Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Пусть благодать на нас, сердешных, снизойдет...»

Общество, 01:06, 01 декабря 2011, Валерий ХОМЯКОВ
Слушать новость
«Пусть благодать на нас, сердешных, снизойдет...» . .

На Дмитрия Мизгулина я обратил внимание, когда читал поэтическую подборку в «Нашем современнике» и «Молодой гвардии». Порадовался, помню, что русская линия в поэзии не иссякает. Потом, увидев сборник стихов Мизгулина «Духов день», остановился на названии. Слишком близко оно оказалось моему мировидению. К счастью, не ошибся. Со страниц книги звучала русская речь! И вот новый сборник «В зеркале изменчивой природы». Он во многом необычен.

Дело в том, что каждое стихотворение существует не изолированно, а в связке с фотографиями Аркадия Елфимова в художественной обработке с помощью компьютерной графики, предпринятой Василием Валериусом и его помощницей Полиной Винокуровой. В отдельности замечательны и стихи, и картины, но их дуэт дает совершенно новое ощущение. То ли картина дополняет стихи, то ли стихи проясняют картину…

Трио Мизгулин-Елфимов-Валериус – явление во многом уникальное в современном искусстве и современной книжной графике. Уникально и само издание сборника. Перед читателями отнюдь не иллюстрации к стихотворениям. Возьму на себя смелость утверждать, что если бы художники решили поднять на уровень настоящего искусства творчество какого-либо среднего поэта, целостность изобразительно-выразительной ткани была сразу нарушена. Картины будут существовать сами по себе, а к ним придатком пойдут серенькие стихи. Должна «сложиться» родственность душ, взглядов, что мы и видим в данном случае. Художник и поэт, объединившись, стремятся разглядеть и понять красоту и гармонию искусства, привнести в мир свет истины.
Из предисловия к сборнику Дмитрия Мизгулина «В зеркале изменчивой природы», написанного Юрием Перминовым, я узнал, что эта книга юбилейная, приуроченная к мудрой дате 50-летия.

Сборник состоит из 50 стихотворений, что, как мне представляется, символизирует жизненный путь поэта. Открывается он стихотворением «Стремишься истину найти…», где автор выражает жизненное кредо: «Чтоб выжить в жизни перемен, ни в чем не надо изменяться». Художественная система Мизгулина определяется неповторимой концепцией мира и человека, что обусловило своеобразие решения многих
традиционных тем и проблем, глубину философских, этических и эстетических взглядов, оригинальность поэтического стиля.

В поэзии Дмитрия Александровича (и это главное) присутствуют ценностные нравственно-философские категории, связанные с понятием родины, родного дома, православной веры, гармоничных отношений между человеком и природой. Кстати, это стихотворение помещено на развороте, где изображен православный храм. Я думаю, что Аркадий Елфимов и Василий Валериус увидели ядро поэзии Мизгулина не в каких-то внешних проявлениях, а в сердцевине русского духа, русской души. Как скажет поэт:

Чтобы осень жизни принимая,
Гроздь рябины жадно сжав в горсти,
Журавлей последних провожая,
Мне покой и веру обрести.
(«Свадьбы. Дни рождения. Крестины…»)

Православная основа русского бытия всегда была сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях народного мироощущения. Религиозное мирочувствование в стихах Мизгулина обнаруживается постоянно. Достаточно назвать «Рождество», «Морозы грянули. Крещенье…», «Ангел-хранитель», «Утренний ангел», «Погаснут светила в полуденный час…», «Духов день». Замечу, что это связано с религиозным поиском, который прослеживается во всей книге. Так, в стихотворении «Духов день» автор пишет:

Все земные законы круша,
Время мчится, сметая преграды…
Но бессмертной пребудет душа.
Вот об этом подумать и надо.

Удивительно тонко почувствовали православное слово Мизгулина фотограф Елфимов и книжный график Валериус. Картины, как и стихи поэта, словно обращены за линию горизонта в Божественное неведомое. Так, в стихотворении «Снежный ангел» поэтическое слово погружается в какой-то вселенско-апокалиптический водоворот. И мы не знаем, что станет с лирическим героем: поглотит ли его мрак житейских страстей, либо он выйдет из него преображенным. Автор оставляет выбор за читателем:

Кому – в небесные края,
Кому – в земную тьму…
И буду долго-долго я
Смотреть вослед ему.

Хочу заметить, что его религиозное чувство всегда сдержанно, строго, мудро. Ни в одном стихотворении поэт не выпячивает их напоказ. Как человек ищущий, он пытается понять тайну жизни, духовную истину.

Следует обратить внимание и на поэтическую функцию памяти в художественном сознании автора. Это не только источник прошлой информации, но и форма выявления вечных категорий: добра, веры, любви к людям. Можно назвать такие стихи, как «А вспомнишь – на память приходят не даты…», «Нашей памяти долгий свет…», «Бессонница», «Похоже, слишком много знаю…», «Память», «Жизнь не просто прошла – пролетела…». Экспрессивно-личностное начало в последнем стихотворении
усиливается исповедальной формой. Акцент делается на сокровенных мыслях и чувствах. Я хочу привести его полностью:

Жизнь не просто прошла – пролетела.
Оглянуться б – да поезд умчал.
И беззвездная ночь онемела,
И разбилась вода о причал.
Жизнь не просто прошла – а промчалась.
Заклубился туман над рекой.
И полуночи птица вскричала,
Захлебнулась таежной тоской.
Жизнь не просто прошла.
Так не просто…
Мне, мальчишке, как будто вчера,
Так хотелось быстрее стать взрослым,
Так хотелось… И осень пришла.
Облетают последние листья,
Завтра грянет мороз поутру,
И рябины оранжевой кисти
Зазвенят на студеном ветру.

По поэтической натуре Дмитрий Мизгулин прежде всего поэт-лирик. Это не значит, что в его стихах отсутствуют гражданские темы. Человек своего времени, он не мог остаться в стороне от проблем века. Чувства и размышления автора о сегодняшнем дне придают его стиху неповторимость и оригинальность. В стихотворении «Была когда-то Родина…» он пишет:

Была когда-то Родина. А ныне
В своей стране живут как на чужбине,
Где дикторы с акцентом говорят,
Где исчезает человечность быта,
Где состраданье напрочь позабыто,
Где вывески английские горят.

Сказано смело, жестко, но такова реальность бытия. И все же повторюсь, что гражданская поэзия уступает место поэзии лирической, философским размышлениям о смысле жизни. Да и сам поэт признается:

Другие дни. Другие даты.
Иная Родина и речь.
Но в ожидании расплаты
Суметь бы душу уберечь.
(«Похоже, слишком много знаю…»)
Щедро одаренный человек,
он и в природе стремится найти гармонию:
Я искал взаимности у леса,
У полей, мерцающих белесо
В тусклом свете матовой луны,
У реки, спешащей суетливо
К тихой глади сонного залива,
У осенней гулкой тишины…
(«Я искал взаимности у леса…»)

Ни одно из времен года не прошло мимо поэта, ибо времена года по-своему символизируют человеческую жизнь. Поэт создает многоплановый поэтический мир, где есть все: красота и увядание, любовь и разлука, жизнь и смерть, вера и неверие, радость бытия и тоска одиночества. В лирике Мизгулина мир природы и мир человека, мотивы забвения (утраты) и воспоминания (обретение памяти), мысль о преходящности всего живого на земле и неизбывности, вечности человеческой памяти сливаются в гармоническом единстве.

Закончить свои размышления о поэзии Дмитрия Мизгулина мне бы хотелось словами Флоренского, который писал: «Верь в Истину, надейся на Истину, люби Истину», – вот голос самой Истины, неизменно звучащей в душе философа.
И если бы его постигла неудача с первою попыткою веры, он с удвоенною решимостью взялся бы за нее снова». Так вот «свет истины», несомненно, бывает виден истинным поэтам. И Дмитрий Мизгулин, поэт духовного направления, на протяжении всего творческого пути провозглашает этот голос истины.

Валерий ХОМЯКОВ, доктор филологических наук, профессор Омского государственного университета имени Достоевского, член Союза писателей России

Далее в сюжете: О поэте-банкире Дмитрии Мизгулине

На Дмитрия Мизгулина я обратил внимание, когда читал поэтическую подборку в «Нашем современнике» и «Молодой гвардии». Порадовался, помню, что русская линия в поэзии не иссякает. Потом, увидев сборник стихов Мизгулина «Духов день», остановился на названии. Слишком близко оно оказалось моему мировидению. К счастью, не ошибся. Со страниц книги звучала русская речь! И вот новый сборник «В зеркале изменчивой природы». Он во многом необычен.

Дело в том, что каждое стихотворение существует не изолированно, а в связке с фотографиями Аркадия Елфимова в художественной обработке с помощью компьютерной графики, предпринятой Василием Валериусом и его помощницей Полиной Винокуровой. В отдельности замечательны и стихи, и картины, но их дуэт дает совершенно новое ощущение. То ли картина дополняет стихи, то ли стихи проясняют картину…

Трио Мизгулин-Елфимов-Валериус – явление во многом уникальное в современном искусстве и современной книжной графике. Уникально и само издание сборника. Перед читателями отнюдь не иллюстрации к стихотворениям. Возьму на себя смелость утверждать, что если бы художники решили поднять на уровень настоящего искусства творчество какого-либо среднего поэта, целостность изобразительно-выразительной ткани была сразу нарушена. Картины будут существовать сами по себе, а к ним придатком пойдут серенькие стихи. Должна «сложиться» родственность душ, взглядов, что мы и видим в данном случае. Художник и поэт, объединившись, стремятся разглядеть и понять красоту и гармонию искусства, привнести в мир свет истины.
Из предисловия к сборнику Дмитрия Мизгулина «В зеркале изменчивой природы», написанного Юрием Перминовым, я узнал, что эта книга юбилейная, приуроченная к мудрой дате 50-летия.

Сборник состоит из 50 стихотворений, что, как мне представляется, символизирует жизненный путь поэта. Открывается он стихотворением «Стремишься истину найти…», где автор выражает жизненное кредо: «Чтоб выжить в жизни перемен, ни в чем не надо изменяться». Художественная система Мизгулина определяется неповторимой концепцией мира и человека, что обусловило своеобразие решения многих
традиционных тем и проблем, глубину философских, этических и эстетических взглядов, оригинальность поэтического стиля.

В поэзии Дмитрия Александровича (и это главное) присутствуют ценностные нравственно-философские категории, связанные с понятием родины, родного дома, православной веры, гармоничных отношений между человеком и природой. Кстати, это стихотворение помещено на развороте, где изображен православный храм. Я думаю, что Аркадий Елфимов и Василий Валериус увидели ядро поэзии Мизгулина не в каких-то внешних проявлениях, а в сердцевине русского духа, русской души. Как скажет поэт:

Чтобы осень жизни принимая,
Гроздь рябины жадно сжав в горсти,
Журавлей последних провожая,
Мне покой и веру обрести.
(«Свадьбы. Дни рождения. Крестины…»)

Православная основа русского бытия всегда была сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях народного мироощущения. Религиозное мирочувствование в стихах Мизгулина обнаруживается постоянно. Достаточно назвать «Рождество», «Морозы грянули. Крещенье…», «Ангел-хранитель», «Утренний ангел», «Погаснут светила в полуденный час…», «Духов день». Замечу, что это связано с религиозным поиском, который прослеживается во всей книге. Так, в стихотворении «Духов день» автор пишет:

Все земные законы круша,
Время мчится, сметая преграды…
Но бессмертной пребудет душа.
Вот об этом подумать и надо.

Удивительно тонко почувствовали православное слово Мизгулина фотограф Елфимов и книжный график Валериус. Картины, как и стихи поэта, словно обращены за линию горизонта в Божественное неведомое. Так, в стихотворении «Снежный ангел» поэтическое слово погружается в какой-то вселенско-апокалиптический водоворот. И мы не знаем, что станет с лирическим героем: поглотит ли его мрак житейских страстей, либо он выйдет из него преображенным. Автор оставляет выбор за читателем:

Кому – в небесные края,
Кому – в земную тьму…
И буду долго-долго я
Смотреть вослед ему.

Хочу заметить, что его религиозное чувство всегда сдержанно, строго, мудро. Ни в одном стихотворении поэт не выпячивает их напоказ. Как человек ищущий, он пытается понять тайну жизни, духовную истину.

Следует обратить внимание и на поэтическую функцию памяти в художественном сознании автора. Это не только источник прошлой информации, но и форма выявления вечных категорий: добра, веры, любви к людям. Можно назвать такие стихи, как «А вспомнишь – на память приходят не даты…», «Нашей памяти долгий свет…», «Бессонница», «Похоже, слишком много знаю…», «Память», «Жизнь не просто прошла – пролетела…». Экспрессивно-личностное начало в последнем стихотворении
усиливается исповедальной формой. Акцент делается на сокровенных мыслях и чувствах. Я хочу привести его полностью:

Жизнь не просто прошла – пролетела.
Оглянуться б – да поезд умчал.
И беззвездная ночь онемела,
И разбилась вода о причал.
Жизнь не просто прошла – а промчалась.
Заклубился туман над рекой.
И полуночи птица вскричала,
Захлебнулась таежной тоской.
Жизнь не просто прошла.
Так не просто…
Мне, мальчишке, как будто вчера,
Так хотелось быстрее стать взрослым,
Так хотелось… И осень пришла.
Облетают последние листья,
Завтра грянет мороз поутру,
И рябины оранжевой кисти
Зазвенят на студеном ветру.

По поэтической натуре Дмитрий Мизгулин прежде всего поэт-лирик. Это не значит, что в его стихах отсутствуют гражданские темы. Человек своего времени, он не мог остаться в стороне от проблем века. Чувства и размышления автора о сегодняшнем дне придают его стиху неповторимость и оригинальность. В стихотворении «Была когда-то Родина…» он пишет:

Была когда-то Родина. А ныне
В своей стране живут как на чужбине,
Где дикторы с акцентом говорят,
Где исчезает человечность быта,
Где состраданье напрочь позабыто,
Где вывески английские горят.

Сказано смело, жестко, но такова реальность бытия. И все же повторюсь, что гражданская поэзия уступает место поэзии лирической, философским размышлениям о смысле жизни. Да и сам поэт признается:

Другие дни. Другие даты.
Иная Родина и речь.
Но в ожидании расплаты
Суметь бы душу уберечь.
(«Похоже, слишком много знаю…»)
Щедро одаренный человек,
он и в природе стремится найти гармонию:
Я искал взаимности у леса,
У полей, мерцающих белесо
В тусклом свете матовой луны,
У реки, спешащей суетливо
К тихой глади сонного залива,
У осенней гулкой тишины…
(«Я искал взаимности у леса…»)

Ни одно из времен года не прошло мимо поэта, ибо времена года по-своему символизируют человеческую жизнь. Поэт создает многоплановый поэтический мир, где есть все: красота и увядание, любовь и разлука, жизнь и смерть, вера и неверие, радость бытия и тоска одиночества. В лирике Мизгулина мир природы и мир человека, мотивы забвения (утраты) и воспоминания (обретение памяти), мысль о преходящности всего живого на земле и неизбывности, вечности человеческой памяти сливаются в гармоническом единстве.

Закончить свои размышления о поэзии Дмитрия Мизгулина мне бы хотелось словами Флоренского, который писал: «Верь в Истину, надейся на Истину, люби Истину», – вот голос самой Истины, неизменно звучащей в душе философа.
И если бы его постигла неудача с первою попыткою веры, он с удвоенною решимостью взялся бы за нее снова». Так вот «свет истины», несомненно, бывает виден истинным поэтам. И Дмитрий Мизгулин, поэт духовного направления, на протяжении всего творческого пути провозглашает этот голос истины.

Валерий ХОМЯКОВ, доктор филологических наук, профессор Омского государственного университета имени Достоевского, член Союза писателей России



Ранее в сюжете

«Быть человеком между людьми»

10

«Я помню дни весенние...»

06

Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта