивам песни «Из-за острова на стрежень» о знаменитом борце за права угнетенных или, по другой версии, бандите Степане Разине.
Видимо, российские зрители тогда хотели перемен и справедливого распределения богатств. Длился первый российский фильм всего семь минут, а уже через девять лет Российской империи не стало... Технологии воздействуют на человечество зачастую против его воли. То, что создается как возможность для отдыха, со временем может подчинить своей воле. Не торопитесь стать участниками очередного шоу...