В детский сад – как на праздник
В нашей семье грядут большие перемены: весной ребятам идти в детский сад. Событие важное, но в целом типичное для любой семьи. В нашем случае дело осложняется нежеланием мужа отдавать сына и дочь на воспитание в дошкольное учреждение.
Всеми способами пытаюсь убедить супруга, что в сад Мише и Соне ходить необходимо. Во-первых, им уже наскучило дома. Если я и успеваю в промежутке между домашними хлопотами позаниматься с малышами, то совсем чуточку. Большую часть времени дети предоставлены сами себе, а они еще не в том возрасте, чтобы подолгу играть самостоятельно. Миша очень активный, подвижный и темпераментный мальчик, даже двухразовые прогулки не иссушают запаса его энергии, поэтому у них с сестрой нередко случаются ссоры, хотя Соня более спокойная и неконфликтная. К тому же Миша уже давно и охотно общается с другими детьми и не стесняется знакомиться со взрослыми. Значит, пора…
Педагоги и психологи единодушны во мнении, что самый подходящий возраст для начала посещения дошкольного учреждения – три года. В этот период жизни ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, ведь границы его маленького мира год от года расширяются.
Но надо учитывать психологические и эмоциональные особенности каждого малыша: если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся или ребенок сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, адаптироваться в коллективе ему будет сложно. Миша, к примеру, давно созрел для садика, чего не скажешь о Соне. Она редко вступает в коллективные игры, предпочитая наблюдать за действием со стороны, может больше часа качаться на качели или играть одной куклой. В этом дочь похожа на меня: я хоть и любила «резиночку», «вышибалы», прятки и другие коллективные игры, но вместе с тем радовалась возможности побыть в одиночестве и никогда не скучала.
И все же маленьким интровертам надо учиться общению с окружающими – с возрастом приобретать эти навыки будет куда сложнее. И именно общение главное преимущество детского сада. В играх со сверстниками формируются основы взаимодействия с людьми: умение действовать сообща, прислушиваться к желаниям окружающих и способность грамотно отстаивать свои убеждения.
Конечно, мои дети каждо-дневно общаются друг с другом. Заводила, понятно, Миша: он придумывает игры, сюжеты для которых берет из мульт-фильмов, распределяет роли и втягивает в игру сестру. Но ведь мир недолго будет ограничиваться рамками нашей семьи, пора двигаться дальше.
Вместе с тем для многих детей, какими бы активными и независимыми они ни были, детский сад – это стресс: малыш попадает в непривычные для него условия, приходится привыкать жить по новым правилам, и рядом нет любимой мамы. Основная задача родителей – помочь своему чаду и подготовить к новому этапу в жизни.
Рассказываю детям, как замечательно в садике, сколько там интересных занятий и новых друзей, как весело проходят праздники. Кроме того, мы стали включать детский сад в игры: строим его из кубиков и конструктора, собираем игрушки быстро, «как в садике», кладем все необходимое в рюкзачки и «идем в садик». Мы непременно сходим туда заранее, чтобы ребята все увидели своими глазами: воспитателей («Мама, а воспитатель в очках?» – выпытывает у меня Миша), детишек, с которыми станут общаться, площадку для прогулок, и тогда новое место и новые люди не станут для них неожиданностью.
Прочитала еще, что хорошо бы заранее перевести ребенка на детсадовский режим дня и придерживаться его даже в выходные. Ну а болезни – да, будут. Так же, как при смене климата. Но кто ж откажется поехать летом на море из-за угрозы какой-то там акклиматизации?