Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Единственная в России косторезная фабрика

Общество, 14:23, 30 ноября 2011,
Слушать новость
Единственная в России косторезная фабрика. .

На конкурс «Книга рекордов...», проводимый редакцией газеты, продолжают поступать отклики читателей. Предлагаем вашему вниманию материал еще одной тобольской школьницы – Ольги Голенковой.

В новом микрорайоне Тобольска расположена знаменитая фабрика художественных косторезных изделий. Ее возникновение и развитие неотделимы от истории одного из древнейших народных промыслов Руси. Еще в X--XV веках косторезные мастерские наряду с ювелирными существовали в Киеве, Новгороде, Рязани. «Резьба руссов» славилась далеко за пределами Руси. Изображения в кости крупных животных, особенно из моржовых клыков («рыбьего зуба»), ценились наряду с коваными седлами и мехами.

В XVII веке русские переселенцы организовали косторезный промысел в Тобольске. Этому способствовало обилие мамонтовой кости в Западной Сибири и знакомство с резьбой сибирских аборигенов. На зарождение здесь косторезного промысла отчасти повлияли и находившиеся во время Северной войны в плену шведы, которым было разрешено заниматься ремеслами.

До конца XVIII века тобольские мастера изготовляли из кости украшения для оружия, пороховницы, табакерки, гребни, шкатулки. Затем появляется круглая скульптура. Очевидно, в этом сказалось влияние искусства аборигенов, которые из кости и дерева резали фигурки тотемных животных. В 1860-х годах увлекся резьбой по кости известный сибирский художник, воспитанник декабристов Михаил Знаменский, много сделавший для превращения косторезного ремесла в искусство, причем тяготеющее к критическому реализму. Под влиянием Знаменского занялся резьбой ссыльный польский революционер Игнатий Пляпас. Знаменитый тобольский косторез Порфирий Терентьев первую школу тоже прошел у Знаменского.

В 1872 году тобольский землемер, знаток археологии и этнографии Иван Овешков открыл косторезную мастерскую, несколько позже получившую название Сибирской. После того как изделия мастерской побывали на Екатеринбургской выставке (1887), заказы в Тобольск стали поступать из крупнейших городов России. Поэтому появилось еще несколько мастерских, в том числе и самая большая – «Образцовая сибирская мастерская», организованная в 1893 году приехавшей из Петербурга Мельгуновой.

Изделия тобольских мастерских были отмечены на выставках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем Новгороде. Именно в это время сформировался стиль тобольского косторезного искусства -- точная, детально проработанная круглая реалистическая скульптура, отличающаяся мягкой моделировкой, строгим отбором форм при общей «станковой» их трактовке, преобладающей северной тематикой. В отличие от холмогорской школы, где превалировали декоративно-прикладные изделия и кость превращалась в легкое ажурное кружево, тобольские косторезы создавали в основном миниатюрную настольную скульптуру, сохраняя при этом плотность и весомость кости, искусно выявляя ее структуру шлифовкой и полировкой.

К началу Первой мировой войны тобольский косторезный промысел, так и не получивший официальной поддержки, практически угас. Лишь в 1929 году четыре старейших тобольских резчика организовали при артели «Кустарь» косторезный цех. Через три года его преобразовали в самостоятельную промысловую артель «Коопэкспортсбыт». В 1960 году артель получает более солидный статус фабрики. В 1975 году коллектив фабрики награжден орденом «Знак Почета».

Возродилась былая слава тобольских мастеров. Изделия усложнились, стали преобладать многофигурные композиции, но прежние художественные принципы и традиции сохранились, хотя форма стала более обобщенной. По сути дела, современными тобольскими косторезами создан своеобразный национальный эпос: целая нация стала героем искусства изящной костяной скульптуры.

Современная тобольская косторезная школа получила всеобщее признание. Работы ее мастеров не раз демонстрировались на различных выставках вплоть до международных и хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, многих других музеях мира.

Дорогие читатели! Напоминаем, что конкурс еще продолжается. Положение о нем опубликовано в № 227 за 8 декабря 2010 года, а также на портале издания tumentoday.ru. Участвуя в конкурсе «Книга рекордов Тюменской области сегодня», вы получаете прекрасную возможность «убить двух зайцев»: прославить как наши города и веси, так и себя.

Далее в сюжете: Рощино: миллионный пассажир

На конкурс «Книга рекордов...», проводимый редакцией газеты, продолжают поступать отклики читателей. Предлагаем вашему вниманию материал еще одной тобольской школьницы – Ольги Голенковой.

В новом микрорайоне Тобольска расположена знаменитая фабрика художественных косторезных изделий. Ее возникновение и развитие неотделимы от истории одного из древнейших народных промыслов Руси. Еще в X--XV веках косторезные мастерские наряду с ювелирными существовали в Киеве, Новгороде, Рязани. «Резьба руссов» славилась далеко за пределами Руси. Изображения в кости крупных животных, особенно из моржовых клыков («рыбьего зуба»), ценились наряду с коваными седлами и мехами.

В XVII веке русские переселенцы организовали косторезный промысел в Тобольске. Этому способствовало обилие мамонтовой кости в Западной Сибири и знакомство с резьбой сибирских аборигенов. На зарождение здесь косторезного промысла отчасти повлияли и находившиеся во время Северной войны в плену шведы, которым было разрешено заниматься ремеслами.

До конца XVIII века тобольские мастера изготовляли из кости украшения для оружия, пороховницы, табакерки, гребни, шкатулки. Затем появляется круглая скульптура. Очевидно, в этом сказалось влияние искусства аборигенов, которые из кости и дерева резали фигурки тотемных животных. В 1860-х годах увлекся резьбой по кости известный сибирский художник, воспитанник декабристов Михаил Знаменский, много сделавший для превращения косторезного ремесла в искусство, причем тяготеющее к критическому реализму. Под влиянием Знаменского занялся резьбой ссыльный польский революционер Игнатий Пляпас. Знаменитый тобольский косторез Порфирий Терентьев первую школу тоже прошел у Знаменского.

В 1872 году тобольский землемер, знаток археологии и этнографии Иван Овешков открыл косторезную мастерскую, несколько позже получившую название Сибирской. После того как изделия мастерской побывали на Екатеринбургской выставке (1887), заказы в Тобольск стали поступать из крупнейших городов России. Поэтому появилось еще несколько мастерских, в том числе и самая большая – «Образцовая сибирская мастерская», организованная в 1893 году приехавшей из Петербурга Мельгуновой.

Изделия тобольских мастерских были отмечены на выставках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем Новгороде. Именно в это время сформировался стиль тобольского косторезного искусства -- точная, детально проработанная круглая реалистическая скульптура, отличающаяся мягкой моделировкой, строгим отбором форм при общей «станковой» их трактовке, преобладающей северной тематикой. В отличие от холмогорской школы, где превалировали декоративно-прикладные изделия и кость превращалась в легкое ажурное кружево, тобольские косторезы создавали в основном миниатюрную настольную скульптуру, сохраняя при этом плотность и весомость кости, искусно выявляя ее структуру шлифовкой и полировкой.

К началу Первой мировой войны тобольский косторезный промысел, так и не получивший официальной поддержки, практически угас. Лишь в 1929 году четыре старейших тобольских резчика организовали при артели «Кустарь» косторезный цех. Через три года его преобразовали в самостоятельную промысловую артель «Коопэкспортсбыт». В 1960 году артель получает более солидный статус фабрики. В 1975 году коллектив фабрики награжден орденом «Знак Почета».

Возродилась былая слава тобольских мастеров. Изделия усложнились, стали преобладать многофигурные композиции, но прежние художественные принципы и традиции сохранились, хотя форма стала более обобщенной. По сути дела, современными тобольскими косторезами создан своеобразный национальный эпос: целая нация стала героем искусства изящной костяной скульптуры.

Современная тобольская косторезная школа получила всеобщее признание. Работы ее мастеров не раз демонстрировались на различных выставках вплоть до международных и хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, многих других музеях мира.

Дорогие читатели! Напоминаем, что конкурс еще продолжается. Положение о нем опубликовано в № 227 за 8 декабря 2010 года, а также на портале издания tumentoday.ru. Участвуя в конкурсе «Книга рекордов Тюменской области сегодня», вы получаете прекрасную возможность «убить двух зайцев»: прославить как наши города и веси, так и себя.



Ранее в сюжете

Лучшие молодые предприниматели в УФО – тюменцы

11

Рекорды Тюменского АПК-2011

31

Как в муниципалитетах Тюменской области борются с паводком

19 апреля

Александр Моор лично проконтролировал, как на реке Ишим устраняют затор

19 апреля