×
В социальных сетях
В печатной версии

Под обложкой книги сказок и легенд

28.12.2011
01:02
Под обложкой книги сказок и легенд. None. Зимой театральная Тюмень остается верна себе: для дорогих и любимых зрителей три городские сцены – кукольная, молодежная и драматическая – обычно дарят новогодние премьеры. Тематика соответствующая: это истории, в финале которых торжествуют добро, справедливость, вера, счастье. Нынче театр кукол и драматический театр взяли в работу любимые каждым из нас с детства сказочные материалы Андерсена и Гофмана. «Ангажемент», напротив, обратился к… библейскому сюжету Вселенского потопа, но представил его не занудно-дидактически-пафосно, а вполне себе удобоваримо для среднестатистического провинциала. В этом творческом состязании не проиграл никто. А все вместе три труппы сделали потрясающий праздник для детворы и взрослого народа.Доброта – она от нас…Почти часовой спектакль «Снежная королева» по грустно-лирическому сказочнику Андерсену – выбор Тюменского театра кукол. Главный режиссер Сергей Грязнов облизывался на него давно. И вот решился, в качестве главного мастера по куклам пригласив известного кудесника-керамиста Александра Кухтерина. Герои, конечно же, получились не такими, как  у главного художника театра Сергея Перепелкина (в глазах его куколок, даже если это развеселая постановка, всегда читается светлая печаль, ко всему человечеству обращенная). Кухтеринские тростевые Герда, Кай, Бабушка, говорящие цветы в царском дворце, Карл и Клара, Разбойница, Олень, да  и сама властительница ледяного мира Снежная Королева и румяны, и озорны, и, как сказал бы великолепный Карлсон, «в меру упитаны, в самом расцвете сил». Главные роли в премьере достались Ларисе Шереметьевой и Алексею Усову. Для обоих это дебют! В театре Усов работает не так давно, Шереметьева, напротив, старожил, но, имея чисто драматическое образование, с первой куклой доселе не выступала.Постановка в отличие от книжной сказки динамична. В ней нет философичных монологов в стиле «из пустого в порожнее». Разве что философичные афоризмы, работающие на общую идею: доброта – это единственное чудо, способное излечить от ядовитого поцелуя Снежной Королевы и оживить умирающие розы. На поиски названого брата Кая смелая Герда отправилась одна, не прихватив даже малюсенькой зубочистки. «Потому что ее сила – в ее сердце. И служат ей звери и птицы…» – сказала мудрая Лапландка. …Дружеское театральное  напутствие нам, взрослым: любите в людях, а особенно в детях, их сердца, трепещущие, словно маленькие птички.Трое в лодке…  Все – пингвиныУ постановщика Михаила Заеца – неповторимый режиссерский почерк. «Во имя детства» – скорее всего так можно назвать направление, в котором он творит. Сколько бы Заец ни ставил раньше в драме, а сейчас в «Ангажементе», это всегда здоровое хулиганство, необидный стеб, озорство взрослого мальчишки. Взять, к примеру, премьеру «У ковчега в восемь». Библейская легенда Всемирного потопа куда как серьезна, а Михаил вслед за автором пьесы немцем Ульрихом Хубом превратил ее  в дворовую историю, которую бы понравилось пересказывать друг другу жителям одесских улочек. Пингвин, насмешка природы в красных ластах, прогневил Бога («он большой, умный, но невидимый»): сел на банку кока-колы, а подумал, что раздавил бабочку… Получай за это, «птица, воняющая рыбой», воды выше макушки. Вроде глуп пингвин, а всю ответственность взял на себя, слегка прибавив и значимости в животном мире. Ной строит спасительный ковчег. Белокрылая голубка (Надежда Емельянова) оповещает тварей («только парами, не забудьте билеты»). Твари торопятся к восьми часам – времени отправления огромного судна. Но пропуска на борт всего два, а пингвинов трое (Илья Матусевич, Екатерина Душина, Виталий Мигунов). Тогда друзья придумывают упаковать «лишнего» в чемодан и так, с багажом, прошествовать до трюма. Авантюра разыгрывается как по нотам. Перегруз, конечно, вышел, а что делать?! Наигрался Бог, перестал лить на Землю дожди, голубка, выпущенная с ковчега, принесла оливковую ветвь… Значит, пора выгружаться на сушу. Чтобы именно там услышать: «Так зачем вы пробирались на борт, если умеете плавать?!» Наигрались и Заец со сценографом Алексеем Паненковым: пингвины у них в виде растамана, шкипера и финна, льдины мягкие, как желе, уровень воды во время потопа отмечается на специальной шкале, а воду на сцену «впускают», откручивая огромный вентиль. Ну  и сам Всевышний у авторов спектакля – это… ребенок в белых футболке и шортиках (студиец Витя Горбунов), который лупит ладошкой по сине-зеленому шару, поливает его из леечки, вытирает насухо губкой. Может, Он  и правда такой: ребенок, сидящий внутри каждого из нас?!Мир детских фантазий и страховВ фойе Тюменского драматического театра рабочие сцены со стремянки украшали елку. Рядом лежал ворох мишуры, в которую хотелось нырнуть, как  в бассейн. Через день вокруг этих сверкающих украшений, которые уже были на елке, водили хоровод нарядные мальчики и девочки под руководством Деда Мороза, Снегурочки и сказочных героев. Премьера детского спектак-ля в драматическом театре погрузила нас, самых первых зрителей, в атмосферу знаменитой рождественской сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик» и самую чуточку – одноименного балета Петра Чайковского. Сказка оказалась одновременно знакомой и незнакомой. Основная сюжетная линия вдруг устраивала замысловатые выкрутасы, и на сцене вместе с Мари, Фрицем и Луизой появлялись узнаваемые детьми Бэтмен, Человек-паук и Супермен – ничего удивительного, просто они оказались среди подаренных игрушек. Пожалуй, спектакль не для малышей. Он только для смелых и умных детей! Потому что, имейте в виду, некоторые герои выглядят жутковато, а Дроссельмейер, хитроумный старичок, иногда комментирует действие учеными речами. Думаю, это как раз придется по вкусу детям индиго. На сцене – мир детских фантазий и страхов. Огромное зеркало отражает темный мир. Мыши во главе с королевой Мышильдой похожи на инопланетян. Таинственности добавляют суперсовременные спецэффекты. Но сколько смеха, веселья, благородства приходит со светлыми героями! Доброта Мари и ее готовность посмотреть в лицо страху помогают Щелкунчику стать снова прекрасным юношей. Взрослым тоже не будет скучно. Не только потому, что они лучше поймут интересы и чувства своих продвинутых детей. Мы увидели красоту и пародию, услышали римейк и классику, сравнили сказку из своего детства и ту, которая предлагается прагматичному юному представителю XXI века. Облегченно вздохнули: слава богу, добро все-таки победило! Остается добавить, что поставили спектакль режиссер, художник, балетмейстер и художник по свету из Санкт-Петербурга. Главные роли играют, и весьма эмоционально, молодые актеры Евгения Казакова, Антон Юдин, Наталья Никулина, Артем Козлов. С 23 по 30 декабря и со 2 по 9 января тюменских зрителей ждет 30 показов «Щелкунчика».

Зимой театральная Тюмень остается верна себе: для дорогих и любимых зрителей три городские сцены – кукольная, молодежная и драматическая – обычно дарят новогодние премьеры.

Тематика соответствующая: это истории, в финале которых торжествуют добро, справедливость, вера, счастье. Нынче театр кукол и драматический театр взяли в работу любимые каждым из нас с детства сказочные материалы Андерсена и Гофмана.

«Ангажемент», напротив, обратился к… библейскому сюжету Вселенского потопа, но представил его не занудно-дидактически-пафосно, а вполне себе удобоваримо для среднестатистического провинциала. В этом творческом состязании не проиграл никто. А все вместе три труппы сделали потрясающий праздник для детворы и взрослого народа.

Доброта – она от нас…


Почти часовой спектакль «Снежная королева» по грустно-лирическому сказочнику Андерсену – выбор Тюменского театра кукол.

Главный режиссер Сергей Грязнов облизывался на него давно. И вот решился, в качестве главного мастера по куклам пригласив известного кудесника-керамиста Александра Кухтерина. Герои, конечно же, получились не такими, как  у главного художника театра Сергея Перепелкина (в глазах его куколок, даже если это развеселая постановка, всегда читается светлая печаль, ко всему человечеству обращенная). Кухтеринские тростевые Герда, Кай, Бабушка, говорящие цветы в царском дворце, Карл и Клара, Разбойница, Олень, да  и сама властительница ледяного мира Снежная Королева и румяны, и озорны, и, как сказал бы великолепный Карлсон, «в меру упитаны, в самом расцвете сил».

Главные роли в премьере достались Ларисе Шереметьевой и Алексею Усову. Для обоих это дебют! В театре Усов работает не так давно, Шереметьева, напротив, старожил, но, имея чисто драматическое образование, с первой куклой доселе не выступала.
Постановка в отличие от книжной сказки динамична.

В ней нет философичных монологов в стиле «из пустого в порожнее». Разве что философичные афоризмы, работающие на общую идею: доброта – это единственное чудо, способное излечить от ядовитого поцелуя Снежной Королевы и оживить умирающие розы. На поиски названого брата Кая смелая Герда отправилась одна, не прихватив даже малюсенькой зубочистки. «Потому что ее сила – в ее сердце. И служат ей звери и птицы…» – сказала мудрая Лапландка.

…Дружеское театральное  напутствие нам, взрослым: любите в людях, а особенно в детях, их сердца, трепещущие, словно маленькие птички.

Трое в лодке…  Все – пингвины


У постановщика Михаила Заеца – неповторимый режиссерский почерк. «Во имя детства» – скорее всего так можно назвать направление, в котором он творит. Сколько бы Заец ни ставил раньше в драме, а сейчас в «Ангажементе», это всегда здоровое хулиганство, необидный стеб, озорство взрослого мальчишки.

Взять, к примеру, премьеру «У ковчега в восемь». Библейская легенда Всемирного потопа куда как серьезна, а Михаил вслед за автором пьесы немцем Ульрихом Хубом превратил ее  в дворовую историю, которую бы понравилось пересказывать друг другу жителям одесских улочек. Пингвин, насмешка природы в красных ластах, прогневил Бога («он большой, умный, но невидимый»): сел на банку кока-колы, а подумал, что раздавил бабочку… Получай за это, «птица, воняющая рыбой», воды выше макушки. Вроде глуп пингвин, а всю ответственность взял на себя, слегка прибавив и значимости в животном мире.

Ной строит спасительный ковчег. Белокрылая голубка (Надежда Емельянова) оповещает тварей («только парами, не забудьте билеты»). Твари торопятся к восьми часам – времени отправления огромного судна.

Но пропуска на борт всего два, а пингвинов трое (Илья Матусевич, Екатерина Душина, Виталий Мигунов). Тогда друзья придумывают упаковать «лишнего» в чемодан и так, с багажом, прошествовать до трюма. Авантюра разыгрывается как по нотам. Перегруз, конечно, вышел, а что делать?! Наигрался Бог, перестал лить на Землю дожди, голубка, выпущенная с ковчега, принесла оливковую ветвь… Значит, пора выгружаться на сушу. Чтобы именно там услышать: «Так зачем вы пробирались на борт, если умеете плавать?!»

Наигрались и Заец со сценографом Алексеем Паненковым: пингвины у них в виде растамана, шкипера и финна, льдины мягкие, как желе, уровень воды во время потопа отмечается на специальной шкале, а воду на сцену «впускают», откручивая огромный вентиль. Ну  и сам Всевышний у авторов спектакля – это… ребенок в белых футболке и шортиках (студиец Витя Горбунов), который лупит ладошкой по сине-зеленому шару, поливает его из леечки, вытирает насухо губкой. Может, Он  и правда такой: ребенок, сидящий внутри каждого из нас?!

Мир детских фантазий и страхов


В фойе Тюменского драматического театра рабочие сцены со стремянки украшали елку. Рядом лежал ворох мишуры, в которую хотелось нырнуть, как  в бассейн. Через день вокруг этих сверкающих украшений, которые уже были на елке, водили хоровод нарядные мальчики и девочки под руководством Деда Мороза, Снегурочки и сказочных героев.

Премьера детского спектак-ля в драматическом театре погрузила нас, самых первых зрителей, в атмосферу знаменитой рождественской сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик» и самую чуточку – одноименного балета Петра Чайковского.

Сказка оказалась одновременно знакомой и незнакомой. Основная сюжетная линия вдруг устраивала замысловатые выкрутасы, и на сцене вместе с Мари, Фрицем и Луизой появлялись узнаваемые детьми Бэтмен, Человек-паук и Супермен – ничего удивительного, просто они оказались среди подаренных игрушек.

Пожалуй, спектакль не для малышей. Он только для смелых и умных детей! Потому что, имейте в виду, некоторые герои выглядят жутковато, а Дроссельмейер, хитроумный старичок, иногда комментирует действие учеными речами. Думаю, это как раз придется по вкусу детям индиго.

На сцене – мир детских фантазий и страхов. Огромное зеркало отражает темный мир. Мыши во главе с королевой Мышильдой похожи на инопланетян. Таинственности добавляют суперсовременные спецэффекты. Но сколько смеха, веселья, благородства приходит со светлыми героями! Доброта Мари и ее готовность посмотреть в лицо страху помогают Щелкунчику стать снова прекрасным юношей.

Взрослым тоже не будет скучно. Не только потому, что они лучше поймут интересы и чувства своих продвинутых детей. Мы увидели красоту и пародию, услышали римейк и классику, сравнили сказку из своего детства и ту, которая предлагается прагматичному юному представителю XXI века. Облегченно вздохнули: слава богу, добро все-таки победило!

Остается добавить, что поставили спектакль режиссер, художник, балетмейстер и художник по свету из Санкт-Петербурга. Главные роли играют, и весьма эмоционально, молодые актеры Евгения Казакова, Антон Юдин, Наталья Никулина, Артем Козлов. С 23 по 30 декабря и со 2 по 9 января тюменских зрителей ждет 30 показов «Щелкунчика».

593Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Тема этого года: «Великая Победа: наследие и наследники».
Она размещена на втором и пятом этажах Тюменской областной думы.
Увидеть необычную версию сказки Петра Ершова можно 25 октября на сцене Центра национальных культур.
Мероприятие в честь десятилетия организации состоялось в Тюменской областной библиотеке им. Д. И. Менделеева.
Вниманию читателей статья историка Николая Пачежерцева.
Праздничные мероприятия продлятся с 4 по 10 ноября.
22 октября состоится литературный праздник «Белые журавли». Его учредил Расул Гамзатов.
На площадках Тюменского института культуры встретятся ценители фольклора.

Опрос
Готовы ли вы отказаться от использования изделий из пластика?
Да, конечно
Мы отказались от полиэтиленовых пакетов
Готовы, если этот пластик опасен для здоровья
Нет, пластик — это удобно
Да, если появится альтернатива пластику
Нет, проблема не в пластике, а в его использовании и утилизации

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное